Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«Мои любимые игрушки»
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Игрушки».
Программные задачи:
Образовательные:
- Учить детей составлять с помощью взрослого описательный рассказ об игрушке,
отвечать на вопросы;
- Закреплять умение разгадывать загадки;
- Учить употреблять в речи глаголы и прилагательные, грамотно сочетая их с
существительными.
Развивающие:
- Развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование:
1. Картинки с изображениями игрушек;
2. Игрушки: мячик, зайка, мишка, лошадка, машина, кубики, пирамидка, неваляшка;
3.Музыкальное сопровождение (трек гр.Барбарики «Плакали игрушки»)
Предварительная работа:
Чтение и разучивание стихотворений А. Барто игрушки. Разгадывание загадок.
Ход занятия:
В: Ребята, я сегодня шла на работу и рядом с нашей группой нашла вот этот интересный мешочек, он не простой, а волшебный, там лежат игрушки. А вот что за игрушки там лежат, вам нужно будет угадать.
Загадка:
Его пинают, а он не плачет
Его бросают, а он скачет.
Что это? (мячик)
Правильно, это мячик. Посмотрите, какой он красивый, какого он цвета? А какой он формы? А стихотворение про мячик знаете? Давайте прочитаем его!
«Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Молодцы ребята.
Прислушайтесь, мне показалось или на самом деле кто- то плачет у нас в ванне? Давайте
пойдём, посмотрим
(в ванне лежит зайчик весь мокрый)
Ребята, это что же за хозяйка бросила тут зайку? Давайте его пожалеем. Может, кто- то
из вас это сделал? Ребята, а вы знаете стихотворение про зайку?
Зайка
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Ребята потрогайте его, какой он?
Д: Холодный, мокрый и т.д.
Скажите, пожалуйста, хорошая хозяйка у этого зайки? (ответы детей)
Ребята, разве можно оставлять свои игрушки на улице? (ответы детей)
А бросать их? (ответы детей)
Как же нам помочь зайчику, чтоб ему теплее было? (ответы детей)
Ребята, а вы хотите поиграть с зайчиком?
Физкультминутка.
Дети становятся в круг, взрослый - в центре. Он говорит и показывает движения.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
В: Ребята, присаживаемся на стульчики. Наш мешочек ещё не пустой.
В: Ребята, послушайте еще загадку:
Пыхтит как пышка
Пухлый...(Мишка.)
Что за игрушка? (ответы детей)
Правильно мишка! Посмотрите, какой он? (ответы детей)
А про мишку вы знаем стихотворение?
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Слушайте следующую загадку:
Быстрее ветра я скачу,
''Цок-цок, '' – копытами стучу,
Я громко ''иго - го'' кричу,
Садись на спину – прокачу! (Лошадка)
Как поёт лошадка? (И-и-и-и- го-го, и-и-и-и-го-го.)
А стихотворение про лошадку вы знаем?
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
причешу ей шерстку гладко,
гребешком расправлю хвостик
и верхом поеду в гости.
Ребята, а в этом стихотворении хороший хозяин? (ответы детей)
Как копыта у лошади цокают? (Цок-цок-цок.)
Поскачем вместе с лошадкой. (изображают, что скачут на лошадке)
Посмотрите, куда мы прискакали.
Воспитатель подводит детей к доске, на которой висят картинки со спрятанными изображениями. Дети садятся на стульчики полукругом.
В: Отгадайте еще загадку:
Из дерева, одна в другой
Они живут большой семьей.
Яркие, цветные
С цветами расписными. (Матрешка)
Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. (Кубики)
На столбике — цветные сушки.
Все вместе — детская игрушка. (Пирамидка)
Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла- ... (неваляшка)
Воспитатель переворачивает изображение.
Дидактическая игра «Зачем нужны игрушки?».
Все дети любят играть в игрушки. Посмотрите: кукла, машина, мяч, пирамидка, неваляшка, кубики. Как можно назвать всё это одним словом? (Игрушки.)
Зачем нужны игрушки? (ответы детей)
Как можно в них играть? (ответы детей)
Воспитатель показывает машину.
Ребята, что может делать машина?
Дети называют действия, которые можно производить с машиной. И так далее с другими игрушками.
(МАШИНА - её можно катать, возить за верёвочку, перевозить на ней кубики, кукол и т.д.
КУБИКИ - из них можно построить дом, ворота, башню, мост, дорогу.
ПИРАМИДКА - собирать, разбирать.
НЕВАЛЯШКА-наклонять, качать.)
Дидактическая игра «Большой и маленький»
Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Я даю вам игрушку, а скажите: «У меня большая машина, а эта – маленькая машинка».
Большой куб – маленький кубик.
Большая пирамида – маленькая пирамидка.
Большой заяц – маленький зайка.
Большая неваляшка – маленькая неваляшечка.
Дидактическая игра «чего не стало?».
Воспитатель предлагает еще раз назвать картинки по очереди и запомнить. Затем детям предлагается закрыть глаза. Незаметно от детей одно из изображений воспитатель убирает. Дети, открыв глаза должны вспомнить и назвать: «Какой игрушки не стало?»
Рефлексия
В: Вот и подошли к концу сюрпризы волшебного мешочка.
В нашей группе появились новые интересные игрушки, и я предлагаю время не терять и
с ними поиграть.