Занятие по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «День рождения зайца»
Коррекционно-образовательные задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, формировать умение придумывать сказку, опираясь на предметные картинки и рассказывать ее последовательно и логично.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать речевую активность, внимание, творческое мышление.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству, желание действовать сообща, в коллективе, умение слушать товарищей.
Оборудование: картинки, изображающие весенний лес и зимний лес; предметные картинки.
Материалы: картинки, изображающие весенний лес и зимний лес; предметные картинки с изображением примет весны, белки, ежика, зайца, лисы, веточек, травы, морковки, мышки, пня, микрофона, шишки, корзины.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Ребята, а вы знаете кто сочиняет сказки? (Автор, народ). Если сказку сочинил автор, то она будет какая? (Авторская). А если сказку придумал народ, то она будет какая? (Народная).
- А какие бывают виды сказок?
Волшебные (в них должны быть чудеса, волшебные предметы).
Сказки о животных (в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости).
Бытовые сказки (в них описывается жизнь простых людей, их быт).
- А хотите попробовать сегодня тоже сочинить сказку? Картинки нам в этом помогут.
Основная часть
Логопед. Смотрите, у нас есть три героя. Кто это? (Белка, заяц и ежик)
- Кто они такие? (Дикие животные). Где они живут? (В лесу)
- Значит, наша история будет происходить в лесу.
- А какое сейчас время года? (Весна).
- У нас есть две картинки с изображением леса. Какую вы выбираете? Почему? (на ней изображена весна). Значит наша история будет происходить в каком лесу? (В весеннем).
- Чтобы дальше наша сказка сказывалась надо рассказать нашим слушателям как изменилась природа в лесу весной. Начнем?
Координация речи с движением
Очнулись деревья от зимнего сна.
В марте по лесу гуляет весна.
В овраге ручьи шаловливо звенят.
И с юга на родину птицы летят.
Логопед. У нас есть вот такие картинки. Но как вы думаете, они все относятся к приметам весны? (Нет). Тогда выберете подходящие.
Каждый ребенок выбирает картинку с изображением весенней приметы и рассказывает о ней.
Логопед. А теперь вернемся к нашим героям. Что весной происходит с зайцем и белкой? (Они меняют свои шубки)
- Что делал ежик зимой? (Спал). А весной? (Он проснулся). Как вы думаете, он заметил какие изменения произошли в лесу?
- Итак, наши герои собрались вместе. Как вы думаете зачем? (У зайца день рождения).
- Почему вы так решили? (Заяц держит торт со свечкой).
- А на день рождения всегда приходят с чем? (С подарками).
- Как вы думаете с какими подарками могли прийти гости к зайцу? У нас есть картинки с изображением веточек с молодыми листочками, молодой травкой, морковкой и мышкой. (Гости пришли с веточками и травкой).
- Могли ли еж и белка найти морковку весной? (Нет. Урожай овощей убрали еще осенью).
- А мышку он съест? (Нет, заяц травоядное животное).
- А как вы думаете, кто из гостей мог бы подарить веточки, а кто молодую травку? (Белка подарила веточки, а ежик травку, т.к. ежику до веточек не дотянуться).
- Гостей надо развлекать. У нас есть картинки с изображением пня и микрофона. Как вы думаете их мог бы использовать заяц? (Встал на пенек и спел песню).
- Пока заяц пел песню, у нас появился еще один герой. Кто это? (Лиса). А почему же она пряталась? (Она хочет поймать зайца).
- Заяц очень увлечен песней. Ему грозит опасность? (Да) Будем зайца спасать?
- Смотрите, у нас есть шишка. Как можно ее использовать, чтобы напугать лису? (Бросить в нее шишку). А кто бы это мог сделать? (Белка). Почему?
- Итак, белка бросает в лису шишку и, что может дальше произойти? (Лиса от неожиданности пугается и убегает).
- Наш заяц спасен. Что заяц может сказать белке? (Спасибо).
- А чем заяц может отблагодарить белку? У нас есть картинка с изображением корзинки. Она белке может пригодиться? Как вы думаете зачем? (Белка будет складывать туда грибы и шишки).
- Сегодня мы вместе с нашими героями гуляли по лесу. Расскажите как это было.
Координация речи с движением
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Логопед. Присядем, отдохнем и вспомним всю сказку с самого начала. Теперь картинки расположены в определенном порядке и нам легко будет вспомнить все, что мы придумали.
Дети рассказывают всю сказку по цепочке и по желанию всю сказку целиком.
Примерная сказка
В лес пришла весна. Стало пригревать солнышко, растаял снег, зацвели первые весенние цветы, на ветках деревьев стали набухать почки, а потом появились молодые листочки, вернулись из теплых краев перелетные птицы, проснулись насекомые.
Однажды заяц пригласил к себе на день рождения своих друзей белку и ежика. Белка подарила зайцу веточки с молодыми листочками, а ежик пучок молодой травы. Заяц решил спеть для своих друзей. Он залез на пенек, взял микрофон и стал петь песню. Все это время за деревом пряталась лиса. Она наблюдала за зайцем и ждала удобного момента, чтобы напасть на него. Лису заметила белка. Она кинула в лису шишку. От неожиданности лиса испугалась и убежала. Заяц был спасен. Он поблагодарил белку и подарил ей корзину, в которую белка будет собирать на зиму грибы, шишки и орешки.
Логопед. Ребята, а как можно назвать нашу сказку? А к какому виду сказок можно отнести нашу сказку, к волшебным, сказкам о животных или бытовым?
У каждой сказки есть свое название. Как бы вы назвали нашу сказку?
Релаксация
Логопед. Ребята, мне сегодня понравилось с вами сочинять сказку. А вам понравилось? Было легко или трудно сочинять? Я знаю, что вы все хорошо рисуете. Сможете нарисовать иллюстрации к сказке, которую мы придумали? Согласны?