СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие расчитано на дошокльников 5-6 лет и направлено на обучение детей пересказывать художественный текст небольшого размера с целью развития навыков связной речи. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»»

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Лиса и рак»


Программное содержание:

Цель: учить пересказывать художественный текст небольшого размера, развивать связную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку;

- побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки;

- учить детей выразительно передавать речь героев, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;

- помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей;

- активизация и расширение активного словаря.  

Развивающие:

- развивать интонационную выразительность;

- развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;

- развитие эмоциональной сферы;

- развивать слуховое внимание, фонематического анализа, связную речь, логическое мышление и память;

- развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать терпение, умение с уважением относится к своим товарищам;

- воспитывать умение выслушать внимательно рассказы других детей.

Оборудование: иллюстрации по содержанию сказки «Лиса и рак», предметные картинки, подушки, маски лисы и рака для драматизации, медали, разрезные картинки, магнитная доска, магниты.


Ход занятия


I. Организационный момент

Приветствие.

- Ребята, сегодня у нас с вами будет непростое занятие, мы с вами будем путешествовать по сказочному лесу. Давайте мы с вами начнем наше путешествие , повторяйте за мной:

Раз , два, три повернись

И в сказочном лесу окажись.


1. Психогимнастика

Цель: развитие эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры.

- Ребята, мы с вами оказались в сказочном лесу. Вот мы идем по тропинке и видим, как на лесной полянке ходит лисичка.

Давайте представим, что мы с вами тоже лисички: покажите мне самоуверенную лису (она идет и думает про себя: «Я самая красивая, самая умная, самая хитрая»), покажите радостную лису, а теперь попробуйте показать грустную лису. Молодцы у вас очень хорошо получилось показать лисичку!

Мы с вами идем дальше, и вдруг вышли к реке, а в ней плавает рак. Давайте мы представим, что мы раки и покажем хитрого рака, уверенного рака, а теперь покажите веселого рака. Вы молодцы, замечательно играли со мной.


2. Повторение чистоговорок

Цель: развитие координации речи с движением.

Чтобы мы не намокли возле реки, давайте мы вернемся в лес, там так красиво, уютно, весело поют птички. Но вот мы и вернулись на лесную полянку, где еще до сих пор гуляет лиса.

Повторяйте за мной:

СА-СА-СА вот идет лиса.

СО-СО-СО лиса катит колесо.

СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы.

СУ-СУ-СУ знаем сказку про лису.


- Ребята, существует много, сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней? («Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Жихарка»и др. ).

- Молодцы, много знаете сказок про лису.


3. Д\И «Отгадай название сказки»

Цель: развитие фонематического анализа.

Чтобы сказку рассказать, 

Её название нужно угадать! 

Название зашифровано в картинках, чтобы разгадать название, нам нужно в каждой из этих картинок назвать первый звук.

Детям показываются картинки, из первых звуков выкладываются буквы и дети читают название сказки.


Сообщение темы занятия:

- Дети сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Лиса и рак».


II.Основная часть

1. Словарная работа

Цель: активизация и расширение активного словаря.

- Дети, когда вы будете слушать сказку, вам могут попадаться сложные слова, чтобы вам было все понятно, давайте подумаем, что такое клешня?

- Клешня, это рука рака, с помощью нее он может защищаться от врагов, добывать себе пищу.

- Дети, а что такое пенек? Правильно, это дерево, которое срубили. Пучеглазый, это значит с большими глазами. Уговор, это значит договориться о чем-то, пообещать.


2. Рассказ и обсуждение сказки «Лиса и рак» с опорой на сюжетные картинки

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление и память, побуждать детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, помочь детям уяснить главное в характере сказочных персонажей.

- Ребята, усаживайтесь поудобней, я буду рассказывать и показывать иллюстрации к сказке. И так сказка «Лиса и рак».

Беседа с детьми. 

1.Как называется сказка? С чего она начинается?

Зачем лиса пошла на реку, что с ней там случилось?

2. Что предложил рак лисе? - Значит, когда рак предлагал, он говорил это с насмешкой, потому что уже знал, как перехитрить лису.

3. Почему лиса согласилась бегать? - Лиса соглашалась смело, потому что была уверена, что рак её не перегонит.

4.Что рак придумал, чтобы обогнать лису ? А когда рак отцепился.?

5. Какая лиса в это сказке? (хитрая, самоуверенная) 

6. А рак? (спокойный, ловкий, умный, хитрый) 

- Ребята послушайте внимательно сказку ещё раз, а потом вы будете рассказывать её сами. 

Повторное рассказывание сказки.


3. Пересказ сказки «Лиса и рак»

Цель: учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, развивать связную речь, воспитывать умение выслушать внимательно рассказы других детей.

- Ребята, кто хочет побыть настоящим сказочником и рассказать сказку?

Пересказывают сказку 2-3 ребенка.

При необходимости воспитатель может использовать прием подсказывания нужного слова, при длительной паузе - продолжает пересказ за ребенка.

- Дети, давайте выберем с вами лучшего рассказчика, подумайте и скажите, кто был лучшим сказочником?


4.Физкультминутка

Цель: развивать общую моторику.

У лисицы острый нос

Показ пальцами носа

У неё пушистый хвост

Показ хвоста за собой

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты

Провести руками вдоль тела

Я охотница до птицы

Кур ловить я мастерица

Напрягая пальцы показывать хватательные движения

Как увижу – подкрадусь

Показать как крадется лиса

И тихонько затаюсь

Зажаться в комок

После прыгну и схвачу
Прыжок вперед

Деткам в норку отнесу.

Шаг на месте


5. Драматизация сказки «Лиса и рак»

Цель: развивать интонационную выразительность, развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях, развитие эмоциональной сферы.

- А сейчас поиграем в театр, вы будете как настоящие актеры!

Воспитатель вызывает трех детей и предлагает. Одному – за рака, другому - за лису, третьему за автора. 


6. Д\и «Собери картинку!»

Цель: развивать слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику, воспитывать терпение, умение с уважением относится к своим товарищам.

- Дети, у нас с вами осталось еще интересное задание от рака и лисы. Давайте мы с вами быстро поделимся на команды. Первая команда – команда лисы, вторая - раки. На доске сказочные герои приготовили для вас картинки из сказочного леса, но пока мы с вами слушали и рассказывали сказку, подул сказочный лесной ветерок и запутал наши картинки, давайте мы с вами соберем их и посмотрим, кто же победит в нашем соревновании, лисы или раки!


III.Заключительная часть


- Дети, наше занятие подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Но перед этим, скажите, понравилось ли вам наше путешествие? Что понравилось больше всего?

А теперь возвращаемся в детский сад , повторяйте за мной:

Раз , два, три повернись

И в детском саду окажись.

Сегодня вечером, когда вы придете домой обязательно расскажите родителям, бабушкам и дедушкам про наше путешествие и сказку про лису и рака.