Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Обитатели морей и океанов»
Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, н6а основе систематизации ранее сформированных представлений.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о внешнем виде, питании. Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
Развивать устную речь, развивать память, воображение и мышление, мелкую моторику рук, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе,
воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.
Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, музыкальное сопровождение на физминутку, разукрашивание рыбок, карточки с морскими обитателями
.
Ход занятия
Воспитатель:
А сегодня мы познакомимся с обитателями, живущими в реках, озерах, морях и океанах.
И так, вы готовы?
Но прежде чем мы с вами отправимся в путешествие нам нужно научиться дышать под водой. Давайте сделаем глубокий вдох носом, и длинный выдох через рот (дыхательная гимнастика повторяется три раза). Садитесь в наш специальный аппарат для путешествия под водой — батискаф закрывайте глаза и отправляемся в путешествие.
– Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
Его поменьше даже слон,
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это – (кит)
– Передние – ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха)
– Вот так Чудо! Вот так Диво!
Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь - быть беде! (Медуза)
– Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
Он может камня вид принять –
Умеет быстро цвет менять.
У него есть восемь ног…
Головоногий … (Осьминог)
Только мимо нас проплыли,
Поиграли и уплыли.
Среди волн мелькают спины,
Дети, кто это? (дельфины)
– Ползет в море паук -
Восемь ног, пара рук.
В руках клещи,
В глазах испуг. (Краб)
2. Упражнение с предлогами перед, за, между, под, над.
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином? Кто находится за китом? Кто между черепахой и морской звездой? Кто под китом? Кто над крабом? Кто перед морской звездой? Кто за медузой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто над дельфином?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо справились заданием. Дети, а вот несколько из морских обитателей могут находиться еще и на суше. Как вы думаете это кто?
Дети: краб и черепаха.
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.
Дети встают вокруг педагога.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого обитателя морского ласково. Для этого он оставил мячик. Я кидаю кому-нибудь из вас мячик и говорю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.
Выполняется игра.
Физминутка.”Осьминог».
Ветер дует, задувает (руки подняты вверх и раскачиваются)
Волны в стороны качает
Осьминог на дне сидит (топоют)
И ногами шевелит
Чайка над водой летает (имитируем движение крыльев)
И за рыбками ныряет (приседаем)
Осьминог на дне сидит (топаем ногами)
И ногами шевелит
Под водой на глубине (движения «плавают брасом»)
Крокодил плывет в воде
Осьминог на дне сидит (топают ногами)
И ногами шевелит.
Задание 1.Это кто (работа с картинками).
Воспитатель: Ребята, каждому из вас я раздала карточки с морскими обитателями, посмотрите и назовите кто изображен на вашей картинке!
Воспитатель: Правильно ребята. Вы всех назвали верно. Это морские животные и рыбы.
Давайте посмотрим, чем отличаются рыбы от животных.
Задание 2 Части тела рыбы
Воспитатель: У рыб есть части тела — голова, чешуя, плавники, жабры, усы, хвост, глаза, туловище.
А есть не только рыбы, но и животные. давайте посмотрим: у медузы есть туловище и щупальца, она киселеобразная, у осьминога, голова и восемь ног, щупальцев которыми он удерживает свою добычу. У дельфина и кита нет чешуи, у них гладкая кожа, а вместо жабр у них легкие, поэтому в основном они плавают на поверхности морей и океанов, чтобы дышать воздухом. Тело морской звезды покрыто шипами и кожей.
Морских обитателей очень много, и они разнообразны, но жить они могут только в море, поэтому они морские. В реке живут речные обитатели, в озере – озерные, в аквариуме – аквариумные и даже в болоте живут болотные.
Давайте посмотрим кто где живет! (Плакат)
Игра «Делим на слоги».
Воспитатель: посмотрите, черепаха наша совсем грустная. Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. На море были сильные волны и все камни смыло теперь черепаха не может вылезти на берег, Давай поможем черепахи и выложим берег из камней, но для этого нам нужно поделить слова на слоги. Сколько логов в слове столько вы возьмете камней и выложите берег для черепахи.
На доске выкладывается берег из камней.
Задание 3 Мой, моя, мои
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на доску, а про каких морских животных можно сказать мой кто? Моя кто? Мои кто?
А про кого он, она, они?
Правильно, молодцы!
Задание 4 «Какой он»
Воспитатель:
Ребята где можно увидеть морских обитателей?
Воспитатель:
Правильно в море.
Я называю морского обитателя, а вы какой он
Дельфин (добрый, ласковый, игривый, мокрый, быстрый)
Акула (злая, хищная, мокрая, быстрая, опасная)
Морская звезда (красивая, веселая, пятиконечная, разноцветная)
Кит (огромный, тяжелый, добрый)
Медуза (прозрачная, разноцветная, опасная)
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Справились и с этим заданием. А сейчас мы немножечко подвигаемся, встаем дружно в кружок и повторяем за мной слова и движения.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились, | Идем по кругу |
Наклонились и умылись | Наклоняемся, руками поглаживаем щечки (умываемся) |
Раз, два, три, четыре – Вот как славно освежились! | Ладошками, помахиваем на лицо, как веером |
А кого мы в речке увидели? Конечно же рыбок! | Наклоняемся и смотрим в речку |
Рыбки плавают, играют В чистой тепленькой воде! | сложенными вместе ладонями изображаем, как плывут рыбка |
То сожмутся, разожмутся | Прижимаем руки к телу, сжимаемся |
То зароются в песке! | Присели и ручками делаем закапывающиеся движения |
Воспитатель: Подвигались ребята, умнички, садимся на стульчики.
Задание 5 Наоборот
Воспитатель:
Ребята все животные очень разные, давайте с вами посмотрим какие они и придумаем слова наоборот!
Краб маленький, а кит? (большой)
Медуза медленная, а акула? (быстрая)
Кит длинный, а дельфин? (короткий)
Кит крупный, а осьминог? (мелкий)
Осьминог легкий, а кит? (тяжелый)
Акула злая, а дельфин? (добрый)
Воспитатель:
Молодцы, а наоборот попробуем?
Большой, а наоборот(маленький)
Быстрая, а наоборот (медленная)
Короткий, а наоборот (длинный)
Мелкий, а наоборот (крупный)
Тяжелый, а наоборот (легкий)
Воспитатель:
Здорово! А теперь посмотрите, кто у нас в гостях?
Воспитатель:
Правильно Великан и Гномик
Великан какой? А гномик?
Задание 5 Маленький морской обитатель
Назовите маленькое подводное животное
К великану приплыла большая черепаха, а к гномику? (маленькая черепашка)
К великану приплыла большая медуза, а к гномику? (маленькая медузка)
К великану приплыл большой дельфин, а к гномику? (маленький дельфинчик)
К великану приплыл большой окунь, а к гномику?(маленький окунек)
К великану приплыла большая морская звезда, а к гномику? (маленькая морская звездочка)
Воспитатель:
Молодцы ребята, Вы справились!
А теперь пальчиками давайте покажем, как рыбка плавает в воде.
Встаньте пожалуйста! И повторяем за мной слова и движения!
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. | сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка |
Рыбка, рыбка, озорница | грозят пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | медленно сближают ладони |
Рыбка спинку изогнула | Снова изображают, как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла. | Делают хватательное движение обеими руками |
Рыбка хвостиком махнула, | дети изображают, как плывет рыбка. |
Рыбка быстро уплыла! | |
Воспитатель:
Молодцы! Вы узнали много нового и вам будет о чём рассказать дома. А сейчас подойдите к своим столам. Что вы на них видите? Все верно, это рыбки, но они грустные и совсем безликие. Я предлагаю вам преобразить рыбок, сделать их яркими и красивыми. Вы готовы? Тогда приступаем. (Дети раскрашивают рыбок под музыку моря и голоса дельфинов).
Воспитатель: Какие у вас ребята рыбки, мне так понравились они! Давайте опустим ваших рыбок на морское дно (рыбок прикрепляем на ватман голубого цвета (океан).