СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию «Обитатели морей и океанов» (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по речевому развитию «Обитатели морей и океанов» (старшая группа)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию «Обитатели морей и океанов» (старшая группа)»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Обитатели морей и океанов»

Цель: закрепить знания детей об обитателях морей и океанов, н6а основе систематизации ранее сформированных представлений.

Задачи:

Образовательные:

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о внешнем виде, питании. Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать устную речь, развивать память, воображение и мышление, мелкую моторику рук, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе,

воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов.

Оборудование: Мультимедийная установка, магнитофон, музыкальное сопровождение на физминутку, разукрашивание рыбок, карточки с морскими обитателями

.

Ход занятия

Воспитатель:

А сегодня мы познакомимся с обитателями, живущими в реках, озерах, морях и океанах.

И так, вы готовы?

Но прежде чем мы с вами отправимся в путешествие нам нужно научиться дышать под водой. Давайте сделаем глубокий вдох носом, и длинный выдох через рот (дыхательная гимнастика повторяется три раза). Садитесь в наш специальный аппарат для путешествия под водой — батискаф закрывайте глаза и отправляемся в путешествие.


– Он больше всех зверей на свете.

Такой один он на планете,

Его поменьше даже слон,

Пускать фонтаны любит он,

В воде он плавает и спит.

Кто скажет первым? Это – (кит)

– Передние – ласты, а задние - лапы!

Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

Другого жилья, кроме моря, не зная,

Потомству даст жизнь, на песок выползая. (Черепаха)

– Вот так Чудо! Вот так Диво!

Зонтик жжётся как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь - быть беде! (Медуза)

– Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Он может камня вид принять –

Умеет быстро цвет менять.

У него есть восемь ног…

Головоногий … (Осьминог)

Только мимо нас проплыли,

Поиграли и уплыли.

Среди волн мелькают спины,

Дети, кто это? (дельфины)

– Ползет в море паук -

Восемь ног, пара рук.

В руках клещи,

В глазах испуг. (Краб)

2. Упражнение с предлогами перед, за, между, под, над.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите ребята, как интересно выстроились морские обитатели. Скажите мне, кто находится перед дельфином? Кто находится за китом? Кто между черепахой и морской звездой? Кто под китом? Кто над крабом? Кто перед морской звездой? Кто за медузой? Кто между осьминогом и крабом? Кто под медузой? Кто над дельфином?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо справились заданием. Дети, а вот несколько из морских обитателей могут находиться еще и на суше. Как вы думаете это кто?

Дети: краб и черепаха.

Воспитатель: Правильно. Давайте с вами закончим наше путешествие по дну моря и погуляем по берегу и понаблюдаем за ними.

Дети встают вокруг педагога.

Игра «Назови ласково»

Воспитатель: Смотрите-ка, краб своей клешней нарисовал задание для нас. Так, он просит назвать каждого обитателя морского ласково. Для этого он оставил мячик. Я кидаю кому-нибудь из вас мячик и говорю морского обитателя. Вы называете его ласково и возвращаете мне мяч.

Выполняется игра.

Физминутка.”Осьминог».

Ветер дует, задувает (руки подняты вверх и раскачиваются)

Волны в стороны качает

Осьминог на дне сидит (топоют)

И ногами шевелит

Чайка над водой летает (имитируем движение крыльев)

И за рыбками ныряет (приседаем)

Осьминог на дне сидит (топаем ногами)

И ногами шевелит

Под водой на глубине (движения «плавают брасом»)

Крокодил плывет в воде

Осьминог на дне сидит (топают ногами)

И ногами шевелит.



Задание 1.Это кто (работа с картинками).

Воспитатель: Ребята, каждому из вас я раздала карточки с морскими обитателями, посмотрите и назовите кто изображен на вашей картинке!


Воспитатель: Правильно ребята. Вы всех назвали верно. Это морские животные и рыбы.

Давайте посмотрим, чем отличаются рыбы от животных.


Задание 2 Части тела рыбы

Воспитатель: У рыб есть части тела — голова, чешуя, плавники, жабры, усы, хвост, глаза, туловище.

А есть не только рыбы, но и животные. давайте посмотрим: у медузы есть туловище и щупальца, она киселеобразная, у осьминога, голова и восемь ног, щупальцев которыми он удерживает свою добычу. У дельфина и кита нет чешуи, у них гладкая кожа, а вместо жабр у них легкие, поэтому в основном они плавают на поверхности морей и океанов, чтобы дышать воздухом. Тело морской звезды покрыто шипами и кожей.

Морских обитателей очень много, и они разнообразны, но жить они могут только в море, поэтому они морские. В реке живут речные обитатели, в озере – озерные, в аквариуме – аквариумные и даже в болоте живут болотные.


Давайте посмотрим кто где живет! (Плакат)

Игра «Делим на слоги».

Воспитатель: посмотрите, черепаха наша совсем грустная. Знаете почему? Она поделилась со мной своей бедой. На море были сильные волны и все камни смыло теперь черепаха не может вылезти на берег, Давай поможем черепахи и выложим берег из камней, но для этого нам нужно поделить слова на слоги. Сколько логов в слове столько вы возьмете камней и выложите берег для черепахи.

На доске выкладывается берег из камней.



Задание 3 Мой, моя, мои

Воспитатель:

Ребята, посмотрите на доску, а про каких морских животных можно сказать мой кто? Моя кто? Мои кто?

А про кого он, она, они?

Правильно, молодцы!


Задание 4 «Какой он»

Воспитатель:

Ребята где можно увидеть морских обитателей?

Воспитатель:

Правильно в море.

Я называю морского обитателя, а вы какой он

Дельфин (добрый, ласковый, игривый, мокрый, быстрый)

Акула (злая, хищная, мокрая, быстрая, опасная)

Морская звезда (красивая, веселая, пятиконечная, разноцветная)

Кит (огромный, тяжелый, добрый)

Медуза (прозрачная, разноцветная, опасная)


Воспитатель: Какие вы все молодцы! Справились и с этим заданием. А сейчас мы немножечко подвигаемся, встаем дружно в кружок и повторяем за мной слова и движения.


Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Идем по кругу

Наклонились и умылись

Наклоняемся, руками поглаживаем щечки (умываемся)

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились!

Ладошками, помахиваем на лицо, как веером

А кого мы в речке увидели?

Конечно же рыбок!

Наклоняемся и смотрим в речку

Рыбки плавают, играют

В чистой тепленькой воде!

сложенными вместе ладонями

изображаем, как плывут рыбка

То сожмутся, разожмутся

Прижимаем руки к телу, сжимаемся

То зароются в песке!

Присели и ручками делаем закапывающиеся движения


Воспитатель: Подвигались ребята, умнички, садимся на стульчики.


Задание 5 Наоборот

Воспитатель:

Ребята все животные очень разные, давайте с вами посмотрим какие они и придумаем слова наоборот!

Краб маленький, а кит? (большой)

Медуза медленная, а акула? (быстрая)

Кит длинный, а дельфин? (короткий)

Кит крупный, а осьминог? (мелкий)

Осьминог легкий, а кит? (тяжелый)

Акула злая, а дельфин? (добрый)


Воспитатель:

Молодцы, а наоборот попробуем?

Большой, а наоборот(маленький)

Быстрая, а наоборот (медленная)

Короткий, а наоборот (длинный)

Мелкий, а наоборот (крупный)

Тяжелый, а наоборот (легкий)


Воспитатель:

Здорово! А теперь посмотрите, кто у нас в гостях?

Воспитатель:

Правильно Великан и Гномик

Великан какой? А гномик?


Задание 5 Маленький морской обитатель

Назовите маленькое подводное животное

К великану приплыла большая черепаха, а к гномику? ­­ (маленькая черепашка)

К великану приплыла большая медуза, а к гномику? (маленькая медузка)

­­ К великану приплыл большой дельфин, а к гномику? ­­ (маленький дельфинчик)

К великану приплыл большой окунь, а к гномику?­(маленький окунек)

К великану приплыла большая морская звезда, а к гномику? (маленькая морская звездочка)


Воспитатель:

Молодцы ребята, Вы справились!


А теперь пальчиками давайте покажем, как рыбка плавает в воде.

Встаньте пожалуйста! И повторяем за мной слова и движения!


Пальчиковая гимнастика

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

сложенными вместе ладонями

изображают, как плывет рыбка

Рыбка, рыбка, озорница

грозят пальчиком.

Мы хотим тебя поймать.

медленно сближают ладони

Рыбка спинку изогнула

Снова изображают, как плывет рыбка.

Крошку хлебную взяла.

Делают хватательное движение обеими руками

Рыбка хвостиком махнула,

дети изображают, как плывет рыбка.

Рыбка быстро уплыла!

 


Воспитатель:

Молодцы! Вы узнали много нового и вам будет о чём рассказать дома. А сейчас подойдите к своим столам. Что вы на них видите? Все верно, это рыбки, но они грустные и совсем безликие. Я предлагаю вам преобразить рыбок, сделать их яркими и красивыми. Вы готовы? Тогда приступаем. (Дети раскрашивают рыбок под музыку моря и голоса дельфинов).

Воспитатель: Какие у вас ребята рыбки, мне так понравились они! Давайте опустим ваших рыбок на морское дно (рыбок прикрепляем на ватман голубого цвета (океан).