КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
Конспект занятия по речевому развитию «Осенние листочки» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Рогова Н.Д.
2024 г
Цель: расширить представления детей о природном явлении – листопаде.
Задачи:
учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира;
побудить к эстетическому преобразованию предметов в процессе рисования;
воспитывать любовь к природе.
Словарная работа: осень, разноцветные, расписные листья, красный, желтый, оранжевый, золотой, коричневый, художник, волшебница.
Предварительная работа: наблюдение за листопадом, погодой, рассматривание листьев, чтение стихотворений об осени, рассматривание книг, иллюстраций об осени.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением осени, листопада, акварельные карандаши, кисточки, салфетки, непроливайки, музыкальное сопровождение А. Вивальди «Времена года», И. Чайковский «Октябрь».
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
«Приветствие»
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? Правильно, осень. Осень - красивое время года! Как вы узнали, что наступила осень? (ответы детей) Да осенью похолодало, солнышко меньше стало светить, моросит мелкий дождик. Как люди стали одеваться осенью? Ребята, а вы знаете, что происходит с птицами осенью? А что происходит с листочками на деревьях? Все деревья в саду, во дворе, в лесу стоят в разноцветном наряде. Ребята, я хочу поговорить с вами об одном интересном явлении осени. Попробуйте узнать, что это за явление.
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
Листопад! Листопад!
Весь усыпан парк и сад!
Разноцветными коврами,
Расстелился под ногами!
Листик в ручки я поймаю,
Подарю любимой маме!
Осень листопадная,
Самая нарядная!
Воспитатель: - Листопад – это очень красивое явление природы (показываю картинки). Когда наступает осень, солнышко светит реже, становится холодно, листики на деревьях «держатся» слабо, стоит подуть ветерку, и листочки срываются с веток, плавно кружась, падают на землю. Посмотрите, что у меня в руках? (дети: Осенние листочки).
Воспитатель: - Давайте поиграем с ними.
Физкультминутка на осенний лад:
Тучи в небе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.
Воспитатель:- Молодцы! А теперь тихо присаживайтесь на стульчики.
Повязала осень пестрый фартук
И ведерко с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
Посмотрите, какая красота! (показываю картинки осени). Лес поменял свой наряд. Снял зеленый, а взамен надел золотистый сарафан. Посмотрите, а здесь наряд другой - красный, оранжевый, местами коричневый. У осени много работы. Все листья надо покрасить, ни одного не пропустить. Какую краску выбрала осень?(ответы детей)
На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Долго осень рисовала,
Прилегла она, устала.
Баю - бай, отдыхай!
Воспитатель: - Уснула осень. А мимо ветер пролетал, краски взял и смешал. На один листик брызнул жёлтой краской, а на этот пролил красную краску. (Показываю).
Ой, полил сильный осенний дождь. Попала вода на листики, и потекла. Смешались все цвета, какая красота! (Показываю картинки). Хотите помочь осени листочки раскрасить? Надо обязательно помочь, ведь ей одной трудно. Давайте раскрасим вот эти листики, пока осень отдыхает. Но, чтобы наши пальчики хорошо работали, мы с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
1, 2, 3, 4, 5
Будем листья собирать.
(загибаем поочередно пальчики)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(«шагаем» пальчиками по коленям)Ветер по лесу летал,
(Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
(Спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: - Ребята, присаживайтесь за стол, посмотрите, что у нас приготовлено. Листочки, которые будем разукрашивать, акварельные карандаши, кисточки, вода и салфетки. Листочки мы будем разукрашивать акварельными карандашами. Затем возьмем кисточку обмакнем ее в воду и проведем по нашему листику, краски начнут смешиваться (дети выполняют задание, воспитатель следит и помогает за выполнением работы).
Воспитатель: - У нас получились замечательные осенние листья!
Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? (ответы детей)