СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию по творчеству Н.Носова "Фантазёры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя данный конспект педагоги дошкольники могут познакомить детей с биографией Николая Носова, а также с помощья различных речевых игр вспомнить содержание его рас сказов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию по творчеству Н.Носова "Фантазёры"»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Фантазёры» по творчеству Н. Н. Носова

Цель: Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н.Н. Носова.

Образовательные задачи:

1. Совершенствовать навыки построения рассуждений, учить сочинять небольшие небылицы;

2. Развивать познавательную активность, творчество и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Развивающие задачи:

1.Развивать память, внимание, логическое мышление, творческое воображение и фантазию.

2.Развивать связную речь, пополнять словарный запас.

Воспитывающие задачи:

1.Воспитывать чувство радости, интерес и любовь к книге.

Предварительная работа:

1.Чтение произведений Н.Носова;

2.Экскурсии в детскую библиотеку;

3.Просмотр мультфильмов по произведениям Н.Носова;

4.Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова.

Оборудование: карта, выставка книг писателя, портрет Н.Носова, ноутбук, палитра, кисти, иллюстрации к произведениям Н.Носова, письма, перфокарты, карандаши.

Ход:

Ребята, я вчера прибиралась в шкафу и там среди книг нашла вот эту карту (демонстрация карты). Наверняка с помощью этой карты уже кто-то путешествовал. Мне так захотелось отправиться в путь, но я не решилась. Почему, как вы думаете? (ответы детей)

Как хорошо, что я вас дождалась, ведь вместе мы сможем преодолеть самый трудный путь. Ну, что отправляемся? Давайте для начала внимательно рассмотрим карту и определим, откуда мы начнём своё путешествие (дети рассматривают карту). Вот с этой первой остановки с надписью «Выставка».

Итак, первое, что встретилось нам на пути - выставка посвящённая одному очень известному детскому писателю. Рассмотрите, пожалуйста, внимательно обложки книг, иллюстрации в них и подумайте, кому же посвящена эта выставка, наверняка вы обратили внимание на портрет писателя. Да, вы правы, эта выставка посвящена известному детскому писателю Николаю Николаевичу Носову.

Я на этой выставке побуду в роли экскурсовода и расскажу вам о Н.Носове: «Когда Н.Носов учился в школе, он мечтал стать великим музыкантом и хорошо играл на скрипке, затем увлекся рисованием и мечтал стать художником, потом стал работать в кино и снимал фильмы. А детским писателем он стал, когда у него родился сын. Он очень много времени проводил с ним, наблюдал за ним и его друзьями, за их играми и разговорами. Он и стал писать для них. Что-то происходило на самом деле, что-то Н.Носов придумывал сам, а в итоге получались поучительные, забавные рассказы, фантазия – вот то качество, которое помогло стать Н.Носову одним из самых любимых и известных детских писателей».

Теперь на нашем пути «Школа фантазёров». Как вы думаете, кто учится в этой школе? Кто такие фантазёры? Я предлагаю вспомнить рассказ Н.Носова «Фантазёры». Почему автор назвал этот рассказ именно «Фантазёры»? Кого из героев можно смело назвать фантазёрами? Можно ли Игоря назвать фантазёром? Чем история Игоря отличалась от истории Мишутки и Стасика? Зачем Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы? Ребята, вы думаете это легко? Небылица может состоять из двух слов, а может быть это наоборот какой - либо мини рассказ. Давайте попробуем пофантазировать и сочинить небылицы(выдумки детей). Молодцы, ну и посмеялись! Как будто тоже учились в этой школе.

Следующая наша остановка «Парк доброты и честности». Каких героев мы можем встретить из рассказа Н.Носова «Фантазёры» в этом парке? (ответы детей) Почему Мишутку и Стасика? А справедливо ли была наказана Ира? А как, ребята, вы бы поступили на месте героев рассказа?

Разбор пословицы «Доброе слово лечит, а худое калечит». Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Злое слово может причинить человеку боль, ранить его, а доброе слово поддержит, даст надежду, обогреет, как солнышко.

Хотели бы вы иметь таких друзей, как Мишутка и Стасик. Давайте и мы поиграем в этом парке. Игра называется «Скажи наоборот». Вы хотели бы иметь друзей

  1. Весёлых, а не…(грустных)

  2. Сильных, а не…(слабых)

  3. Умных, а не… (глупых)

  4. Добрых, а не…(злых)

  5. Хороших, а не…(плохих)

  6. Храбрых, а не…(трусливых)

  7. Вежливых, а не …(грубых)

  8. Щедрых, а не…(жадных)

  9. Трудолюбивых, а не…(ленивых)

  10. Заботливых, а не…(равнодушных)



Дидактическая игра «Правильно-неправильно» (педагог показывает сюжетные картинки, а дети анализируют поступки ребят на картинках).

Нам пора отправляться дальше, и впереди нас ждёт «Мастерская художника». Ребята, ответьте на вопрос – кто пишет книги? (писатель) А чтобы книга была яркая и красочная, чтобы детям и взрослым было её интереснее читать, люди придумали картинки – иллюстрации к рассказам и сказкам. Как называется профессия человека, который рисует иллюстрации к книгам (художник иллюстратор). Обратите внимание на выставку рисунков к рассказам Н.Носова, которые вы нарисовали . Что можно сделать с вашими рисунками, чтобы они не растерялись? (ответы детей). Я предлагаю сделать из них книгу, а страницы книги нам послужат ваши рисунки. Обложку я уже приготовила. Как же мы назовём нашу книгу?

Следующая остановка называется «Письмо». На столе лежат, по-видимому, письма. А вам нужно догадаться, кто их отправил.

  1. «Я однажды купался в море, и на меня напала акула. А я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила» («Фантазёры» Мишутка)

  2. «Эх, мне бы ещё пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась. Ну ничего, когда – нибудь оторвётся – обязательно сам пришью» («Заплатка» Бобка)

  3. «Брошу их в канаву и скажу, что отнёс. Нет отнесу, ещё кто - нибудь увидит и дедушке от меня попадёт» («Огурцы» Котька)

  4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё» («На горке» Котька Чижов)

  5. «Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит» («Карасик» Виталик)

И последняя станция на карте называется «Сделай правильно» (дети работают с перфокартами «Что лишнее?», «Найди главный предмет»)

  1. Рыба, удочка, огурцы, помидор.

  2. Шляпа, картофель, лыжная палка, собака.

  3. Брюки, иголка, нитка, швейная машинка.

  4. Милицейский свисток, рыба, котёнок, конфета.

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. педагога Лихачёва Светлана Анатольевна

Должность воспитатель

Полное название ОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярский детский сад № 3 комбинированного вида «Улыбка»

Группа подготовительная к школе группа «Б»

Характеристика группы: в группе 23 человека(15 девочек и 8 мальчиков). У всех детей сформированы и развиты навыки самообслуживания, основные знания и умения. Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Но не все дети легко справляются с поставленными задачами, так как в группе детей присутствует два возраста 5-6лет и 6-7лет. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу, умеют сопереживать. Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеют подчинятся разным правилам и социальным нормам.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой и др.

Тема занятия: «Фантазёры» по творчеству Н.Н. Носова.

Предварительная работа:

1.Чтение произведений Н.Носова;

2.Экскурсии в детскую библиотеку;

3.Просмотр мультфильмов по произведениям Н.Носова;

4.Рассматривание иллюстраций в книгах Н.Носова.

Оборудование: карта, выставка книг писателя, портрет Н.Носова, ноутбук, воздушные шарики, дидактическая игра «Правильно-неправильно», палитра, кисти, иллюстрации к произведения Н.Носова, дырокол, ленточка, письма, перфокарты, карандаши.

Цель: Закрепление знаний дошкольников с творчеством детского писателя Н.Н. Носова.

1. Совершенствование навыков построения рассуждений, сочинений небольших небылиц;

2. Развитие познавательной активности, творчества и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3.Развитие памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения и фантазии.

4.Развитие связной речи, пополнение словарного запаса.

5.Воспитание чувство радости, интерес и любовь к книге.



В образовательной области

Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми

речевое развитие

Развитие связной диалогической речи. Умение давать полные и правильные ответы на заданные вопросы, умение выражать свои мысли.

познавательное развитие

Проявление любознательности и познавательной мотивации, расширение представлений у детей о профессиях.

социально-коммуникативное развитие

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие детей в совместных играх, умение детей объяснять поступки людей.





















Этапы совместной деятельности

Задачи этапа

Формы взаимодействия

Организация взаимодействия педагога с детьми

Планируемый результат

(в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО)

Деятельность педагога

(методы и приемы)

Деятельность

воспитанников

Вводный (организующий) этап


Привлечь внимание детей на предстоящую деятельность для создания эмоционального настроя. Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к совместной деятельности.

Групповая

Приветствие, сюрпризный момент «Карта».

«Путешествие по карте», вопросы к детям: Ребята, я вчера прибиралась в шкафу и там среди книг нашла вот эту карту (демонстрация карты). Наверняка с помощью этой карты уже кто-то путешествовал. Мне так захотелось отправиться в путь, но я не решилась. Почему, как вы думаете? Как хорошо, что я вас дождалась, ведь вместе мы сможем преодолеть самый трудный путь. Ну, что отправляемся? Давайте для начала внимательно рассмотрим карту и определим откуда мы начнём своё путешествие. Вот от этого флажка с надписью «Старт».

Рассматривают карту, отвечают на вопросы воспитателя. Дети готовятся к путешествию.

Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым. Проявляют инициативу в общении. Проявляют готовность к сотрудничеству.

Основной

(практический) этап

Выявить имеющиеся знания. Закрепить ранее изученный материал, познакомить с биографией писателя.



Совершенствовать навыки построения рассуждений, учить сочинять небольшие небылицы.



























Учить понимать смысл пословицы. Продолжать учить подбирать антонимы. По сюжетным картинкам анализировать поступки детей.













Вспомнить профессию художника иллюстратора. Создать совместно воспитанниками небольшую книжку с иллюстрациями из рассказов Н.Н. Носова.









Учить детей по цитатам определять название и героя произведения.







Формировать умение работать с раздаточным материалом.

Групповая, (сидя на стульях полукругом)









Групповая, сидят на скамейке.





























Групповая, сидят на ковре полукругом.





















Групповая, стоят возле мольбертов.

















Групповая, стоят возле стола с письмами.







Групповая, индивидуальная

Педагог выступает в роли экскурсовода. Демонстрация книг и иллюстраций к ним. Вопрос: кому принадлежат эти книги? Как можно догадаться, о чём эта книга?

Краткая биография Н.Н. Носова.



«Школа фантазёров». (Совместно с воспитанниками рассматриваем иллюстрации к рассказу Н.Н.Носова «Фантазёры»), Краткая беседа.

Вопросы: Ребята, как вы думаете кто учится в этой школе? А почему вы так думаете? Кто такие фантазёры? Почему автор назвал этот рассказ именно «Фантазёры»? Кого из героев можно смело назвать фантазёрами? Можно ли Игоря назвать фантазёром? Чем история Игоря отличается от истории Мишутки и Стасика? Зачем они сочиняли небылицы?

Сочинение небылиц детьми.

«Парк доброты и честности». Разбор пословицы «Доброе слово лечит, а худое калечит». Дидактическая игра «Скажи наоборот», дидактическая игра «Правильно-неправильно».















«Мастерская художника». Беседа с детьми на тему «Художник иллюстратор».

Вопросы: Кто пишет книги? Как называется профессия человека, который рисует иллюстрации к книгам?

Рассматривание с детьми выставки детских рисунков.

Проблемная ситуация: как можно объединить ваши рисунки? Изготовление книги «Угадай рассказ по рисунку».



«Письмо». Чтение писем от героев рассказов Н.Носова.









«Сделай правильно». Работа с перфокартами «Что лишнее?».


Рассматривают обложки книг, иллюстрации в них, называют писателя, кому посвящена эта выставка.





Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы педагога, сочиняют небылицы.

























Отвечают на вопросы воспитателя. Размышляют над смыслом пословицы. Игра «Скажи наоборот» - подбирают слова противоположные по смыслу. Игра «Правильно - неправильно» - рассматривая сюжетные картинки, анализируют поступки детей.



Размышление на тему «Кто такой художник иллюстратор?». Каждый ребёнок рассказывает о своём рисунке и называет рассказ по данному рисунку. Решают проблемную ситуацию, высказывают свои предположения.



После прочтения педагогом каждого письма (цитаты из рассказов) дети отгадывают название рассказа и называют имя героя отправителя.

Работают с перфокартами. Дети из предложенных перфокарт выбирают ту, которая больше всего понравиться.

Взаимодействуют со взрослым, проявляют инициативу.







Обладают развитым воображением, которое реализуется в игре. Используют речь для выражения своих мыслей. Владеют



















Умеют подчиняться правилам и социальным нормам. Пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.









Дети проявляют инициативу в познавательной деятельности.















Активно взаимодействуют со взрослым, участвуют в совместных играх.



Проявляют любознательность, задают вопросы взрослому. Дети способны выбирать себе род занятий.

Заключительный этап

Вызвать у детей познавательный интерес к неопознанному предмету.

Групповая.

Работа с картой. Ребята, что находится на последней станции? Игра «Горячо-холодно».


Дети, благодаря подсказкам воспитателя находят клад (книга Н.Н. Носова «Фантазёры»)

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым в игре.





Дата: Подпись педагога:

























Проект самоанализа совместной образовательной деятельности

Ф.И.О. педагога Лихачёва Светлана Анатольевна

Должность воспитатель

Полное название ОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярский детский сад № 3 комбинированного вида «Улыбка»

Группа подготовительная к школе группа «Б»

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой и др.

Тема занятия: «Фантазёры» по творчеству Н.Н. Носова.



Этапы совместной деятельности

Планируемый результат

(в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО)

Возможные риски

Коррекционная работа

Вводный (организующий) этап

Дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым. Проявляют инициативу в общении. Внутренняя мотивация на деятельность.

Возможно, не всех детей заинтересует работа по карте.

Чётко нацелить на предстоящую деятельность. Индивидуальная работа с некоторыми детьми.

Основной

(практический) этап

Обладают развитым воображением, которое реализуется в игре. Используют речь для выражения своих мыслей.

Умеют подчиняться правилам и социальным нормам. Пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей.

Дети проявляют инициативу в познавательной деятельности.



Активно взаимодействуют с взрослым, участвуют в совместных играх.



Проявляют любознательность, задают вопросы взрослому. Дети способны выбирать себе род занятий.

Возможно, не все дети смогут сочинить небылицу.





Возможно, некоторые поступки детей на сюжетных картинках не смогут проанализировать.



Возможно, дети не догадаются, как можно объединить все рисунки.

Возможно, дети не смогут вспомнить название рассказа и героя, который произнёс эту фразу.



Возможно, не все дети справятся с заданием на карточках.

Подбодрить ребёнка, сочинит небылицу совместно.



Педагог сам анализирует поступки детей.





Обратить внимание на книги



Подсказки педагога.





Задавать наводящие вопросы, которые помогут ребёнку вспомнить рассказ

Заключительный этап

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослым в игре.

Возможно, некоторые дети не заинтересуются в нахождении клада.






Дата: Подпись педагога: