Конспект занятия по речевому развитию. Развитие речи в первой младшей группе. Тема: «Транспорт».
Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: развитие речи и обогащение словарного запаса детей по теме "Транспорт".
Задачи:
•Образовательные: учить детей различать и показывать основные части машины (кабину, кузов, колеса); закреплять знания детей о величине (большой — маленький); учить слушать песни и эмоционально реагировать на мелодию, выполнять движения в соответствии с текстом; активизировать словарь детей за счет лепетных слов обозначающих транспорт (машина – би –би; медведь э-э-э-э); знакомить детей с предметами ближайшего окружения их отдельными действиями (едет, гудит); соотносить звук игрушки с ее силуэтным изображением.
•Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, развивать речь, внимание, общую моторику.
• Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга.
Материал: картинки «Машины»; игрушки грузовые машины большая и маленькая; игрушки мишки большой и маленький; кубики; сундучок с салфеткой, рули(картонные); аудиозапись сигнала автомобиля; картинки большой машины и маленькой машины; кирпичики; маленькие машинки на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассмотреть игрушки «Грузовик», картинки с изображением большой и маленькой машины; читали стихотворение А. Барто «Грузовик»; работали над развитием артикуляционного аппарата и формированием воздушной струи; играли в игры «Машина», «Мы едем, едем, едем»; наблюдали за транспортом во время прогулок.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие детей:
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
2.Основная часть. Сюрпризный момент.
Дети сидят на ковре. Воспитатель включает аудиозапись сигнала автомобиля.
- Ребята, что это гудит? (Открывает дверь). Это машина приехала к нам (завозит большую грузовую машину). Посмотрите, какая красивая машина.
Воспитатель читает стихотворение и показывает части машины в соответствии с текстом:
К нам приехала машина.
Вот колеса, вот кабина,
Вот руль — вот кузов,
Кузов нужен ей для грузов.
3. Рассматривание машины.
Воспитатель рассказывает о частях машины.
- Это у машины кабина. Здесь сидит водитель.
- Покажи, …, где кабина. Правильно — это кабина.
- Это кузов. Здесь лежит груз.
- Покажи, …., где кузов. Правильно — это кузов.
- Это Колеса. Покрутите колеса (воспитатель дает детям покрутить колеса). -Колеса крутятся, машина едет.
- Покажи, ….., где колеса. Правильно – это колеса, они крутятся.
- Машина гудит громко би-би-би (воспитатель произносит сигнал низким голосом).
- Как гудит машина? (би-би-би звукоподражание детей).
(Большая грузовая машина остается стоять на полу рядом с накрытым салфеткой сундучком).
-Машина к нам едет, (проведите пальцами правой руки по столу)
Колеса шуршат.
А в нашей машине (помашите рукой в воздухе)
Ребята сидят.
Би –би- би, би – би –би, (постукивание пальцами в такт словам)
Едет наш автомобиль. (постукивание указательным пальцем по столу)
4.Физминутка. Подвижная игра (под музыку).
Воспитатель предлагает детям стать водителями, раздает игрушечные рули каждому ребенку и объясняет детям, что они водители машин, они должны бегать, не наталкиваясь друг друга. (Дети бегают по группе, под музыку обгоняя друг друга).
Дети садятся на стульчики.
5.Рассматривание маленькой машины.
Воспитатель: «Ребята посмотрите, что это тут спряталось? (снимает салфетку)
- Да это сундучок! Какой сундучок красивый! Что же в нем лежит? Давайте постучим по нему (действия детей).
- Тук-тук-тук, открывайся мой сундук (воспитатель открывает сундучок).
- Посмотрите, здесь еще есть машина! Это маленькая машина, она гудит би-би-би, (воспитатель произносит сигнал машины тихо высоким голосом). А это большая машина, она гудит би-би-би, (воспитатель произносит сигнал машины громко низким голосом).
-….., покажи, где маленькая машина? (показ ребенка)
- Как она гудит? (звукоподражание).
- Молодец!
- ….., покажи, где большая машина?
- Как она гудит? (звукоподражание).
- Молодец!
- А, у меня еще в сундучке, что — то лежит! (Достает картинки: большая машина и маленькая).
- Ребята, это картинки. На этой картинке большая машина, она гудит громко (би-би-би произносит низким голосом).
-А на этой картинке маленькая машина, она гудит тихо (би-би-би произносит высоким голосом).
- ….. покажи, где на картинке нарисована большая машина? (показ ребенка).
- Молодец!
-….. покажи, где на картинке нарисована маленькая машина? (показ ребенка).
- Молодец.
6. Игры с игрушками-мишками.
Слышится рычание медведя.
- Дети, кто это рычит? Пойдемте, посмотрим.
- Да это же мишки пришли к нам в гости. Это большой мишка, а это маленький. Давайте их покатаем на машинах. Большого мишку посадим в большую машину, а маленького в маленькую.
- ….., посади большого мишку в большую машину (действие ребенка).
- Молодец! А теперь покатай его.
- ….., посади маленького мишку в маленькую машину (действие ребенка).
- Молодец! А теперь покатай его.
- Молодцы ребята, а нам мишки что – то принесли.
7. Рефлексия.
Воспитатель раздает детям кирпичики и маленькие машинки и предлагает построить дорожки и покатать их по дорожкам машины.
Анализ занятия:
Положительные моменты:
• Занятие было построено в игровой форме, что способствовало поддержанию интереса детей.
• Использовались наглядные материалы (картинки, игрушки), что помогло детям лучше усвоить информацию.
• Физкультминутка позволила детям отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности.
• Использованы звуки транспорта для создания более реалистичной атмосферы.
Возможные улучшения:
• Индивидуальный подход: учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Некоторым детям может потребоваться больше времени для ответа на вопросы, а другим - помощь в выполнении задания.
• Усложнение заданий: для детей, которые быстро справляются с заданиями, можно предложить более сложные задания, например, описать транспортное средство, назвать его части, придумать небольшой рассказ о нем.
• Разнообразие материалов: можно использовать не только картинки и игрушки, но и другие материалы, например, фотографии, видеоролики, пазлы, конструктор.
• Интеграция с другими видами деятельности: тему "Транспорт" можно с музыкой (спеть песенку про транспорт), с ознакомлением с окружающим миром (рассказать о правилах дорожного движения).
• Активность детей: вовлекать в процесс занятия как можно больше детей, стимулировать их к активному участию в беседах и играх.
• Речь воспитателя: четкая и выразительная речь воспитателя, использование разнообразных интонаций.
Вывод:
В целом, занятие достигло поставленной цели. Дети познакомились с таким видом транспорта, как грузовик и легковая машина. Научились их различать и называть, а также расширили свой словарный запас. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и вносить коррективы в план занятия для достижения наилучших результатов. Продолжать работать над развитием речи и обогащением словарного запаса детей.