Конспект занятия
по речевому развитию в старшей (разновозрастной) группе (по подгруппам): «Весёлые рассказы Н. Носова»
Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его произведения (рассказ «Фантазеры»);
- Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту рассказа «Фантазеры»;
- Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Развивающие задачи:
- Развивать чувство юмора, творческое изображение.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, а вы любите фантазировать? (Да, любим)
Воспитатель: -А как вы думаете, зачем люди фантазируют? (Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно)
Стук.
Воспитатель: - Ребята, кто-то стучится.
Воспитатель: - К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:
Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой… (Незнайка) (картинка Незнайки)
Воспитатель: - Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)
Воспитатель выставляет портрет писателя.
2. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, а кто из вас может рассказать о Н. Носове.
Дети вспоминают биографию писателя.
Воспитатель: - Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.
Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.
В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат.
В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.
Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.
Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Воспитатель: - Давайте еще раз повторим: семья Николая Николаевича Носова
- мама - Варвара Петровна
- папа - Николай Петрович
- сам Кока Носов
- у Носова был старший брат
- у Николая Носова родился сын Петр
- у Николая был внук Игорь
Воспитатель: - Вывод: Николая Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.
Носов – детских книг творец
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.
Воспитатель: - Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Воспитатель: - Давайте еще раз посмотрим на эти рассказы (показать картинку с писателем и книгами)
Воспитатель: - Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.
Раз-два-три-четыре-пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Будет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо, (наклоны влево – вправо)
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)
Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)
Воспитатель: - Незнайка (обращение к Незнайке) читал ли ты рассказ «Фантазеры»?
Незнайка: - Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.
Воспитатель: - Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»
Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
-- Сколько тебе лет? -- спрашивает Мишутка.
-- Девяносто пять. А тебе?
-- А мне сто сорок. Знаешь, -- говорит Мишутка, -- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
-- А я, -- говорит Стасик, -- сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
-- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, -- говорит Мишутка.
-
- У! А я море мог переплыть!
-- Подумаешь -- море! Я океан переплывал!
-- А я раньше летать умел!
-- А ну, полети!
-- Сейчас не могу: разучился.
-- А я один раз купался в море, -- говорит Мишутка, -- и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову -- и откусила.
-- Врешь!
-- Нет, правда!
-- Почему же ты не умер?
-- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
-- Без головы?
-- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
-- Как же ты шел без головы?
-- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
-- Почему же ты теперь с головой?
-- Другая выросла.
"Ловко придумал!" -- позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
-- Ну, это что! -- сказал он. -- Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
-- Вот так соврал! -- рассмеялся Мишутка.
-- Вовсе нет.
-- Почему же ты теперь живой?
-- Так он же меня потом выплюнул,
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
-- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
-- Знаю, знаю! -- закричал Стасик. -- Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
-- Ничего подобного. Я не про это.
-- Ну ладно. Ври дальше.
-- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой -- рраз! -- и раздавил в лепешку.
-- Ха-ха-ха! Вот это враки!
-- А вот и не враки!
-- Как же ты мог раздавить автобус?
-- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
-- Ну, это не удивительно, -- сказал Стасик. -- А я раз на Луну летал.
-- Эва, куда махнул! -- засмеялся Мишутка.
-- Не веришь? Честное слово!
-- На чем же ты летал?
-- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
-- Что же ты там на Луне видел?
-- Ну, что... -- замялся Стасик. -- Что я там видел? Ничего и не видел.
-- Ха-ха-ха! -- рассмеялся Мишутка. -- А говорит, на Луну летал!
-- Конечно, летал.
-- Почему же ничего не видел?
-- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...
-
- А-а, -- протянул Мишутка. -- Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты -- во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
-- Вот врут-то! И вам не стыдно?
-- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, -- сказал Стасик. -- Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
-- Сказки! -- презрительно фыркнул Игорь. -- Нашли занятие!
-- А ты думаешь, легко выдумывать!
-- Чего проще!
-- Ну выдумай что-нибудь.
-- Сейчас... -- сказал Игорь. -- Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
-- Сейчас, -- повторил Игорь. -- Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...
-- Ну, что ты все "э" да "э"!
-- Сейчас! Дайте подумать.
-- Ну, думай, думай!
-- Э-э-э, -- снова сказал Игорь и посмотрел на небо. -- Сейчас, сейчас... э-э-э...
-- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил -- чего проще!
-- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
-- Ну и что же ты тут выдумал? -- спросил Стасик.
-- Ничего. Как было, так и рассказал.
-- А говорил -- выдумывать мастер!
-- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
-- Какая польза?
-- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
-- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! -- сказал Мишутка.
-- А тебе что?
-- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!
-- Сами вы брехуны!
-- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
-- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
-- Купим порцию и разделим пополам, -- предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
-- Пойдем домой, -- говорит Мишутка, -- разрежем ножом, чтоб было точно.
-- Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
-- Ты чего ревела? -- спрашивает Мишутка.
-- Меня мама гулять не пускала.
-- За что?
-- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
-- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою полпорцию мороженого дам, -- сказал Мишутка.
-- И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, -- пообещал Стасик.
-- А вы разве не хотите сами?
-- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, -- сказал Стасик.
-- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, -- предложила Ира.
-- Правильно! -- сказал Стасик. -- А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
-- Вкусная штука! -- сказал Мишутка. -- Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
-- Ну, ты выдумываешь все! -- засмеялась Ира. -- Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
-- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
Вопросы по тексту:
Воспитатель: - Вам понравился этот рассказ Н.Носова? (Да)
Воспитатель: - Назовите главных героев этого рассказа? (Мишутка, Стасик, Игорь, Ира)
Воспитатель: - Кто такие «Фантазеры»? (Фантазер-человек, который любит мечтать, выдумывать)
Воспитатель: - Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему? (Мишутку и Стасика, они любят придумывать)
Воспитатель: - Как можно назвать Игоря? Почему? (Вруном, врун-лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)
Воспитатель: - А чем история Игоря отличалась от истории Мишутки и Стасика?
Воспитатель: - Какую историю он им рассказал? ( Как обманул маму, сказав, что все варенье съела Ира)
Воспитатель: - Почему ребята не захотели дружить с Игорем? ( Потому, что из-за него пострадала Ира)
Воспитатель: - Чему учит нас рассказ фантазеры? (Рассказ учит нас не сваливать свою вину на других. Отвечать за свои поступки)
3. Итог занятия:
Воспитатель: - Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?
Незнайка: - Очень понравилось, а вам, ребята?
Воспитатель: - А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Игра, фантастическая физкультминутка)
Незнайка: - А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!
(До свидания, Незнайка!)
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня с вами узнали, кто такие фантазеры - герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать свои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.