СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по рисованию в старшей группе  Знакомство с городецкой росписью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия

по рисованию в старшей группе  Знакомство с городецкой росписью

Конспект занятия в старшей группе.

Тема«Знакомство с городецкой росписью».

ЦельПознакомить с характерными особенностями городецкой рос-писи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Вос-питать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить распи-сывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Материалы: Изделия с городецкой росписью. Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствую-щая городецкой росписи оттенков, кисти.

Предварительная работаЗнакомство с легендой городецкой росписи, рас-сматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: ро-зан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все де-ревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папо-ротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цве-ток? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папо-ротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старин-ный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, дет-скую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизниСценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и ка-валеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе не-обыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яр-кие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия:

1 часть:

Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в музее Городецких мастеров, где по-знакомимся с их изделиями. Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от города Нижнего Новгорода, возник этот промысел. Отсюда и название – Горо-децкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – дере-вянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.

Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия городецких мастеров, эле-менты узоров росписи, краски, используемые мастерами.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Понравилось вам в музее? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т. д.)

Из какого материала изделия Городецких мастеров(из дерева)

Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внима-тельно элементы этой росписи. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)

- Какие краски используют мастера? (Дети называют).

- А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры).

Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски для мамы.

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, что делает нарядными и живыми горо-децкие узоры(Оживки.)

- Да это белая и чёрная оживки.

(Воспитатель показывает, как рисуются элементы Городецкой росписи.)

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Воспитатель: А теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.

2 часть: Самостоятельная работа.

Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает.

- Ребята, какие же вы молодцы!

3часть: Заключительная.

Заканчиваем рисовать, кто не успел дорисовать, закончим с вами после ти-хого часа.

На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?

Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.

Рефлексия:

1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

2. Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?

3. Чему мы научились?

4. Что понравилось на занятии?

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию в старшей группе  Знакомство с городецкой росписью»

Конспект НОД по рисованию «Дымковская слобода» (деревня)Старшая группа. Коллективная работа.

Рисование «Дымковская слобода» (Деревня).


Программное содержание:

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Продолжать учить детей правильно держать карандаш в руке, аккуратно заштриховывать, не выходя за контуры фигуры.

Материалы и оборудование:

Дымковские игрушки (водоноска, собачка, козлик, конь, барашек, книга о дымковских игрушках с иллюстрациями, сундук (коробка, шаблоны дымковских игрушек, распечатанные на белой бумаге, восковые карандаши (цветные карандаши, большой затонированный лист бумаги для оформления картины (половина ватмана).

Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках.

Ход занятия:

1 часть. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас сюрприз! (Воспитатель показывает детям картинку). Как вы думаете, что же это за картинка?(дети дают свои ответы, возможно кто-тот ответитчто это!)

Воспитатель: Ребята, на этой картинке- игрушки, но не простые! Я загадаю вам загадку об этих игрушках.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные:

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(дымковская игрушка)


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой игрушке идёт речь в загадке? (Воспитатель достаёт игрушку и ставит на стол). Это дымковские игрушки(дать детям время рассмотреть игрушки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называются дымковскими! Потому что сделаны они были в местечке Дымково, что рядом с городом Вятки. Нигде в мире больше нет такой игрушки!

Воспитатель: Ребята, из чего делают дымковские игрушки? Какие цвета используют в росписи этих игрушек? Обратите внимание на элементы узоров, которыми расписаны дымковские игрушки (круги, волны, клетка, точки).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами создадим свою дымковскую слободу- деревню, но сначала немного разомнёмся.

2 часть. Практическая деятельность.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены силуэты дымковских игрушек. У всех разные. Давайте превратимся в дымковских мастеров и распишем наши игрушки. Использовать мы будем восковые карандаши. Вспомните какие цвета использовали дымковские мастера, чтобы расписать игрушки. Смотрите на игрушки из сундучка.

Дети раскрашивают силуэты дымковских игрушек. Воспитатель вырезает их и вместе с детьми и наклеивает на приготовленный затонированный лист бумаги

3 часть. Итог.

Воспитатель: Ребята, о каких игрушках мы сегодня с вами говорили (ответ детей). Почему игрушки называются дымковскими(ответ детей) Из чего делают эти игрушки? Какие цвета используют? Какие узоры используют мастера в росписи этих игрушек (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые игрушки вы сегодня расписали! А какая яркая и красочная дымковская деревня у нас с вами получилась!