Конспект занятия
по рисованию в старшей группе Знакомство с городецкой росписью
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: «Знакомство с городецкой росписью».
Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой рос-писи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Вос-питать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить распи-сывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.
Материалы: Изделия с городецкой росписью. Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствую-щая городецкой росписи оттенков, кисти.
Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рас-сматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: ро-зан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
Легенда о Городецкой росписи
У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все де-ревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других - Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папо-ротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цве-ток? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папо-ротника – это ведь цветок счастья.
Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старин-ный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, дет-скую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и ка-валеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе не-обыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яр-кие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.
Ход занятия:
1 часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в музее Городецких мастеров, где по-знакомимся с их изделиями. Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от города Нижнего Новгорода, возник этот промысел. Отсюда и название – Горо-децкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта – дере-вянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.
Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия городецких мастеров, эле-менты узоров росписи, краски, используемые мастерами.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)
Понравилось вам в музее? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т. д.)
Из какого материала изделия Городецких мастеров? (из дерева)
Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внима-тельно элементы этой росписи. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)
- Какие краски используют мастера? (Дети называют).
- А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры).
Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски для мамы.
Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, что делает нарядными и живыми горо-децкие узоры? (Оживки.)
- Да это белая и чёрная оживки.
(Воспитатель показывает, как рисуются элементы Городецкой росписи.)
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: А теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.
2 часть: Самостоятельная работа.
Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает.
- Ребята, какие же вы молодцы!
3часть: Заключительная.
Заканчиваем рисовать, кто не успел дорисовать, закончим с вами после ти-хого часа.
На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?
Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.
Рефлексия:
1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
2. Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?
3. Чему мы научились?
4. Что понравилось на занятии?
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по рисованию в старшей группе Знакомство с городецкой росписью»
Конспект НОД по рисованию «Дымковская слобода» (деревня). Старшая группа. Коллективная работа.
Рисование «Дымковская слобода» (Деревня).
Программное содержание:
Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках, о дымковской росписи. Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Продолжать учить детей правильно держать карандаш в руке, аккуратно заштриховывать, не выходя за контуры фигуры.
Материалы и оборудование:
Дымковские игрушки (водоноска, собачка, козлик, конь, барашек, книга о дымковских игрушках с иллюстрациями, сундук (коробка, шаблоны дымковских игрушек, распечатанные на белой бумаге, восковые карандаши (цветные карандаши, большой затонированный лист бумаги для оформления картины (половина ватмана).
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках.
Ход занятия:
1 часть. Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, у меня есть для вас сюрприз! (Воспитатель показывает детям картинку). Как вы думаете, что же это за картинка?(дети дают свои ответы, возможно кто-тот ответитчто это!)
Воспитатель: Ребята, на этой картинке- игрушки, но не простые! Я загадаю вам загадку об этих игрушках.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(дымковская игрушка)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о какой игрушке идёт речь в загадке? (Воспитатель достаёт игрушку и ставит на стол). Это дымковские игрушки! (дать детям время рассмотреть игрушки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему эти игрушки называются дымковскими! Потому что сделаны они были в местечке Дымково, что рядом с городом Вятки. Нигде в мире больше нет такой игрушки!
Воспитатель: Ребята, из чего делают дымковские игрушки? Какие цвета используют в росписи этих игрушек? Обратите внимание на элементы узоров, которыми расписаны дымковские игрушки (круги, волны, клетка, точки).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами создадим свою дымковскую слободу- деревню, но сначала немного разомнёмся.
2 часть. Практическая деятельность.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах приготовлены силуэты дымковских игрушек. У всех разные. Давайте превратимся в дымковских мастеров и распишем наши игрушки. Использовать мы будем восковые карандаши. Вспомните какие цвета использовали дымковские мастера, чтобы расписать игрушки. Смотрите на игрушки из сундучка.
Дети раскрашивают силуэты дымковских игрушек. Воспитатель вырезает их и вместе с детьми и наклеивает на приготовленный затонированный лист бумаги
3 часть. Итог.
Воспитатель: Ребята, о каких игрушках мы сегодня с вами говорили (ответ детей). Почему игрушки называются дымковскими? (ответ детей) Из чего делают эти игрушки? Какие цвета используют? Какие узоры используют мастера в росписи этих игрушек (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Красивые игрушки вы сегодня расписали! А какая яркая и красочная дымковская деревня у нас с вами получилась!