Конспект занятия по рисованию в средней группе.
Рисование декоративное (с натуры)
Тема: «Веселые матрешки» (хоровод)
Цель: расширять представления о том, что матрешка русский сувенир.
Воспитывать уважение к труду умельцев, гордость за родную страну.
Задачи: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки
( история создания, особенности в внешнего вида и декора, исходный
материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы - полховмайданская.
Обучающая: учить рисовать матрешку с натуры, по возможности точно
передовая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» ( цветы и
листья на переднике, платке)
Развивающая: развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма,
пропорций.
Воспитательная: воспитывать интерес к народной культуре, эстетический
вкус.
Предварительная работа: знакомство с разными видами народного
декоративно - прикладного искусства. Составление коллекции матрешек.
Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и
сравнение матрешек. Дидактические игры с пяти и семиместными
матрешками. Рисование и раскрашивание в альбомах для детского
художественного творчества « Веселые матрешки». Альбомы «Веселые
матрешки» для детского художественного творчества из серии «Наш
вернисаж» автор И.А.Лыкова. технологическая карта по декоративному
рисованию «Матрешка».
Материалы, инструменты, оборудование: листы бумаги белого цвета,
простые и цветные карандаши для контурного рисунка, гуашевые краски,
кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель обращается к детям. Ребята подойдите, пожалуйста, ко мне
у меня для Вас кое - что есть. Попробуйте угадать, что я Вам принесла?
Загадка:
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех! (Матрешка)
Дети: матрешка
Воспитатель: правильно матрешка, молодцы угадали. А из чего сделана
матрешка?
Дети: из дерева
Воспитатель: да правильно. Ребята, а как Вы думаете, сколько матрешек
находится в одной большой матрешке?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: да ребята, правильно матрешек может быть совершенно
разное количество пять и семь и больше.
Воспитатель: послушайте внимательно стихотворение. В нем говорится,
сколько матрешек находится в одной большой матрешке.
Воспитатель читает детям стихотворения Г. Лаздынь «Семь красавиц
расписных».
« Семь красавиц расписных»
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Семь красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых!
Семь румяных, семь глазастых!
Как зовутся те подружки
Деревянные игрушки?
Мы успели сосчитать:
Из семи осталось пять!
Из пяти вдруг стало три!
А из трех? Одна смотри
Где же спрятались подружки,
Те, что вышли из избушки?
Воспитатель показывает одну семиместную матрешку, обыгрывает
сюжет стихотворения, собирая матрешек. Затем выставляет три четыре
матрешки (по разному оформленные) и рассказывает в доступной для детей
форме историю их создания.
Воспитатель: ребята самые известные промыслы по производству матрешек
на сегодняшний день, это Полх - Майданская матрешка.
В Полховском Майдане матрёшки издавна отличались яркими бордовыми,
фиолетовыми, красными и зелёными цветами. Для них характерна обводка
деталей рисунка и роспись анилиновыми красками. Главная отличительная
черта этих кукол - красный цветок шиповника на переднике.
Воспитатель: ребята, такие игрушки на Руси с давних лет делают народные
умельцы. Называют эти игрушки по имени селений, где их создают. Всем
полюбилась веселая крестьянская девочка. Видимо от русского имени
Матрена и возникло ласковое название матрешка. Одета она в традиционный
русский костюм: платок, сарафан, передник. Процесс изготовления всех
матрешек одинаков. Сначала из деревянной чурки вытачивают форму на
токарном станке. Затем подготавливают ее к росписи. Мастерицы
раскрашивают матрешку без предварительного рисунка с образца. Краски
брались самые яркие: красные, синие, желтые, зеленые. Цвета у всех
одинаковые, а матрешки получаются разные. После раскраски матрешки
лакируют, затем готовых красавиц везут на ярмарку. Полхов- Майданские
матрешки можно сразу узнать, мастера не изображают у нее рук. У этой
матрешки нет сарафана и фартука, цветы располагают просто в передней
части игрушки.
Воспитатель: ребята вам понравился рассказ?
Дети: да
Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами ненадолго превратимся в
матрешек.
Физкультминутка «Матрешки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку
вперед)
Топают матрешки (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись (Наклоны головой влево- вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо –
налево)
Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают
в ладоши)
Воспитатель: ребята, а Вы хотите, вырасту научиться побудить рисовать матрешек, будто
мастера игрушечники?
(ответы паулечк детей)
Воспитатель: тогда начием подходите мног к столам потм и садитесь. Мы с вами будем рисовать
матрешек с натуры, как это делают настоящие художники, если хотят очень
точно нарисовать какой- то предмет. Вот натура (показывает матрешек). Мы
постараемся передать особенности внешнего вида- форму тела, черты лица,
«одежду» и красивый узор, чтобы матрешки на наших рисунках были похожи
на настоящих- деревянных, расписных, нарядных и веселых.
Воспитатель направляет восприятие детьми матрешек вопросами и
обрисовывающими жестами, отмечая обобщенную (стилизованную) форму
тела деревянная болванка – «бельё», показывает детям, чтобы они могли
рассмотреть «чистую» форму матрешки, не отвлекаясь на яркое
оформление).Затем показывает последовательность рисования матрешки (
с натуры)
Последовательность рисования матрешки с натуры:
рассматриваем матрешку, поместив ее лицом к себе;
берем простой или цветной карандаш, обрисовываем матрешку в воздухе, на
расстоянии, чтобы запомнить очертания «фигуры»;
думаем, как лучше разместить лист бумаги ( воспитатель ставит чистый лист
бумаги за матрешку и помещает его сначала горизонтально – дети наглядно
убеждаются, что матрешка не помещается, затем вертикально – дети видят,
что матрешка « вписывается» в формат листа); кладем лист бумаги на стол
вертикально;
делаем набросок (эскиз) простым карандашом: рисуем туловище большой
овал или «яйцо», сглаживаем переход от головы к туловищу – рисуем плавные
линии; внизу «срезаем» овал, чтобы наша матрешка не упала и не была похожа
на неваляшку;
«одеваем» на матрешку платок;
цветными карандашами или тонкой кисточкой рисуем «лицо» – круглые глаза,
ротик;
берем краски и оформляем нарядную матрешку красивыми цветными
узорами.
Воспитатель: солнце Я вижу, пролывают что эстафе у многих рукахебят станем получились интеграци красивые матрешки
А сейчас давайте мы поиграем.
Задание №1
вс «Игра с матрешкой»
Цель: учить ребенка действовать с трехместной матрешкой;
формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их
в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка высотой 8-10 см., внутри которой две
вкладывающиеся матрешки, наименьшая из которых неразборная)
Игровые действия:
Педагог ставит на стол матрешку.
Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно
закрывать ее, совмещая части рисунка.
Задание №2
Дидактическая игра
«Собери матрешку »
Дидактические задачи:
закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке,
закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики,
выделять элементы украшения; воспитывать уважение и любовь к народному
творчеству.
Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей.
Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает
тот, кто больше собрал матрешек.
Воспитатель.
Что Вы сегодня рисовали?
Чем Вы рисовали матрешек?
После занятия
Оформление выставки или коллективного альбома «Веселый хоровод»