ОКОУ «Тёткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Урок по социально – бытовой ориентировке
Тема: «Вежливые формы обращения»
Подготовила: учитель начальных классов
Тарасова Елена Анатольевна
4 класс (возраст 9 -10лет).
Урок СБО «Вежливые формы обращения» 4 класс
Цели образовательные: учить употреблять вежливые формы обращения, содержащие просьбу, благодарность, извинение, приветствие, прощание.
Коррекционные: развивать речь обучающихся, обогащать словарный запас, развивать мышление, корректировать поведение.
Воспитательные: воспитывать навыки и привычки культурного поведения дома, в школе, в общественных местах. Формировать привычки внимательного, доброго отношения к людям.
Оборудование: таблицы по культуре поведения, интерактивная доска, цветы из воздушных шариков.
Ход урока
Слайд №1
1. Организационный момент(эмоциональный настрой на урок)
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять
И отлично отвечать.
- Ребята, у меня сегодня замечательное настроение. А когда хорошее настроение хочется улыбаться и тогда всё вокруг сразу становится светлым, тёплым, радостным. Возникает такое ощущение, что к нам на урок заглянуло солнышко. Я дарю вам свою улыбку. А вы в свою очередь подарите свои улыбки мне и друг другу.
Вбегает Русинов Андрей и кричит: О, а что у вас урок? А мне нужна ручка! (хватает ручку и убегает).
2. Вступительное слово учителя.
- Мне стало очень грустно, сейчас произошёл очень неприятный момент. Как вы думаете правильно ли поступил Андрей? Что он сделал не так?
Мы можем назвать его вежливым и культурным мальчиком?
Когда вы окончите школу, вы станете строителями, механизаторами, животноводами, поварами. Но кем бы вы ни стали, прежде всего, вы должны вырасти хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.
Мы все научились когда – то
Ходить, рисовать, говорить.
Давайте – ка вспомним, ребята,
Как добрым и вежливым быть.
Слайд №2
3. Сообщение темы урока.
Итак, мы продолжаем изучать наш раздел «Культура поведения» и сегодня на уроке поговорим о вежливых формах обращения.
4. Работа по теме.
Слайд №3
Что же такое вежливость?
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Это значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь навстречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. Для того чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее. Доброе слово может сделать маленькое чудо - может подбодрить человека в трудную минуту, может рассеять плохое настроение. Поэтому такие слова называют «волшебными».
– Подумайте, почему?
Существует большое количество волшебных, вежливых слов и многие из них вы знаете. И чтобы убедиться в этом мы поиграем в игру
5. Игра «Доскажи словечко»
Слайд №4
Если встретится знакомый, хоть на улице, хоть дома,
Не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче …(здравствуй)
Если просишь что – нибудь, ты не жалуйся,
А подумай хоть минутку и скажи …(пожалуйста)
Если в гости вы пришли, или встретилась компания,
То в минуту расставания всем скажите …(до свидания)
Если словом или делом вам помог кто – либо,
Не стесняйтесь громко, смело говорить …(спасибо)
Встретил Витю я соседа
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из – за угла!
- Но представьте! – зря от Вити,
Ждал я слово…(извините)
- В каких ситуациях мы употребляем эти слова? (для приветствия, просьбы, прощания, извинения, благодарности).
Слайд №5
- А теперь остановимся на каждой группе слов.
Слайд № 6
- Какие слова приветствия вы знаете? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, рад (а) видеть вас)
- Кто – нибудь знает стихотворение с одним из этих слов приветствий?
Ученик1. - Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Здравствуйте – значит желаю здоровья.
Слайд №7
- Какие слова прощания вы знаете? (до свидания, пока, до встречи, прощайте, счастливого пути, всего доброго)
Ученик2. Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свидания»,
Другу уходить пора
Скажем мы ему «Пока».
До свидания – намерение или надежда на скорую встречу
Слайд №8
Расскажите, какими словами вы можете благодарить? (спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признателен)
Ученик3. Как жалко, что недели
Так медленно летят!
И что, родившись, дети
Не сразу говорят!
А то бы только – только
Я маму увидал,
Как тут же бы, как сразу
« Спасибо» ей сказал.
За то, что я родился!
За то, что я живой!
За то, что вместе с папой
Идём сейчас домой!
За то, что дверь откроем
И знаем наперёд,
Что мама напевает
И нас к обеду ждёт!
Спасибо – спаси вас Бог за ваши добрые дела, слова
Слайд №9
- Как будет выглядеть признание вины или извинения? (извините, простите, прошу прощения, я виноват, сожалею, мне очень жаль)
Ученик4. Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал – забывать.
Но если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
Простите – выражение сожаления о причинённом беспокойстве
Слайд №10
- Как может выражаться просьба? (пожалуйста, будьте добры, окажите услугу, прошу вас, если вас не затруднит)
Ученик5. Слово это словно ключик,
Золотой и сказочный,
Словно самый светлый лучик,
Звать его «Пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду
Слово это трудится,
У того, кто с ним в ладу,
Всё на свете сбудется.
Пожалуйста –
6. Физминутка (офтальмологическая)
- Мало знать волшебные слова, надо их уметь применять. Очень некрасиво звучит, когда вы обращаетесь к своим товарищам, называя их унизительно и грубо. Послушайте, что из этого может получиться.
Слайд №11
7. Сценка «Дразнилка».(показывают 2 ученика)
Петя: Ленка – пенка!
Лена: Никакая я не пенка.
Петя: А докажи!
Лена: Как?
Петя: Дай списать домашнюю работу!
Лена: Не дам, Петя. Ты сам должен её был сделать дома. На то она и называется «домашняя работа»!
Петя: (обиженно) Жадина – говядина, турецкий барабан! Кто на нём играет? Ленка – таракан?
Лена: Зачем ты дразнишься? Это нехорошо! Я вот про тебя расскажу учительнице!
Петя: Ябеда – корябеда!
Лена: А я не буду дразниться тебе в ответ.
Петя: А почему? Получится весело! Некоторые взрослые говорят, что дразнилки развивают детский интеллект.
Лена: По – моему это говорят неумные взрослые.
Петя: Почему?
Лена: Потому что я читала книги и там рассказывается о вреде дразнилок.
Петя: А ты умная? Умная? Как тряпка полоумная!
Лена: Петя, ты опять дразнишься. Разве это хорошо?
Петя: А чего мне ещё делать, если меня самого зовут по кличке – Петька – редька.
Лена: И ты стараешься кого – нибудь обидеть в отместку? А ты просто не дружи с теми людьми, которые дают прозвища, которые говорят грубости. Или попробуй их перевоспитать.
- Поэтому нужно стараться разговаривать с друзьями как можно вежливее. Нужно всегда разговаривать простым, вежливым языком, чтобы с вами было приятно общаться.
Слайд №12
8. Игра «Хорошо - плохо».
«Хорошо» - хлопаем в ладоши, а «плохо» - топаем ногами.
1. Здороваться при встрече
2. Толкнуть и не извиниться
3. Помочь поднять упавшую вещь
4. Не встать, обращаясь к учителю
5. Взять билет в автобусе
6. Не уступить место в транспорте
7. Не прощаться, уходя
8. Тихо и спокойно вести себя в школе
Слайд №13
9. Разбор картинок – ситуаций.
- Какие вежливые слова вы можете употребить, рассмотрев эти картинки.
- Прости пожалуйста. Как нужно сказать эти слова? (спокойным голосом, прямо смотря в глаза).
- В каком рассказе упоминалось, как правильно говорить волшебные слова? В. А. Осеева «Волшебное слово» (Павлик)
- До свидания, счастливого пути!
- Возьми пожалуйста! Спасибо! Пожалуйста!
- Здравствуй, папа!
Слайд №14
10. Просмотр отрывка из «Ералаша» №50
- Говорить вежливые слова и быть вежливым нужно не один урок или день, или месяц, а всю жизнь, сколько бы лет вам не было.
Как много на свете полезных,
Красивых и ласковых слов.
Пожалуйста, только будь вежлив,
Ведь это – основа основ.
А вежливым быть очень просто:
Будь – добрым – обычный совет,
Не важно, какого ты роста
И сколько тебе уже лет.
Стучится Андрей, просит прощения, возвращает ручку, благодарит, дарит цветы.
11. Рефлексия.
- О каких словах говорили на уроке?
- Как правильно произносить вежливые слова?
- Я хочу предложить вам взять по лучику и разместить их на то солнышко, которое больше подходит вашему настроению.
Ну, раз у всех хорошее настроение, тогда я хочу поделиться с вами цветами. А вы кому бы хотели их подарить? Давайте все вместе скажем «Спа – си – бо!»
Слайд №15