СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию «Зачем зимой снег» (старшая группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию «Зачем зимой снег» (старшая группа)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по социально- коммуникативному развитию «Зачем зимой снег» (старшая группа)»

Сказка «Зачем зимой снег»

Сценарий

Автор. Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило — ни пройти, ни про­ехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал:

Заяц. Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!

Автор. Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распу­стил и зачастил-забормотал:

Тетерев. Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц. Ой, кто это?

Т е т е р е в. Не бойся, это я — тетерев-черныш-шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?

Заяц. Кого-кого? (Тряхнул ушами косой.) Да снег! Куда ни побегу — следы выдают: всюду за мной по снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или — тьфу, чтобы не сглазить! — волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тете­рев). Снег — это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы — кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.

Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно штука вредная!

Тетерев. Очень даже полезная (взъерошился).

Заяц. Нет, вредная!

Тетерев. Полезная!

Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай, а на что?

Заяц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.

Автор. Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь — Мышка.


Тетерев. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попа­дается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!

Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

Автор. И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом.

Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладо­вые замело, а в них — запасы желудей. Одно спасение, что кладо­вых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва оты­щешь, едва поклюешь — опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей молоденькие дубки.

Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна-красна пришла. Ручьи зажурчали.

Птицы (поют). Как хорошо, что снега было много. Смотри­те, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод.

Пшеница (шепчет). Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-прегустые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!

Автор. Все живое добрым словом снег поминало. Вот и ре­шился спор. Как Заяц ни выкручивался — ничего не поделаешь — проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост — культяпка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.















Конспект занятия по СКР в старшей группе «Зачем зимой снег»



Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Развивать познавательный интерес, любознательность.

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Физическое развитие»

Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

«Речевое развитие»

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.


Методы и приемы:

практические: опыт, физминутка, демонстрация опыта

наглядные: презентация: где и как рождается снег.

словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Материалы и оборудование:

Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», диск с песней «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.



ХОД

Звучит музыка. Воспитатель в костюме феи входит в группу.

- Здравствуйте, ребята! Я – зимняя фея. Вы, конечно, догадались, что моё любимое время года – зима. А кто скажет, какое время года сейчас? Конечно, зима. А вам нравится зима? Чем она вам нравится? (Фея выслушивает ответы детей.) А что происходит зимой с животными? (Медведь впадает в спячку – он спит в берлоге, заяц меняет серый окрас на белый, голодный волк ходит в поисках добычи и т.д.)

- Да, правильно! Ребята, вы, конечно, знаете, что когда животные ходят зимой по снегу, они оставляют следы. Представьте: по снегу пробежал заяц. Как мы назовем след зайца? (Заячий.)

- А след лисы? (Лисий.)

- След волка? (Волчий.)

- Правильно, ребята! А теперь походим как лиса; попрыгаем как заяц. А покажем, как ходит голодный волк?

- Очень хорошо, ребята. А сейчас поиграем с вами вот как. Я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Итак, внимание: ёлка, лиса, заяц, волк, снеговик.

- Повторите, какие слова я назвала? (Дети по памяти называют слова.)

- Молодцы. А теперь назовём эти слова, только ласково. (Ёлочка, лисичка, снеговичек и т.д.) Повторим их ещё раз, но со словом «много». (Много: ёлок, снеговиков, волков, лис, зайцев.)

Бел как мел,

С неба прилетел,

Зиму пролежал,

В землю убежал. (Снег)


- Прекрасно. А сейчас я буду читать стихотворение Ирины Лопухиной «Снегопад», а вы добавлять подходящие слова. Причём все эти слова связаны со словом «снег». С каким словом будут связаны слова? Итак, внимание:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые … (снежинки).

Кружатся над головою

Каруселью … (снеговою).

На посёлки, на лужок

Всё снижается … (снежок).

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью … (снежной).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее … (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили … (снежком).

Словно в белый пуховик

Нарядился … (снеговик).

Рядом – снежная фигурка –

Эта девочка - … (снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой … (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил … (снег).

(Если дети не могут подобрать слово, фея повторяет ещё раз последние две строки, делая ударение на последнем слове первой строки, а в конце второй строки произносит первый слог слова.)

- Ребята, какие слова мы добавляли?

- На какое слово они все похожи? (На слово «снег».)

Рассказывание отрывка из произведения И.Сурикова

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

- Превосходно! А вам нравится, когда зимой много снега? А как сказать, что происходит со снегом в солнечный морозный день, что он делает? (Сверкает, блестит, искрится, переливается, хрустит.)

- Правильно. А если снег сверкает, то, как мы скажем, какой он? (Сверкающий.) А если блестит? (Блестящий.) А ещё какой? (Искристый, переливающийся, хрустящий.)

- А вот послушайте и скажите, с чем сравнивается снег в четверостишии, которое я сейчас прочитаю:

Одеяло белое

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю спустилось.

- С чем сравнивается снег? Правильно, с белым одеялом. А с чем ещё можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? (С покрывалом, скатертью.)

- А как вы понимаете выражение строки «С неба на землю спустилось»? Конечно, это падали снежинки, много снежинок.

- А что делают снежинки, когда дует ветерок? (Летят, порхают, кружатся.)

- Ребята, вы, конечно же, знаете, что все феи умеют делать чудеса. Сейчас я взмахну рукой и подую как ветерок, а вы превратитесь в маленькие, беленькие, пушистые снежинки. (Фея раздаёт детям спиральки со снежинками. Детям предлагается музыкально-танцевальная импровизация.)

Фея говорит:

- Летали снежинки, кружились и собрались в один общий хоровод. Молодцы. Теперь положим свои снежинки в центр круга. Вот какой красивый и большой сугроб получился.

А сейчас представьте, что маленькая снежинка упала вам на ладошку. Мы сделаем носом глубокий вдох, а затем длинный выдох, и попробуем тихонько сдуть снежинку. Хорошо!

А теперь, представим, что снежинки упали на ладошки, на рукава одежды, на плечи. Сделаем носом вдох и несколько коротких выдохов, как бы сдувая снежинки. Молодцы, все справились.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо — плохо».

«Перечислите мне ,пожалуйста, что хорошего и что плохого нам от снега».

Дети перечисляют хорошо (Строим горки, лепим снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.)

и плохо (если снега много, то тяжело идти; если идет снег, то одежда может промокнуть и т.д.).

внимание.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке, предлагает рассмотреть её, задает вопрос «Сколько лучей у снежинки?» объясняет, что все снежинки имеют 6 лучей, бывают большие и маленькие,

Вопрос: «Какого цвета снежинка?»

каждая снежинка прозрачна, но когда их много мы видим белый снег.

Дети рассматривают снежинку, отвечают на вопрос «У снежинки 6 лучиков», «Снежинка прозрачная» слушают рассказ воспитателя.

Имеют представление о свойствах и форме снежинки.



Демонстрация опыта:

Рассматриваем большой лист прозрачной упаковочной пленки, посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезаем его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета. (тоже происходит в природе со снегом и льдом)

Дети рассматривают большой лист пленки, части листа, дети делают вывод, что если много маленьких кусочков сложить горкой, то они не прозрачны. Горка белого цвета.

Расширять представление об окружающем мире. Знают почему снег белого цвета.



Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Воспитатель задает вопросы

- Что же такое снежинки?

-Где образуются снежинки?

-Все ли снежинки долетают до земли?

-Как падают снежинки?

-Почему не существует одинаковых снежинок?

Дети отвечают на вопросы:

- Снежинки это кристаллы льда;

-Снежинки образуются высоко в небе;

-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;

-Снежинки падают медленно;

Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.



Физ. Минутка.

Воспитатель включает песню «Хоровод снежинок» и предлагает детям превратиться в снежинки и устроить хоровод снежинок.


Воспитатель читает сказку «Зачем зимой снег»

Задает вопросы:

-Кто спорил о том что снег это хорошо или плохо?

-Почему для Зайца снег это плохо?

-Почему для Тетерева снег это хорошо?

-Кого просили Тетерев и Заяц рассудить спор?

-Что отвечали животные?

-Кто выиграл спор? Почему?

-Для чего же зимой снег?

-Между собой поспорили Заяц и Тетерев.

-На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса.

- Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло.

-Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек.

- Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом.

-Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают.

-Под снегом животным и растениям тепло.



Воспитатель предлагает детям провести опыт со снегом.

Взять стаканчики, насыпать в них снег и поместить их в горячую и холодную воду и понаблюдать что произойдет.

Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее.

Подведение итогов