МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
Отделение: Экономики и транспорта
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине
МДК 05.01 Выполнение операций и организация работы по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками
в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 230201 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Тема занятия: «Дорожные конфликты и способы их разрешения.»
Иркутск, 2021 г.
Согласовано Председатель СПП ____________/Самышина В.В./ Протокол № _____ от «__» _________ 2020 г. | Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта Базовая группа специальностей Заместитель директора по УМР ________________/Москаленко Н.И./ | | |
| |
Составитель: Осокина Е.В., преподаватель специальных дисциплин ГБПОУ ИО «ИКАТиДС» | |
Методическая разработка урока по МДК 05.01 Выполнение операций и организация работы по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности 230201 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), разработана на основе Положения о написании методических разработок ГБПОУ ИО «ИКАТиДС»
Методическая разработка посвящена изучению темы «Дорожные конфликты и способы их разрешения».
Предназначена для обучающихся и педагогических работников образовательной организации среднего профессионального образования профиля, слушателей дополнительного профессионального образования.
Содержание
| | стр. |
| ВВЕДЕНИЕ | 4 |
I | Аналитическая часть | 5 |
| 1.1. Постановка проблемы | 5 |
II | ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 6 |
| 1.2. Особенности организации и проведения урока | 6 |
III | ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 16 |
| Список используемой литературы | 17 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ
Формирование у студентов убежденности в необходимости качественного овладения профессией – сложный и длительный процесс. Известно, что наибольшим недостатком подготовки молодых специалистов является их недостаточная самостоятельность, страх перед ответственностью, несмелость при принятии оперативных решений, неумение находить деловой контакт с людьми.
Современный и будущий работодатели заинтересованы в работнике, который:
умеет думать самостоятельно и решает разнообразные проблемы, применяя полученные знания в колледже на практике;
обладает аналитическим и творческим мышлением;
владеет разнообразным оборудованием и приспособлениями;
владеет богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;
Одним из способов развития интереса обучающихся к предмету, является проведение интересных, насыщенных уроков, позволяющих определить уровень знаний студентов, поддерживать их инициативу и активность на уроках.
В освоении профессиональных компетенций важнейшим помощником преподавателя является игра.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции студента.
Проблема активизации познавательной деятельности студентов всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В игре, чаще всего, активизируются даже пассивные студенты, не проявляющие интереса к учебе. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Данная методическая разработка является конспектом отдельного урока-игры, рассматривает основные вопросы изучения темы «Дорожные конфликты и способы их разрешения».
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Постановка проблемы.
Конфликты в сфере обслуживания пассажиров на городском транспорте ухудшают отношения в обществе, дискредитируют имидж автотранспортного предприятия, вызывают сильные личностные переживания, ставят под угрозу безопасность дорожного движения. Оставлять столь важный для общества вопрос без внимания означает генерализацию конфликтов между людьми на иные сферы жизнедеятельности. Поэтому психологическая профилактика конфликтов в общественном транспорте должна рассматриваться как важнейшая задача не только для отдельного автоперевозчика, но и для всей сферы общественных городских перевозок, а также как предмет пристального внимания Госавтоинспекции России.
Необходимость повышения качества обслуживания пассажиров, снижения числа жалоб и обращений, обеспечения безаварийности общественных перевозок при недостаточной проработанности вопроса обусловливают актуальность темы урока.
У каждого из вас в жизни наверняка возникали конфликтные ситуации. Кроме того, профессиональная деятельность водителя, как все мы знаем, тоже не бывает без конфликтов.
Культура общения водителей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Вокруг и всюду слышится нецензурная речь, грубость, ярко выраженная агрессия, вплоть до физического насилия. Почему это происходит? Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Возможно, в мировом масштабе и нет, но в масштабе «здесь и сейчас» вполне реально. Попробуем?!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.2. Особенности организации и проведения урока.
ЦЕЛИ УРОКА:
учебная цель – закрепить, обобщить и систематизировать знания, полученные по данной теме;
воспитательная цель – воспитать у студентов самостоятельность суждений, умение работать в команде, уважение друг к другу;
развивающая цель – развить умение публичного выступления, способствовать формированию давать аргументированные ответы, развить творческую активность студентов;
методическая цель – активизировать учебно-познавательную деятельность студентов посредством внедрения новых форм и методов работы на уроке, позволяющих повысить уровень усвоения полученных знаний.
Тип урока: урок обобщения и контроля знаний
Методы обучения: деловая игра
Дидактическое оснащение урока: тесты, презентация, листы контроля знаний.
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Актуальность выбранной темы.
3. Вступительное слово преподавателя.
4. Ход урока.
5. Подведение итогов урока.
6. Сообщение домашнего задания.
ХОД УРОКА:
Организационный момент:
– взаимное приветствие преподавателя и студентов;
– проверка готовности группы к уроку;
– отмечаются отсутствующие.
Жизнь – процесс решения
бесконечного количества конфликтов.
Б. Вулл
Вступительное слово преподавателя
Сегодня мы с вами проводим урок в форме деловой игры по теме: «Дорожные конфликты и способы их разрешения».
В процессе изучения этой темы мы рассматривали вопросы, связанные с причинами возникновения и способами разрешения конфликтов, видами конфликтов и правилами поведения в конфликтных ситуациях.
Подводя итоги проделанной работы, важно оценить способность каждого из вас, применять полученные знания в реальной жизни и на практике. Эта цель и ставится сегодня перед вами.
Цель проведения урока-игры: выявить уровень пониманиям учащимися материала по данной теме, актуализация полученных знаний.
Задачи проведения урока-игры: формирование познавательного интереса к данной теме, воспитать коммуникативные качества, умение работать в команде, самостоятельно находить выход в конфликтной ситуации. Предварительно, я просила вас разделиться на две команды, выбрать капитана команды, придумать девиз.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Регламент игры. Выступления – от 3 до 5 минут. Ответы на вопросы – 2 минуты.
Выступление участников команд.
Вопросы. Ответы.
Выступления оппонентов.
Дополнения.
Возражения. Дополнения.
Выступления экспертов по проведению игры.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ:
Каждая команда имеет право:
- отвечать на вопросы,
- дополнять, выдвигать предложения.
Каждый участник игры:
- соблюдает регламент каждого этапа игры,
- внимательно слушает выступления, не перебивает, в нужное время вступает в обсуждение,
- не может оспаривать оценку ведущего
Ведущий:
- следит за ходом игры, соблюдением регламента.
Эксперты:
- имеют право при оценке не учитывать вопросы, дополнения, возражения, высказанные не по существу,
- выступают с качественной оценкой проведения игры,
- в ход игры не вмешиваются т. е. не задают вопросов игрокам, только ведущему после игры.
Ведущий: Я и эксперты будем оценивать каждый конкурс по степени правильности ответов, быстроте реакции. Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе. Итак, мы начинаем!
Конкурс «Приветствие» - представление команд. Каждая команда представляет название, девиз и капитана. Максимальное количество баллов 5.
Ведущий: Конкурс «Разминка» поможет нам узнать, как вы усвоили пройденный материал по данной теме. Участвуют обе команды. Ведущий задает вопросы каждой команде поочередно. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы команде 1:
Вопрос № 1 Дайте определение понятию «конфликт».
Ответ: Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей (внешний конфликт) или мотивов, потребностей одного человека (внутренний конфликт).
Вопрос №2 Перечислите типы конфликтов.
Ответ: Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.
Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.
Вопрос № 3 Назовите функции конфликтов
Ответ: Стабилизирующая — укрепляются взаимоотношения, нормы и ценности совместной жизнедеятельности людей.
Активизирующая — взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на развитии взаимоотношений.
Сигнализирующая — выявляются причины, условия и факторы неудовлетворенности существующим положением дел.
Функция эмоциональной разрядки ~ открытое выражение своих мыслей и чувств в конфликте позволяет людям снять эмоциональное напряжение.
Функция инновации — конфликт как средство творческой инициативы, побуждение к обновлению.
Профилактическая функция — своевременный конфликт предотвращает разрушительное поведение какой-либо из сторон
Вопрос № 4 Охарактеризуйте стратегию поведения в конфликтных ситуациях?
Ответ: Существует классификация способов поведения в конфликтной ситуации:
1. Соперничество — это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты, тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.
2. Сотрудничество — это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа:
«Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.
Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.
3. Компромисс — это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
4. Избегание — это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.
5. Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания — сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Стратегия приспособления может применяться, если:
• вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;
• вы осознаете, что правда на вашей стороне;
• вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;
• вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.
Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.
Вопрос № 5 Что запрещено в конфликте?
Ответ: В конфликте нельзя:
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.
3. Демонстрировать знаки своего превосходства.
4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.
5. Игнорировать интересы партнера по общению.
6. Видеть все только со своей позиции.
7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело.
8. Преувеличивать свои заслуги.
9. Раздражаться, кричать и нападать, оскорблять.
10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
11. Обрушивать на партнера множество претензий.
В конфликтной ситуации всегда нужно помнить о «золотом правиле» нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности.
Вопросы 2 команде:
Вопрос № 1 Дайте определение понятию «конфликтная ситуация»
Ответ: Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
Вопрос № 2 Что необходимо для превращения противоречия в конфликтную ситуацию
Ответ: Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
Вопрос № 3 Назовите виды дорожных конфликтов.
Ответ: Объективный дорожный конфликт - это дорожно-транспортное происшествие. Ущерб при таком конфликте, как правило материальный и физический. Его можно увидеть и потрогать, составить акт.
Субъективный конфликт, это конфликт, в котором одна из сторон считает себя понесшей ущерб (моральный чаще всего), а остальным участникам и свидетелям этого конфликта это неочевидно.
Вопрос № 4 Приемы разрешения конфликтов на дороге.
Ответ: 1. Соблюдайте правила дорожного движения.
2. Представьте водителя, раздражающего вас, в другой ситуации, например на отдыхе. Проверьте, как изменится ваше отношение к нему.
3. Перед тем как ответить на претензии другого водителя, сделайте три небольших вдоха и выдоха.
4. Похвалите своего оппонента за то, в чём он действительно хорош.
5. Соблюдайте правило трёх Д: «дай дорогу дураку».
Вопрос № 5 Какие существуют конфликты по способам разрешения?
Ответ: По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).
Деструктивные конфликты — это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.
Ведущий: Конкурс- капитанов «Подбери слова»
Условия конкурса: К слову «Водитель» вам необходимо подобрать однокоренные слова. Капитан команды, который подберет больше слов и будет победителем получает 5 баллов.
Ведущий: Проверочный тест «Насколько вы конфликтны»
О том, насколько вы конфликтная личность вам поможет узнать проверочный тест
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов. Каждый вопрос имеет три варианта ответов. Выберите тот, который больше всего вам подходит.
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор
на повышенных тонах. Вы:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2. На собрании (совещании и т.д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
4. Дома на обед подали не досоленное блюдо. Ваши действия:
а) не замечаете такой пустяк;
б) молча возьмете солонку;
в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажетесь от еды.
5. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:
а) с возмущением посмотрите на обидчика;
б) сухо сделаете замечание;
в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
6. Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:
а) промолчите;
б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;
в) устроите скандал из-за пустой траты денег.
7. Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?
а) постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;
б) не скроете досаду, но отнесетесь к происшедшему с юмором, пообещаете взять реванш;
в) билет без выигрыша надолго испортит настроение.
Обработка результатов
Каждый ответ «а» оцените в 4 балла;
«б» — 2 балла;
«в» — 0 баллов.
Подсчитайте сумму баллов. Если вы набрали:
от 20 до 28 баллов — вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих;
от 10 до 18 баллов — о вас говорят, что вы — конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода, и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении, при этом не выходите за рамки корректности. За все это вас уважают;
8 и менее баллов — вы ищите повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.
Ведущий: Конкурс «Пойми меня»
Условия конкурса: Участник без помощи слов должен изобразить загаданное слово, связанное с профессией (пассажир, автомобиль, инспектор ДПС, инструктор пешеход, пешеходный переход, руль, ремень безопасности, светофор и т.д.). За каждое слово участник команды получает 3 балла.
Ведущий: Конкурс «Инсценировка»
Условия конкурса: участники команды, используя артистизм, чувство юмора, умение находить общий язык с клиентами должны обыграть конфликтные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью.
Задание: каждая команда представляет по три инсценировки конфликтных ситуаций между водителем и пассажирами. Конкурс оценивается
5 баллами.
Ведущий: Проверочный тест «Стратегия поведения в конфликте»
Каждый человек по- разному ведет себя в конфликтной ситуации, проявляет свои эмоции в зависимости от особенностей характера, темперамента, воспитания, культуры. Проверочный тест поможет нам ответить на эти вопросы.
Инструкция: Вам предлагается 15 утверждений. Каждый пункт тестовой методики оцените следующим образом:
«совсем не согласен» — 1 балл;
«не согласен» — 2 балла;
«скорее согласен» — 3 балла;
«согласен» — 4 балла;
«полностью согласен» — 5 баллов.
1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
4. Для меня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
5. Я отзываюсь на предложение других, но сам не склонен проявлять инициативу.
6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же.
11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.
Обработка результатов
Рядом с цифрами, обозначающими номер утверждения, поставьте соответствующий балл и подсчитайте их сумму.
Стратегия поведения | №№ утверждений | Сумма балов |
Соперничество | 1, 6, 11 | |
Избегание | 2, 7, 12 | |
Сотрудничество | 3, 8, 13 | |
Приспособление | 4, 9, 14 | |
Компромисс | 5, 10, 15 | |
Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10 баллов.
Ведущий: Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»
Порой, самые добрые, искренние слова способны разрядить напряженную обстановку, решить конфликтные ситуации. Большое значение в нашей жизни имеют комплименты. Они воодушевляют нас, придают нам уверенность, одобряют, поэтому следующий конкурс так и называется «Давайте говорить друг другу комплименты».
Условия конкурса:
Участникам дается несколько минут на размышление. Задача: придумать по одному комплименту каждому участнику. Комплименты не должны повторяться. Получивший комплимент должен обязательно ответить, какие чувства вызвал у него тот или иной комплимент. Побеждает автор самых лучших комплиментов. Конкурс оценивается 1баллом.
Подведение итогов:
Эксперты оценивают каждый конкурс, все оценки заносятся в лист-оценивания «Результаты игры».
Лист-оценивания «Результаты игры»
| Приветствие | Разминка | Конкурс капитанов | Пойми меня | Инсценировка | Комплименты | Итого баллов |
Команда 1 | | | | | | | |
Команда 2 | | | | | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При проведении урока была поставлена цель урока - выявить уровень понимания обучающимися материала по данной теме, актуализация полученных знаний.
Задача проведения урока состояла в следующем: формирование познавательного интереса к данной теме, воспитать коммуникативные качества, умение работать в команде, самостоятельно находить выход в конфликтной ситуации.
Для решения этих задач бала выбрана нестандартная форма проведения урока – деловая игра. Поэтому в реализации целей и задач урока я активно использовала ролевые и дидактические игры. Для обучающихся – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, дух соперничества, работа в команде, дает возможность обмениваться знаниями и совместно принимать нужные решения, проявление активности на уроке, развитие творческих способностей и личностных качеств, умение самостоятельно находить выход в сложной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.
Гармонично были включены в контекст урока: конкурсы «Пойми меня», «Инсценировка», проверочные тесты. Урок цели достиг, прошел на хорошем уровне, отрицательные моменты учтены.
Список используемой литературы:
1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. Учебник для
НПО М.: «Академия» 2013 г.
2. Шеламова Г.М. Основы деловой культуры. Учебник для
НПО М.: «Академия» 2012 г.
3. Усов В.В. Деловой этикет. Уч. Пособие для СПО. М.: «Академия»
2008 г.
17