Развернутый конспект занятия по теме: «Изготовление модели планера»
Цель занятия:
Развитие и укрепление познавательного интереса у учащихся младших классов к техническому творчеству через привлечение их к изготовлению простейших авиамоделей.
Задачи:
- Способствовать формированию представления об авиации.
- Развитие познавательного интереса и мотивации, творческого мышления.
- Развивать пространственное воображение, творческие способности.
- Развивать навыки и умения работы с бумагой, чертежными инструментами, глазомер.
- Развивать качества аккуратности и собранности при работе.
- Прививать трудолюбие, культуру труда.
Участники занятия: учащиеся начальных классов общеобразовательных школ 1-го года обучения.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Вид учебного труда: работа с бумагой, вырезание, копирование.
Объект труда: модель планера.
Планируемые результаты:
Предметные результаты.
Учащиеся научатся приемам построения и запуска моделей планера; освоят основные сведения об авиации, авиамоделизме, конструкции и принципе действия летательного аппарата;
научатся изготавливать модель на основе чертежа;
научатся управлять авиамоделью во время выполнения фигурного полета;
научатся определять места повреждений и поломок на авиамоделях;
учащиеся получат возможность научится устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных задач.
Метапредметные результаты.
Познавательные:
учащиеся научатся самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательской деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Регулятивные:
учащиеся овладеют основам самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательской деятельности;
научатся создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные:
учащиеся приобретут умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной речью;
работать совместно в контакте с преподавателем и другими учащимися;
научатся коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Личностные результаты:
у учащихся будет сформировано ответственное отношение к обучению моделированию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
Инструменты и материалы: Карандаш простой, линейка, ластик, ножницы, скрепки канцелярские, ватман, самоклеющаяся бумага ( для оформления), дидактический материалы и наглядные пособия (таблицы, модели планеров).
Ход занятия:
1 Вступительное слово
2.Вводная информация
3.Практическая часть
3.1. Изготовление модели
3.2. Оформление
4.Пробные запуски моделей
5.Показательные полеты
6.Подведение итогов
7.Уборка рабочих мест
Конспект занятия:
Лечу по небу - самолётик без мотора,
Красивым планером в небесной вышине
Очнуться мне бы от ночного разговора
И быть дизайнером ! Доверит небо мне?
Учитель: Добрый день, ребята. А кто из вас знает – что такое планер? Это – самолет, у которого нет двигателя, который планирует. Безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Планер держится в воздухе благодаря уравновешиванию действующей вниз силы тяжести подъемной силой, создаваемой восходящими потоками воздуха. Различают два режима полета планеров: планирование (скольжение) и парение. Планирование - это установившийся полет со снижением, который можно уподобить скатыванию санок или тележки на колесах вниз по склону. Парение - это использование подъемной силы, создаваемой воздушными потоками и поддерживающей летательный аппарат в воздухе. Первые полеты человека с использованием летательного аппарата тяжелее воздуха были осуществлены на планерах. Эти летательные аппараты не имели ни кабины летчика, ни шасси. На некоторых планерах (как у братьев Райт) летчик лежал на платформе, тогда как на других (таких, как планер О.Лилиенталя) летчик висел на руках и управлял полетом движениями своего тела. После Первой мировой войны учебные планеры оборудовали рулями высоты, рулями направления и элеронами, позволившими летчику более эффективно управлять вертикальными, горизонтальными и поперечными движениями летательного аппарата. Но все, же летчик по-прежнему располагался в кресле, не защищенном от воздушных потоков. Несколько позже появились такие устройства, как лобовое стекло, обтекатель кабины летчика и приборы.
- Вы, наверное, уже поняли, что мы с вами сегодня сделаем – планер. А затем устроим показательные полеты, совсем как на авиасалоне. Каждый из вас видит перед собой необходимые материалы: лист с инструктажем, карандаш, лист плотного картона, клей, ножницы, линейка, ластик, скрепки канцелярские, самоклеющаяся бумага ( для оформления), дидактический материалы и наглядные пособия (таблицы, модели планеров). Чего у вас на столах не хватает? Правильно, шаблонов.
Учитель: перед работой давайте напомним друг другу о правилах безопасности при работе с ножницами и клеем.
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Учитель: так как вы работали уже с шаблонами, то давайте напомним себе правила работы с ними
1 разместить на бумаге
2 придерживая пальчиком, обводим карандашом.
Учитель: какое главное правило при работе с шаблонами? Правильно, когда обводишь шаблон, его ни в коем случае нельзя передвигать.
Физминутка:
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем по шире на четыре,
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Учитель: приступим к самому важному моменту нашего занятия. Начнем изготовлять наш планер. На ваших столах лежат шаблоны. Какое название имеет 1ая деталь? 2? 3? 4? Что мы можем заметить необычного в нашем шаблоне фюзеляжа? Правильно, киль вырезаем вместе с фюзеляжем. Напоминаю, что 4ую деталь надо вырезать дважды.
Учитель: после того, как вы вырезали детали, нам надо их соединить. Сначала берем 1ую деталь. На хвосте нашего планера есть две выемки, одна для стабилизатора, другая для крыла. Возьмем стабилизатор (под каким номером он находится?) и вставляем в выемку. Рассмотрим крыло. На нем имеется уже три выемки, одна посередине для того, чтобы соединить наш фюзеляж и крыло, а две крайние для шасси (что такое шасси?). Кстати, в нашей модели шасси выполняют еще одну немало важную роль, после того, как вы соедините крыло и шасси, вы заметите какую и скажете мне. Правильно, они эти детали еще выполняют роль киля. Все детали соединили? У всех детали подходят друг к другу? А теперь, чтобы детали не вылетали при полете надо их склеить. Небольшое количество клея надо намазать на стыки наших деталей.
Учитель: пока наши планера высыхают, мы немного отдохнем и поиграем в слова. Надо из одного большого слова составить разные маленькие слова
Пример: стабилизатор- рот, бал, стол
Светофор
Транспорт
Банкомат
Учитель: прежде, чем приступить к запуску моделей мы должны понять, почему же летит планёр. Проведем с вами вот такой опыт: возьмем лист бумаги. Как вы думаете, если я буду дуть на него снизу, что будет? А сверху? Изогнутая часть листа поднимается высоко вверх, хотя вы дуете прямо на неё! Почему? Подув, вы снизили давление на верхнюю часть листа. Давление снизу оказалось больше, и лист поднялся. Когда вы дуете, скорость воздушного потока увеличивается, воздух как бы разряжается, следовательно, давление – снижается. Попробуйте легко послать планер вперед и вверх. Воздух давит снизу вверх на крылья, поэтому планер летит. Давайте запустим наши модели.
Если планёр падает резко носом – это значит пикирует,
Летит неустойчиво: то вверх, то вниз – кабрирует.
Давайте вспомним, что за надрезы у нас на стабилизаторах и киле? Рули высоты и поворота (еще они называются элероны или закрылки).
Как сделать так, чтобы наш простой планёр летел не только прямо, а поворачивал при полете налево или направо? Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле киля вправо? Что произойдет, если мы загнем закрылок на киле влево? Попробуем запустить планёр еще раз. Воздух давит на закрылки и заставляет планёр поворачивать. Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле стабилизатора вверх? Что произойдет, если мы загнем закрылок вниз? Воздух давит на закрылки и заставляет планёр подниматься или наклоняться.
учитель: для запуска модели, берем её двумя пальцами (большим и указательным) за фюзеляж. (В авиации, корпус летательного аппарата, служащий для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования; связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Основные элементы конструкции — каркас и обшивка. Различают Ф. форменные — каркас представляет собой пространственную ферму, обшивка служит для придания Ф. обтекаемой формы; балочные — каркас образован продольными (лонжероны, стрингеры) и поперечными (шпангоуты) элементами, обшивка (называется подкрепленной), как и каркас, воспринимает нагрузки; смешанные — передняя часть ферменная, а хвостовая — балочная и наоборот) под крылом, и толкнуть её вперёд вверх. Если при запуске модель идет круто вниз, надо отогнуть кверху заднюю кромку стабилизаторов - руль высоты. Если модель при запуске валится на правое крыло, необходимо подогнуть вниз правый элерон, а если на левое - левый элерон. Элерон - рулевая поверхность, представляющая собой некоторую долю хвостовой (или концевой) части крыла самолёта (планёра), отклоняемую вверх и вниз и предназначенную для управления самолётом. Так регулируются и управляются все модели.
Идет пробный запуск моделей, регулировка центровки моделей. Затем проводятся показательные полеты. «Чей планер улетит дальше?»