Образовательная область: познавательное развитие, экспериментальная деятельность.
Возрастная группа: подготовительная.
Тема: «Волшебный камень-магнит».
Основная цель: формировать представление у детей о физическом явлении магнетизма и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
-учить обследовать предмет экспериментирования, выделяя выраженные качества и свойства;
-способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и его свойствах;
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
Способствовать воспитанию самостоятельности, и развитию коммуникативных навыков общения;
Пополнить знание детей об использовании свойства магнита человеком;
уточнение, расширение и активизация словаря по теме магнетизм, намагничивание, притягивание, магнитное поле, постоянный магнит, временный магнит.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность детей, зрительное внимание и восприятие, наблюдательность, речевой слух, память, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Дидактические материалы: демонстрационные карточки .
Оборудование: магниты, различные металлические предметы (скрепки, гайки, шайбы, болты),предметы из пластмассы, лоскутки ткани, деревянные предметы, стакан с водой, бумажные машинки, свеча.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация для детей подготовительного возраста, составлена в соответствии с технологией «Ситуация».
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Входит Волшебник из страны Оз.
-Здравствуйте, а куда я попал? Ой, я кажется заблудился. Меня заколдовала злая колдунья Бастинда. А большие обезьяны по ее приказу подняли Железного человека в воздух, а затем бросили в глубокое ущелье, и он рассыпался на мелкие кусочки. И закрыла ворота нашей волшебной страны ключом. А когда я очнулся у меня была вот эта коробка.
Воспитатель собирает детей возле себя. Давайте посмотрим, что в ней. Там лежит банка с водой, а в ней ключ и письмо. Достает письмо и читает «Достань ключ не замочив руки.»
Хоть я и волшебник, но не знаю, как это сделать. Помогите мне, ребята. А еще когда я брел по дороге, то споткнулся об такой необыкновенный камень. И что это за камень, и как он называется, и что он может принести добро или зло? Помогите мне разобраться в этом. А я пока отдохну.
– Хотите помочь Волшебнику из страны Оз?
– Сможете?
2. Актуализация.
Дидактические задачи: актуализировать ранние знания детей об ученных.
Дети подходят к столу .
Воспитатель: - Ребят, нам предстоит достать ключ, и исследовать этот камень, а исследованием занимается, кто?
-Ученые, исследователи.
-Кто такие ученые?
Дети отвечают.
Воспитатель :-Да, ученые это такая профессия людей. Эти люди занимаются
исследованием предметов, природных ископаемых, растений, человеческого организма, создают новые лекарства и т.д.
Хотите быть исследователями? Сможете?
3.Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи:
Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о свойствах магнита. Под руководством воспитателя фиксация затруднения и понимания его причины.
Воспитатель- Ребята, нам с вами предстоит достать этот ключ не замочив руки.
- Кто-то сможет это сделать.
Попытки детей.
-Смогли?
-Почему не можете? (Потому что не знаем, как)
-Ребята, а может нам этот камень поможет (достает из коробки)
-Нам с вами нужно стать на некоторое время группой ученых, которые будут
заниматься исследованием этого камня. Я предлагаю вам одеть эти белые халатики, как настоящие ученые.
4 «Открытие» нового знания.
Дидактические задачи.
Формировать представление о свойствах магнита.
Формировать опыт преодоления затруднения.
Выбор метода решений, выдвижение и обоснование гипотез.
Воспитатель достает камень и предлагает исследовать на ощупь. Какой?
- Холодный, твердый, шероховатый, черный, тяжелый.
-Что же это за камень?
(Что нужно делать если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? Спросить у того кто знает.) Спросите у меня.
Воспитатель -вот вам подсказка:
Бывает маленьким, большим
Железо очень дружит с ним
С ним и незрячий непременно
Найдет иголку в стоге сена
Ответ детей
-Магнит
-Может и магнит
-А как можно доказать, что это магнит?
-Если это магнит, то он должен притягивать предметы.
--А вот все ли предметы? давайте узнаем.
Опыт 1: давайте подойдем к столу (где лежат предметы из дерева, пластмассы,
бумаги, стекла, резины, железа). Дети экспериментируют.
Ребята, те предметы, которые притянулись к магниту называются магнетические, те которые, не притянулись -немагнетические.
Делаем вывод:
-Магнит притягиваем только железные предметы. И это явление называется –
магнетизмом.
-Значит, волшебник действительно нашел магнит.
-Ребят, а вы хотите узнать откуда произошло слово магнит?
-Слово магнит произошло от названия города Магнесия, где его впервые нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса и там до сих пор находят кусочки магнита.
-А теперь нам нужно понять, что он приносит добро или зло?
-Что вы сейчас будете делать? с чего начнете?
-Нужно исследовать другие свойства магнита.
Дети подходят к столу .
Опыт 2. «Магнит преграды не боится»
-Ребята, мы должны узнать, действует ли сила притяжения магнита на предметы, через преграды, например бумажный лист, ткань (экспериментируют)
Вот у меня есть стакан с водой, давайте опустим туда скрепку, и попробуем магнит приставить к стакану, будет ли действовать сила притяжения.(экспериментируют)
Вывод: действия магнита на предметы не исчезает через преграды (воду, бумагу, ткань)
Опыт 3 «Сравнение сил разных по величине магнитов»
Возьмем 2 монетки, и 2 разных по величине магнита и будем приближать монетки к магнитам, что произойдет
-Магниты притягивают монеты даже на расстоянии.
-К какому магниту монетка притянулась быстрее?
-К магниту большего размера.
Вывод: магнит большего размера имеет больше силу притяжения
Опыт 4» Магнит превращает металл в себя»
-Ребята, у меня есть скрепки, которые пять дней пролежали на магните, поднесите их к своим скрепкам и посмотрите, что происходит.
-Ваши скрепки притягивают наши.
-А почему?
Вывод: магнит волшебный камень он поделился своей силой с моими скрепками, они стали намагниченными и у них появился магнетизм.
Возьмите в руки магниты приблизьте их друг к другу. Что вы чувствуете, что
происходит.?
-Наши магниты притягиваются.
-А наши отталкиваются.
- Хотите знать почему?
-Потому что, магнит имеет два полюса «северный» и «южный». Когда соединяем разными полюсами, то магниты начинают дружить, а когда одинаковыми, то они не хотят дружить отталкиваются.
-А что еще имеет «северный» и «южный полюса?
-Земля.
-Правильно, а какой формы земля?
-Круглой.
-Правильно. А почему люди тогда ходят по круглой земле и не падают?
-Потому что она притягивает, как магнит.
- Правильно, Наша планета обладает магнетизмом.
Такое свойство магнита используется на железных дорогах в Китае. Некоторые вагоны между собой прикреплены сильными магнитами. А в Японии некоторые скоростные поезда не имеют колес. Внутри поезда и на рельсах установлены мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами. (Показ картинки)
Хотите попробовать как это происходит?
Физкултьминутка: « Магнитные вагончики»
Вы все вагончики, когда я говорю разные полюса, вы что делаете? (притягиваетесь и ездите целым паровозом).А когда одинаковые полюса, вы что делаете? (отдаляетесь друг от друга).
5.Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: закреплять знания и умения, активизировать словарь.
Выполнять задания, в которых новый способ действий связывает с ранее освоенными.
-Дорогой волшебник «Оз», мы теперь зная свойства магнита, сможем достать ключ?
-Да?
-Как это сделать?
-Приставим магнит к банке. Ключ притягивается к магниту. Будем медленно поднимать вверх магнит, а с ним и ключ.(Экспериментируют)
-Ура, ключ, достали!
-Спасибо, ребята, теперь я смогу вернуться домой, и открыть наши волшебные ворота.
-А еще дорогой, Оз, ты можешь использовать этот камень под названием магнит, для спасения Железного человека.
-Тебе нужно взять побольше магнит (и с помощью своей силы притяжения всех металлических предметов) он вытащит все части Железного человека из ущелья .А потом эти части собрать в целое.
И если ты соберешь большие горы магнита, и расставишь их вдоль ворот, то злые летучие обезьяны будут прилипать к ним своими железными доспехами, и не сделают никакого вреда.
-Спасибо, вам большое. До свидания!
6.Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что узнали нового.
Фиксирование детьми достижения цели. Создать ситуацию успеха.
-Чем мы сегодня занимались? Что узнали? Кому помогали?
Воспитатель хвалит детей, и говорит, что они смогли это сделать, почему?
-Потому что, узнали свойства магнита.
магнит обладает магнетизмом,
магнит преграды не боится,
чем больше магнит, тем больше притяжение.
У магнита два полюса.
-Ребята, посмотрите вокруг, и найдите в нашей группе магнит. (Магниты держат рисунки
на выставке, магнитные буквы и цифры на доске)
-А дома, в каких предметах присутствует магнит?
(Магниты на холодильнике, в наушниках, в телевизоре, в игрушках и т.д.)
Молодцы, хорошо поработали, можно снять халаты