Конспект занятия по внеклассной,
воспитательной работе для 4 Б класса
Тема: "Дымковская игрушка"
Выполнила:
Олейник Александра Владимировна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №77
Санкт-Петербург
2018г.
Конспект занятия по «Художественному творчеству» (рисованию) на тему:«Дымковская слобода (деревня)»
(коллективная композиция)
Цели занятия: вызвать интерес к изделиям дымковских мастеров, дополнять знания детей о дымковских игрушках, продолжать формировать представление о манере и технике дымковской росписи, ее характерных особенностях, воспитывать положительное отношение к народному искусству, развивать навыки коллективной работы.
Материалы и оборудование к занятию: интерактивная доска для показа фотографий с изображением дымковской деревни, электронный носитель с аудиозапись народных песен, вырезанные из бумаги фигурки дымковских козликов, барышень, олешков, кисти, краски (гуашь), стаканчики с водой, индивидуальные салфетки.
Предварительная работа: беседа о дымковских игрушках
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята. Проверяю вашу готовность к занятию.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Сегодня мы с вами отправимся в прошлое и заглянем с высокого берега реки Вятки на заречную слободу Дымково.
В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.
1. История создания дымковской игрушки.
Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, он существует на Вятской земле, в слободе Дымково, более четырехсот лет.
С давних пор здесь занимались лепкой глиняных игрушек - всадников, барынь, и игрушек-свистулек, изображавших коней, оленей, уточек, индюков. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.
Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек.
2. Изготовление дымковской игрушки.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька.
Лепят дымковскую игрушку из глины, затем сушат, сначала на столе, затем в печи.
Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведённым на молоке, и начинают расписывать. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки. Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело.
Вот такие узоры выполняются на дымковских игрушках.
И завершающий штрих – мастерица «сажает» золото: смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место: барышням и водоносам на шляпы и кокошники, петухам – на гребешки.
3. Практическая часть.
Ребята! А хотите выступить в роли мастеров и попробовать создать такую дымковскую деревушку с игрушками своими руками? Предварительно мы с вами подготовили большой лист бумаги, на котором каждый из вас разместит свою игрушку. Под звучание народных песен вы должны будете расписать вырезанных из бумаги фигурки дымковских игрушек. Помните, что цветовая гамма разнообразна и различные элементы узора при росписи фигурок тоже.
- А теперь мы с вами расположим наши фигурки в нашей деревни «Дымковская слобода!» Устоем ярмарку наших фигурок.
4.Заключение.
-На этом наше занятие подошло к концу, спасибо за работу, вы все молодцы! До свидания!