СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Структура книги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие может быть проведено в любом классе в начальной школе.В рамках классного часа и как занятие по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "Структура книги"»

НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики»

Научный руководитель – д.п.н., профессор Л.Г. Петерсон


ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ УРОКА С УЧАЩИМИСЯ

ОО (регион, город, поселок и др.): Рязанская область, город Шацк

Наименование ОО МОУ «Шацкая СШ»

Ф.И.О. директора ОО: Добрынина Ольга Васильевна

Ф.И.О. ответственного за инновационную деятельность в ОО Костикова Валентина

Александровна

Ф.И.О. консультанта: Костикова Валентина Александровна

Ф.И.О. педагога: Митина Елена Алексеевна

Электронный адрес педагога: [email protected]

Номинация: «Сценарий урока в ТДМ образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы»

Предмет Внеурочная деятельность

Тип урока ОНЗ

Класс/курс:_3класс

Тема: Строение книги

Основные цели:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к чтению.

Регулятивные: самостоятельно осуществлять выбор книг для чтения.

Познавательные: познакомиться с основными элементами книги.

Коммуникативные: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

.

Раздаточный материал:

Кроссворд

Справочный материал

Демонстрационный материал:

Правила работы в парах

Презентация

Оборудование: компьютер, проектор

Краткая аннотация к работе: данный урок проводится по внеурочной деятельности в рамках кружка «Книга-твой друг»

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.


 Верно, ребята, это книга. Одно из самых значимых и великих чудес в мире. Ведь именно книга – важный источник информации: она уносит нас в далекое прошлое и раскрывает тайны будущего. С книгой и ее героями мы  можем путешествовать и узнавать что- то новое и непознанное, книга - это дверь в увлекательный мир чтения и фантазии.

Ученик: О книги, книги! Вы сердца людские,

Друзья души, живым друзьям под стать.

Да будут вечно с нами книги мировые,

Немеркнущий их свет и благодать!


Книга – не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

 Ребята! Сегодня  я  приглашаю вас в путешествие по книге.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Вы читаете книги уже не первый год. Для чего вы читаете книги?

А умеете ли вы сами выбирать книги для чтения?

- Всегда ли книга, которую вы выбрали вам нравится?

- Кто же может нам помочь, научиться правильно выбирать книгу?

- Оказывается, ребята, книги сами могут научить нас правильно их выбирать.

 Задание на пробное действие

-Обратите внимание на выставку книг. Здесь представлены разные книги. Кажется, ни одна из них не похожа на другую.

А задумывались ли вы когда-нибудь из чего состоит книга. Я имею в виду не материал, а её структуру, т.е. строение книги.

Скажите мне, пожалуйста, из каких элементов состоит книга?

3.Выявление места и причины затруднения

-- На какой вопрос вы должны ответить? (Надо было назвать элементы книги.).

-Где не получилось?

- Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем из каких элементов состоит книга)

Строение книги –Это ее структура

Ребята, как вы понимаете название «структура книги»? Где можно найти толкование слова?

   Структура это устройство книги, все ее составные части, которые помогают нам при выборе книг.

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать элементы книги и научиться их определять.)

- Итак, вы догадались,  на какую тему мы сегодня будем говорить? 

Тема урока: Строение книги. 

Я предлагаю вам план по которому вы будете работать.

Все пункты плана мы выполним вместе.

ПЛАН

1.Рассмотри книги.

2. Найди стикеры с названиями.

3. Приклей их на лист а4.

4.Узнай, что означают эти слова.

Работаем в группе. Первых три пункта вы выполняете самостоятельно, а пункт 4 вместе со мной. У вас на столах лежат книги и листы формата А4, с наклеенными на них разноцветными стикерами.  На стикерах написаны разные названия. Ваша задача, внимательно изучить книгу, выбрать собрать стикеры и наклеить их на лист .

5.Реализация построенного проекта

А сейчас мы посмотрим, какие же названия вы наклеили

-А сейчас приступим  к изучению структуры книги, узнаем, что обозначают эти слова и узнаем где они находятся в книге.

Ребята, с чего начинается книга? Книга начинается с обложки. Что такое обложка?

1.Обложка – бумажное покрытие книги. Она как вход в книгу, и чтобы вам хотелось открыть книгу, обложки делают яркими и интересными. Что есть на обложке? На них печатают фамилию автора, название книги, иногда название издательства и год издания.  Какой бывает обложка? Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твёрдой – тогда её называют переплётом.

Рассмотрите обложки своих книг. Это переплет или мягкая обложка? Какая информация дана на обложке?  (автор, заглавие, издательство, год издания)

Итак, первый элемент книги - это обложка.

2.На  очень дорогих или подарочных изданиях есть еще одна обложка, которая называется – суперобложка или дополнительная обложка.

 Предназначена она для сбережения книги от грязи и повреждений, а также служит её украшением и дополнительной  рекламы книги.

3.У каждой большой книги есть корешок, который скрепляет страницы и держит их, чтобы они не рассыпались.                                                                                       

Он  – дедушка страничек. Всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Рассмотрите свой корешок, что за информация на нем содержится?

4.Раскроем книгу. Первое, на что мы обращаем свое внимание, конечно, первый лист, приклеенный с одной стороны к переплетной крышке, соединяющий переплет с книжным блоком. Это форзац. Слово состоит из двух немецких слов: (фор - перед, зац - набор, т.е.  то, что предшествует тексту). Форзац может быть просто гладким, белым или цветным,  но иногда на нем бывает  какой-нибудь рисунок.

5.Перевернув свободный лист форзаца, видим на  левой стороне - фронтиспис, Фронтиспис - иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в  книге. На нём может быть портрет писателя - автора этой книги

6.Давайте откроем книгу,  и первая страница книги называется  – Титульный лист. В переводе с латинского языка - название, заглавие. С титульного листа мы начинаем изучать книгу. Он дает нам первое представление о книге.

Титульный лист – начальная страница книги, на которой размещаются необходимые  сведения о книге. Он всегда нарядный и красивый. На нём печатается автор, заглавие книги, место и год издания, а так же сведения о художниках, переводчиках и оформителях книги.

    Ребята, посмотрим, какие сведения есть на титульном листе. В верхней части страницы размещена Фамилия автора книгиАвтор, это человек который написал книгу, писатель.  Зная автора,  можно  сказать,  о чем эта книга.  Каким образом? (Г.Х. Андерсен - сказки, А. Л. Барто – стихи  и т.д.)

    Заглавие или название книги. Как заглавие  может помочь раскрыть содержание книги?

    Подзаголовочные данные  или информация,  которая написана под заголовком. Здесь могут быть жанры литературы - стихи, сказки, повести и др.

Ребята, а  у книги может быть   день рождение? Каждый знает, что книги печатают, издают.  Ребята, а какая информация на титульном листе поможет узнать, когда родилась книга и где? Это год выхода книги и издательство, где она была напечатана.  А где ваши книги были напечатаны и в каком году?

Итак, первый лист книги называется титульный. На нем содержатся все основные сведения о книге.

7.При знакомстве с книгой мы приступаем к следующему элементу – тексту. Основу любой книги составляет текст, передающий главное содержание книги. Текст – это и есть сказки, рассказы, стихи. Посмотрите, в ваших книгах,  какие тексты?

8.Любой текст интересней читать, если в нем есть  иллюстрации.  Они  дополняют текст, помогают лучше его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои  произведения.  Какие у вас иллюстрации и о чем они рассказывают?

Но кроме обложки и титульного листа есть еще очень важные элементы книги

9.Аннотация – это очень краткое изложение содержания книги (главной ее мысли) с краткой ее характеристикой или оценкой. Из аннотации можно узнать не только о чем эта книга, но и кто ее главные герои, для кого написана книга, иногда есть сведения об авторе и других его произведениях. Располагается аннотация на обратной стороне титульного листа или на самой последней странице.

Найдите аннотации в ваших книгах. Что вы из них можете узнать? Ребята, а кто из вас сможет самостоятельно найти этот элемент в книге?  ( Дети находят в своих книгах аннотации и  зачитывают)

Итак, ребята, теперь мы уяснили, что, прочитав аннотацию, мы сразу же поймем, о чем написана книга. Это очень удобно, не так ли? Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

  10.Если нет аннотации, то можно посмотреть предисловие. В древности всякий рассказ, историю называли «словом», например, древняя русская повесть «Слово о полку Игореве». Это значение до наших дней сохранилось в слове « предиСЛОВИЕ ».

   11. После всего текста располагается статья, которая  называется послесловием. Она  рассказывает кратко о дальнейшей судьбе героев.

Написать предисловие или послесловие может  не только сам автор или другой писатель, а может и просто хороший его друг.

12.Рассмотрим последний раздел - Содержание книги. оглавление

Содержание книги в первую очередь помогает понять структуру книги, содержит темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц. Содержание  или оглавление дается,  если книга содержит несколько произведений. Вы просматриваете содержание, смотрите, есть ли в книге нужное произведение и если есть, смотрите номер страницы, на которой оно расположено. В содержании напротив произведения  указан  номер страницы,  и вы легко находите нужное произведение



6.Первичное закрепление во внешней речи

А теперь давайте, используем на практике  знания, полученные в результате нашего путешествия. Давайте еще раз повторим из чего же состоит книга, а вы попробуете найти этот элемент у своей книги.

А сейчас давайте проверим и закрепим знания, полученные на уроке.

Вам нужно продлить строки.


*Книгу не ищи в аптеке,

Книжный дом - … /Библиотека/


*Книжкина одёжка.

Это что?... /Обложка/


*Первый лист мы видим тут.

Ну и как его зовут? /Титульный лист/



*А где книгу издают?

Тот дом… зовут /Издательство/


И картинок много тут.

Как их правильно зовут? /Иллюстрации/


Их рисует не сапожник.

Ну а кто, друзья?... /Художник/


Ну а кто же пишет книжки

Для девчонок и мальчишек?

На обложке, вот он, тут.

Как, друзья, его зовут? /Автор/


Ещё прошу внимания:

Внизу здесь… издания. /Год/


У книги есть название,

Зовут его… /Заглавие/


Как узнать, что в книжке есть?

… прочесть. /Содержание/


Краткую о книге информацию

Ты найдешь, конечно, в … /Аннотации/



7.Самостоятельная работа с самопроверкой

А теперь давайте, используем на практике  знания, полученные в результате нашего путешествия. Отгадайте кроссворд:

Кроссворд «Элементы книги

1. Бумажное покрытие книги? 

2. Как называется лицевая или оборотная часть листа, на которой размещают печатный текст?

3. Из чего сшита книга? (Лист)

4. Одно из данных расположенных на обложке книги, по которому, мы можем определить о чем это книга?

5.Как называется человек написавший книгу?

Если вы правильно отгадали все пункты кроссворда у вас должно получиться ключевое слово ………….



8.Включение в систему знаний

Ребята, вы изучили структуру книги. Теперь вы сможете правильно осуществлять выбор книг в библиотеке и   понять  содержание книги, используя ее элементы.

Теперь давайте ответим на вопрос: Почему нужно знать элементы книги и ее структуру?

Как же можно выбрать книгу с помощью ее элементов?

А теперь я предлагаю сделать книгу самим. У вас есть заготовки и вам нужно их оформить правильно. В соответствии со структурой книги.

- С чего начать? Чтобы сделать обложку и титульный лист нужно знать, какое произведение будет жить в нашей книге.

- предлагаю сделать книгу по произведениям Агнии Львовны Барто. (заранее на компьютере набираю несколько стихов и распечатываю по 2 стихотворения каждому ребенку.)

Этапы производства книги:

(Все этапы книги делаю вместе с детьми. На доске делаю надписи. Здесь же стоит образец уже готовой сделанной заранее книги – самоделки. Чтобы дети понимали, к чему им надо стремиться.)

  1. Делаем обложку. Начинаем оформлять обложку:

(детям можно задать вопрос: Какие надписи должны быть на обложке ? )

  1. Автор

  2. Название

  3. Иллюстрация

  4. Серия книг

Дети оформляют обложку, используя свою фантазию во всех планах.

2.Титульный лист.

- Из чего состоит? Начинаем заполнять титульный лист вашей книги – самоделки.

-Фамилия автора. (А.Барто)

-Заглавие книги. (каждый ребенок придумывает свое, например, «Моим друзьям мальчишкам и девчонкам» )

-Подзаголовочные данные (стихи)

-Рисунки художника (каждый ребенок пишет свою фамилию )

-Время и место издания (Шацк «Самиздат» 2020 год)

-Может быть серия книги (Классика детям)

3.Возвращаемся к содержимому книги. Обязательно проставляют номера страниц по всей книги. На свободных местах сделаем иллюстрации, соответствующие стихам (у всех стихи разные).

  1. Предисловие.

- Что может быть перед текстом?

-Какой бы текст вы написали в предисловие?

- О чем бы хотели сказать?

- А я в своей книге написала такое предисловие: Дорогие мои, девчонки и мальчишки! Мне вновь очень приятно с вами встретиться на страницах этой книги.

5. Послесловие.

- А что может располагаться после текста в конце книги?

- Я написала такой текст: Подошло к концу наше путешествие по веселой стране

Детства. Скоро выходит в свет моя новая книга.

(Предисловие и послесловие учащиеся писать не будут, т.к. времени на уроке не хватит, а дома дети по желанию могут это написать).

6.Оглавление.

- Для того, чтобы быстрее найти необходимое нам стихотворение нужно обратиться к оглавлению или содержанию.

- Пишем оглавление. А где оно может располагаться? (И в начале и в конце книги)

7. Аннотация.

- Как называется элемент книги, который говорит о чём книга?

(Её мы писать не будем, в целях экономии времени).

 

Мы с вами сделали книгу – самоделку с соблюдением всех элементов книги.

Вы молодцы!



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке


– Вот и закончилось наше путешествие по книге. Мы познакомились с элементами  книги, с их  помощью при выборе книг вы сможете ориентироваться в  книге, понять содержание книги,  нужна ли она вам, будет ли вам интересно ее читать. Какую цель ставили? Достигли цели? Поделимся своими впечатлениями.

Я узнал (а).. Мне было трудно... Меня удивило..

Комментарии к сценарию: Данное занятие может быть проведено в любом классе

со 2 по 4 класс








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!