Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» р.п. Земетчино
Внеурочная деятельность
Конспект занятия в 7 классе
«В поисках смысла…» (Развитие выразительности устной речи)
Болтышова О.Н.,
учитель русского языка и
литературы
2017
Цель: обобщить сведения об интонации, её основных элементах;
помочь учащимся осознать важность интонационной
стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным
образом.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь осуществлять поиск необходимой информации в предложенных текстах, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом.
Регулятивные УУД: уметь ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.
Коммуникативные УУД: уметь строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников, формировать навыки выразительного чтения
Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме интонацией, находить и передавать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его частей; уметь выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи.
Ход.
Запись на доске.
В каждом параграфе, Эпиграф(греч.epiqraphe- «надпись»)-
В каждом рассказе, краткое изречение, которое автор
В сказке и песне, помещает перед произведением или
Даже во фразе— его частью, чтобы помочь читателю
Ты только вдумайся, понять главную мысль.
Только всмотрись—
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу. Интонация ( от латин.intonare- «громко
Строчка за строчкой, произносить»)-ритмико-мелодическая
Фраза за фразой— сторона речи, служащая средством
Ты только вдумайся, выражения смысла, эмоциональной
Только всмотрись— окраски фразы.
Откроется самая главная мысль.
I.Работа с эпиграфом и темой урока.
1) Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Как оно связано с темой нашего занятия?
2) Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему
занятию? Что мы называем эпиграфом? (ученики записывают эпиграф в
тетради)
- Итак, цель нашего занятия – научиться искать смысл слова, фразы, текста.
II. Лекция с элементами беседы об интонации, её основных элементах.
- Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над её интонацией. Что же мы понимаем под интонацией?
Основными элементами интонации являются:
Мелодика речи (повышение и понижение голоса).
Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Осенний лес торжественен и печален) и вопросительного (Осенний лес торжественен и печален?) Определите их различие.(При чтении повествовательного предложения голос вначале повышается, а в конце понижается. Когда произносим вопросительное предложение, голос к концу предложения повышается)
Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).
- Приведите примеры стихотворных размеров(ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)
Учащиеся работают по группам.
1-я группа.
М.Ю.Лермонтов «Парус»- ямб
«Два великана»- хорей
«Когда волнуется желтеющая нива…»-ямб
«Тучи»-дактиль
2-я группа.
А.С.Пушкин «Узник»-амфибрахий
Из «Медного всадника»- ямб
«Песнь о вещем Олеге»- амфибрахий
«Полтавский бой»- ямб
«Мороз и солнце; день чудесный!»- ямб
3-я группа.
Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»- анапест
«Железная дорога» - дактиль
А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» - хорей
- Ритм стиха не нейтрален по отношению к содержанию, он диктуется тем переживанием, тем строем чувств, какой выражен в стихотворении.
Например, стихотворение Лермонтова «Тучи». Мерный, музыкальный, неспешный ритм. Такой ритм выявляет грусть, задумчивость, мягкую печаль, передаёт неторопливость внутреннего раздумья, и неожиданный порыв тоски как бы усмиряется мелодией стиха, его гармоническим строем.
Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок)
- Определите различие в значении выражений: мрачный голос(исполненный печали); весёлый голос (проникнутый весельем); грустный голос (исполненный грусти, уныния, тоски)
4) Темп речи (скорость)
- Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните их произношение с обычной речью(ускоренный темп) и замедленной речью при диктовке.
5) Интенсивность речи (сила или слабость звучания)
- Произнесите пословицу «Жить—Родине служить» так, как будто вы 1) беседуете друг с другом в небольшой комнате; 2) произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.
6) Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку)
- Прочитайте вопросительное предложение «Завтра наш класс пойдёт на встречу с писателем?» так, чтобы слушающий вас должен был ответить на вопросы:
1) Когда класс пойдёт на встречу?
2) Чей класс пойдёт на встречу?
3) Пойдёт или не пойдёт?
4) С кем состоится встреча?
Обобщение. Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? (Дети отвечают, используя записи в тетрадях)
Игры и упражнения, предлагаемые ниже, помогают учащимся осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом)
III. Игра «Эхо»
Цель – развитие чувства ритма, внимания детей.
Класс повторяет ритм, заданный хлопками учителя.
IV. Работа со скороговорками.
Цель – отработка понятий «тембр речи», «темп речи».
- Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской (заданного тембра)
1. Проворонила ворона воронёнка. А) пожалев ворону; Б) поругав ворону.
2. От топота копыт пыль по полю летит.а) напугав; б) успокоив.
3) На дороге с утра тарахтят трактора.
а) поругав кого-то; б) похвалив кого-то
4) Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.
а) восхитившись бобрами; б) как бы рассказывая сказку.
5) На дворе- трава, на траве- дрова. Не клади дрова посреди двора.
А) сомневаясь в услышанном; б) дразнясь.
6) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
А) прочитав, как «информационное сообщение»; б) выразив возмущение этой новостью.
Вывод. Чтобы верно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.
V. Игра «Встать по пальцам»
Цель –развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе.
VI. Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской.
Цель-совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи, развивать умение ребят давать собственную оценку услышанному.
Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!»
рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете миниатюру; 3) создаёте плакат; 4) боитесь, что вас перебьют; 5) диктуете текст; 6) плохо выучили текст; 7) порицаете автора; 8) хвалите автора. (класс «подыгрывает» участникам)
Вопрос к классу.
- Кому из чтецов удалось более точно передать эмоциональную окраску строки?
- Какой вывод помогла вам сделать эта игра? ( Чтобы передать нужную мысль, надо хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса)
VII. Игра «Как живёшь?»
Цель: развитие умения выражать своё настроение не только словом, но и мимикой, жестами, сопровождающими устную речь, умение работать с толковым словарём.
Работа с толковым словарём.
Мимика – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние
Жесты- движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.
Условия игры. Учитель задаёт вопросы, дети, изменяя интонацию слов «Вот так!», отвечают с помощью жестов и мимики.
- Как живёшь?
- Как идёшь?
- Как бежишь?
- Ночью спишь?
- Как даёшь?
- Как берёшь?
- Как шалишь?
- А грозишь?
VIII. Работа над выразительным чтением знаков препинания.
Цель—показать роль знаков препинания в передаче смысла текста, авторской мысли.
- Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Где поставить запятую?».
Объясните, почему возник комический эффект. Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух изменённый текст.
Вывод: знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответствующей интонацией.
IX. «Собери стихотворную строку»
Цель—развивать умение определять основную мысль стихотворения и любого другого произведения, обобщив смысл составляющих его частей, учить передавать общую интонационную наполненность текста.
Задание: по смыслу и рифмам восстановите строфы стихотворения поэта Д.Блынского «Пойдём в мой край…». Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским.(учитель читает стихотворение)
- Устраните недостатки, переставив строки.
- Найдите основную мысль своей строфы(прочитать). Какой образ создал в ней автор?
- Определите основную мысль, объединяющую все строфы(поэт восхищается своим краем, радуется, что живёт в этом крае).
- Прочитайте текст стихотворения так, чтобы при прочтении каждой строфы звучала общая для всего стихотворения интонация удивления, радости, восхищения своим краем.
XI. Игра «Буриме»
Цель—развитие образного мышления, языковой догадки.
- Наполните смыслом строки стихотворения-загадки, дописав их по заданным рифмам; нарисуйте отгадку.
Рифмы:
Носится,
свищет,
мечется,
рыщет.
Пробежит-
дрожит.
пронесётся-
гнётся.
- Всегда ли открыт смысл текста?
- Встречались ли вы с текстами, где смысл намеренно скрыт, спрятан? (пословицы, поговорки,загадки, метафоры, фразеологизмы).
XII. Итоги.
- Ещё раз прочитайте тему сегодняшнего занятия и эпиграф к нему. Что же нам помогает найти и передать смысл сказанного, прочитанного? (Владение интонацией, использование мимики, жестов, умение найти и передать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи).