СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по внеурочной деятельности "В поисках смысла..." (Развитие выразительности устной речи)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит различные игры, задания для групповой, коллективной,индивидуальной работы обучающихся, способствующие обобщению сведений об интонации, её основных элементах, помогающие детям осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеурочной деятельности "В поисках смысла..." (Развитие выразительности устной речи)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей» р.п. Земетчино






Внеурочная деятельность

Конспект занятия в 7 классе


«В поисках смысла…» (Развитие выразительности устной речи)












Болтышова О.Н.,

учитель русского языка и

литературы












2017



Цель: обобщить сведения об интонации, её основных элементах;

помочь учащимся осознать важность интонационной

стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным

образом.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности, эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.

Метапредметные:

Познавательные УУД:  уметь осуществлять поиск необходимой информации в предложенных текстах, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом.



Регулятивные УУД:  уметь ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.

Коммуникативные УУД:  уметь строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников, формировать навыки выразительного чтения

Предметные: научиться владеть изученной терминологией по теме интонацией, находить и передавать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его частей; уметь выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи.


Ход.

Запись на доске.

В каждом параграфе, Эпиграф(греч.epiqraphe- «надпись»)-

В каждом рассказе, краткое изречение, которое автор

В сказке и песне, помещает перед произведением или

Даже во фразе— его частью, чтобы помочь читателю

Ты только вдумайся, понять главную мысль.

Только всмотрись—

Кроется самая главная мысль.



Она не всегда открывается сразу. Интонация ( от латин.intonare- «громко

Строчка за строчкой, произносить»)-ритмико-мелодическая

Фраза за фразой— сторона речи, служащая средством

Ты только вдумайся, выражения смысла, эмоциональной

Только всмотрись— окраски фразы.

Откроется самая главная мысль.


I.Работа с эпиграфом и темой урока.

1) Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Как оно связано с темой нашего занятия?

2) Какие его строки вы предложили бы сделать эпиграфом к сегодняшнему

занятию? Что мы называем эпиграфом? (ученики записывают эпиграф в

тетради)

- Итак, цель нашего занятия – научиться искать смысл слова, фразы, текста.

II. Лекция с элементами беседы об интонации, её основных элементах.

- Поискам смысла устной речи помогает наблюдение над её интонацией. Что же мы понимаем под интонацией?

Основными элементами интонации являются:

Мелодика речи (повышение и понижение голоса).

Сравните, например, мелодику повествовательного предложения (Осенний лес торжественен и печален) и вопросительного (Осенний лес торжественен и печален?) Определите их различие.(При чтении повествовательного предложения голос вначале повышается, а в конце понижается. Когда произносим вопросительное предложение, голос к концу предложения повышается)

Ритм речи (чередование ударных и безударных слогов, размеренность речи).

- Приведите примеры стихотворных размеров(ямб, дактиль, амфибрахий, анапест)

Учащиеся работают по группам.

1-я группа.

М.Ю.Лермонтов «Парус»- ямб

«Два великана»- хорей

«Когда волнуется желтеющая нива…»-ямб

«Тучи»-дактиль

2-я группа.

А.С.Пушкин «Узник»-амфибрахий

Из «Медного всадника»- ямб

«Песнь о вещем Олеге»- амфибрахий

«Полтавский бой»- ямб

«Мороз и солнце; день чудесный!»- ямб

3-я группа.

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»- анапест

«Железная дорога» - дактиль

А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» - хорей

- Ритм стиха не нейтрален по отношению к содержанию, он диктуется тем переживанием, тем строем чувств, какой выражен в стихотворении.

Например, стихотворение Лермонтова «Тучи». Мерный, музыкальный, неспешный ритм. Такой ритм выявляет грусть, задумчивость, мягкую печаль, передаёт неторопливость внутреннего раздумья, и неожиданный порыв тоски как бы усмиряется мелодией стиха, его гармоническим строем.

  1. Тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок)

- Определите различие в значении выражений: мрачный голос(исполненный печали); весёлый голос (проникнутый весельем); грустный голос (исполненный грусти, уныния, тоски)

4) Темп речи (скорость)

- Вспомните известные вам скороговорки, произнесите их, сравните их произношение с обычной речью(ускоренный темп) и замедленной речью при диктовке.

5) Интенсивность речи (сила или слабость звучания)

- Произнесите пословицу «Жить—Родине служить» так, как будто вы 1) беседуете друг с другом в небольшой комнате; 2) произносите эти слова со сцены театра и хотите быть услышанными всеми зрителями.

6) Логическое ударение (выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку)

- Прочитайте вопросительное предложение «Завтра наш класс пойдёт на встречу с писателем?» так, чтобы слушающий вас должен был ответить на вопросы:

1) Когда класс пойдёт на встречу?

2) Чей класс пойдёт на встречу?

3) Пойдёт или не пойдёт?

4) С кем состоится встреча?

Обобщение. Итак, какие важные интонационные признаки помогают нам точно передать смысл речи? (Дети отвечают, используя записи в тетрадях)


Игры и упражнения, предлагаемые ниже, помогают учащимся осознать важность интонационной стороны речи и научиться передавать её смысл адекватным образом)

III. Игра «Эхо»

Цель – развитие чувства ритма, внимания детей.

Класс повторяет ритм, заданный хлопками учителя.

IV. Работа со скороговорками.

Цель – отработка понятий «тембр речи», «темп речи».

- Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской (заданного тембра)

1. Проворонила ворона воронёнка. А) пожалев ворону; Б) поругав ворону.

2. От топота копыт пыль по полю летит.а) напугав; б) успокоив.

3) На дороге с утра тарахтят трактора.

а) поругав кого-то; б) похвалив кого-то

4) Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры.

а) восхитившись бобрами; б) как бы рассказывая сказку.

5) На дворе- трава, на траве- дрова. Не клади дрова посреди двора.

А) сомневаясь в услышанном; б) дразнясь.

6) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

А) прочитав, как «информационное сообщение»; б) выразив возмущение этой новостью.

Вывод. Чтобы верно выразить свою мысль, надо иметь хорошее произношение, владеть дыханием, варьировать темп речи и тембр голоса.

V. Игра «Встать по пальцам»

Цель –развитие быстроты реакции, установление доброжелательного микроклимата в классе.

VI. Выразительное чтение стихотворной строки с различной эмоциональной окраской.

Цель-совершенствование умения варьировать тембр голоса в зависимости от речевой задачи, развивать умение ребят давать собственную оценку услышанному.

Прочитайте пушкинскую строку «Мороз и солнце; день чудесный!»

  1. рисуете большую картину, заполняющую весь класс; 2) рисуете миниатюру; 3) создаёте плакат; 4) боитесь, что вас перебьют; 5) диктуете текст; 6) плохо выучили текст; 7) порицаете автора; 8) хвалите автора. (класс «подыгрывает» участникам)

Вопрос к классу.

- Кому из чтецов удалось более точно передать эмоциональную окраску строки?

- Какой вывод помогла вам сделать эта игра? ( Чтобы передать нужную мысль, надо хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть тембром голоса)


VII. Игра «Как живёшь?»

Цель: развитие умения выражать своё настроение не только словом, но и мимикой, жестами, сопровождающими устную речь, умение работать с толковым словарём.

Работа с толковым словарём.

Мимика – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние

Жесты- движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Условия игры. Учитель задаёт вопросы, дети, изменяя интонацию слов «Вот так!», отвечают с помощью жестов и мимики.

- Как живёшь?

- Как идёшь?

- Как бежишь?

- Ночью спишь?

- Как даёшь?

- Как берёшь?

- Как шалишь?

- А грозишь?

VIII. Работа над выразительным чтением знаков препинания.

Цель—показать роль знаков препинания в передаче смысла текста, авторской мысли.

- Прочитайте стихотворение Б.Заходера «Где поставить запятую?».

Объясните, почему возник комический эффект. Как устранить смысловые нелепицы? Прочитайте вслух изменённый текст.

Вывод: знаки препинания помогают передать смысл текста, авторскую мысль, поэтому необходимо учиться правильно расставлять знаки препинания, читая их с соответствующей интонацией.

IX. «Собери стихотворную строку»

Цель—развивать умение определять основную мысль стихотворения и любого другого произведения, обобщив смысл составляющих его частей, учить передавать общую интонационную наполненность текста.

Задание: по смыслу и рифмам восстановите строфы стихотворения поэта Д.Блынского «Пойдём в мой край…». Прочитайте свой вариант, сравните его с авторским.(учитель читает стихотворение)

- Устраните недостатки, переставив строки.

- Найдите основную мысль своей строфы(прочитать). Какой образ создал в ней автор?

- Определите основную мысль, объединяющую все строфы(поэт восхищается своим краем, радуется, что живёт в этом крае).

- Прочитайте текст стихотворения так, чтобы при прочтении каждой строфы звучала общая для всего стихотворения интонация удивления, радости, восхищения своим краем.

XI. Игра «Буриме»

Цель—развитие образного мышления, языковой догадки.

- Наполните смыслом строки стихотворения-загадки, дописав их по заданным рифмам; нарисуйте отгадку.

Рифмы:

Носится,

свищет,

мечется,

рыщет.

Пробежит-

дрожит.

пронесётся-

гнётся.

- Всегда ли открыт смысл текста?

- Встречались ли вы с текстами, где смысл намеренно скрыт, спрятан? (пословицы, поговорки,загадки, метафоры, фразеологизмы).

XII. Итоги.

- Ещё раз прочитайте тему сегодняшнего занятия и эпиграф к нему. Что же нам помогает найти и передать смысл сказанного, прочитанного? (Владение интонацией, использование мимики, жестов, умение найти и передать основную мысль произведения, обобщив смысл составляющих его частей; умение выявить скрытый, спрятанный смысл метафорической, афористической речи).