Упражнение на развитие слухо-речевой памяти, временно-пространственной ориентации Логопед дает ребенку задания. Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; Вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу (+1-2 аналогичных задания). Логопед прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы. Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом? (безречевой ребёнок может воспользоваться жестами) |
2.Мимическая реакция на мои действия, привлечение внимания к лицу, к артикуляции, переключение, мнемо (отработка сигналов): - если я вытяну губы вперёд (дудочка) – то ты поиграй на дудочке (жест пальцами) - если я подниму глаза вверх (смотрю на небо) – покажи ладошкой «солнышко» (ладонь с ратопыренными пальцами) - если я покажу зубки (забор) – ты спрячь лицо ладошками - если я надую щёки – изобрази руками шарик (округлённые руки к бокам Или соединить пальцы обеих рук в кольцо, что легче ребёнку для воспроизведения и запоминания) |
3.Арт. гимнастика и мимические упражнения по подражанию Повтори, как я… (следить, чтобы ребёнок делал не одновременно с логопедом, а отражённо, после показа «сначала Я, потом Ты сделай)) |
Слуховое внимание, ритм слов, определение длины слова на слух и с помощью стимульного материала (рулетки): картинки из лото по звуковке. Слова произносит логопед, ребёнок слушает ( не требуем от ребёнка произношения). Будем слушать короткие (маленькие) и длинные слова и сравнивать, какие они (демонстрация рулетки). Посмотри, как – мяч (выдвигаю сантиметр рулетки быстро) – картинку кладём к короткой полоске. Ма – ши – на (выдвигаю сантиметр из рулетки длинно, одновременно с проговариванием слова), затем беру руки малыша и тяну его руками сантиметр, проговаривая слово ещё раз. Кладу картинку к длинной полоске. Аналогично с другими словами-картинками лото (жук, лук, зонт, шарф, дом, радуга, сапоги, самолёт, лопата…) Аналогично можно выполнить упражнение с прошагиванием |
Слуховое внимание и память, игра «Хлопки-сигналы» 1 раз хлопну – ты присядь и встань (сначала показываю я все движения) 2 раза хлопну – ты подпрыгни 3 раза хлопну – беги вокруг стула раза хлопну – спрячься за стул. |
Игра на слуховое внимание: Звуки издаваемые человеком, дети (зевание, кашель, смех, плач и т.д.) см. ПРИЛОЖЕНИЕ-2 – Угадай, кто делал так (по Ткаченко (на картинке дети) сначала с открытым лицом, затем закрываю рот экраном. |
Рядоположение (пассивное) по Ткаченко 2 комплекта одинаковых картинок (начиная с 3-5) – Примечание: среди картинок может быть 2 разных изображения одного и того же предмета.(за задание используем не более 1-2 разных комплекта картинок) Собака, дерево, дом, собака; Жук, гриб, листик, дерево Кукла, мишка, кукла, лошадка и т.д. Перед ребёнком выкладывается ряд картинок, запоминается ребёнком, закрывается листом. Ребёнок по памяти выкладывает ряд. Если ребёнок затрудняется запомнить ряд из 4 картинок, оставляется 3. На следующем занятии можно повторить это задание на другом материале из 4 картинок. |
Слуховое внимание: «ушки на макушке» – покажи где стучит (2 любые деревянные СТУЧАЛКИ-ШУМЕЛКИ, показ направления звука пальцем и различение фактуры звука) |
Итог занятия: Поощрение, убрать игрушки. |