ГБОУ школа интернат с. Малый Толкай.
Конспект занятия по ЗОЖ
Дружи с водой «В царстве Мойдодыра».
Проведено:20.09.19г в 1 классе
Воспитатель :Кутырёва И.Л
2019г
Тема: Дружи с водой «В царстве Мойдодыра».
Цель: Формирование основ культуры здоровья .
Задачи:
Образовательная:
Формировать представление о значении соблюдения правила личной гигиены.
Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта.
Развивающая :
Развивать умение обосновывать и соблюдать культурно-гигиенические правила;
Воспитательная:
Воспитывать потребность в соблюдении гигиенических правил.
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища.
Планируемый результат
Сформировать представления о здоровом образе жизни.
Словарная работа: личная гигиена, микробы, Мойдодыр, неряха, грязнуля.
Оборудование : занятие-презентация, экран, проектор, ноутбук, фрагменты из мультфильмов «Мойдодыр», «Петя и Микробус»; посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом; кувшин с водой, тазик, губка, ватные диски (для сценки про грязнулю), карточки для игры «Что с чем дружит?»
Планируемый результат
Усвоить, что необходимо соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья, научиться правильно мыть руки и лицо, заботиться о своем здоровье.
I.Организационный момент.
Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу.
Дети: (улыбаются друг другу)
Воспитатель: Вы готовы, глазки?
Дети: Да! (поглаживают веки глаз, смотрят в «бинокль»)
Воспитатель : Вы готовы, ушки?
Дети: Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Воспитатель: Вы готовы, ручки?
Дети: Да! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Вы готовы, ножки?
Дети: Да! (поглаживают ноги, притопывают)
Воспитатель: Вы готовы?
Дети: Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
Воспитатель: (предлагает детям сесть за столы)
Воспитатель: - Покажите, с каким настроением вы пришли
( показывают карточки с лицом радостным или грустным).
II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»
Воспитатель: Внимание на экран ( просмотр мультфильма)
Воспитатель: Как вы думаете, почему от мальчика сбежали вещи?
Дети: (рассуждения детей)
Воспитатель: Как можно назвать этого мальчика?
Дети: (Неряха, грязнуля.)
Воспитатель: Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
Дети:(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о правилах личной гигиены .
Воспитатель: Как вы думаете, что такое «личная гигиена»?
Дети: (рассуждения детей)
Воспитатель: Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
III. Открытие нового знания .
Сценка про грязнулю.
Воспитатель ставит на стол кувшин с водой, тазик, губку, ватные диски. (Входит чумазая девочка)
Воспитатель: -Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки
Девочка :-Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.
Воспитатель:- Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.
Девочка :-Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала
Вот он и загорел
Воспитатель: -Девочка нужно руки тебе помыть.
Воспитатель: - Ваня мочалку возьмёт и ладошки ей потрёт.
(воспитатель дает ребенку губку намоченную водой, что бы отмыть ладошки девочке)
Боря - ватку возьмёт и носик ей потрёт.
(воспитатель дает ребенку ватный диск, что бы протереть носик девочке)
Девочка : -Не трогайте ладошки
Они не будут белые
Они же загорелые.
Воспитатель: -Давайте посмотрим на её руки.
Девочка: А ладошки то отмылись.
Воспитатель: -Да. Значит, это была грязь.
Воспитатель: -Давайте девочку научим правильно умываться
Дети: – Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой. Теперь чистыми руками моем лицо, уши , шею.
Воспитатель: - А как часто нужно мыть руки?
(ответы детей)
Физкультминутка
Воспитатель : Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.
Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится?
Это - мы, это - мы,
Это, это, это - мы!
Умываться мы умеем,
Моем руки, моем шею
вот так; вот так,
Чистим зубки
Вот так, вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри!
Воспитатель: А что может произойти, если не умываться и не мыть руки.
Дети: (Рассуждения детей)
Просмотр фрагмента из мультфильма «Витя и Микробус»
(Воспитатель предлагает детям посмотреть фрагмент мультфильма « Витя и Микробус»)
Воспитатель: - Что случилось с Витей? Почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Чем покрыто наше тело?
Дети: -Наше тело покрыто кожей.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть кожу на своих руках)
Воспитатель: - Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. (Слайд №6)
Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.
Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
«От простой воды и мыла у микробов тает сила» (Слайд №7)
«Посылка от Мойдодыра»
Воспитатель: -К нам в школу пришла посылка. Давайте узнаем от кого эта посылка.
«Дорогие ребята!
Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.
Ваш Мойдодыр»
Воспитатель: -Отгадайте, что там лежит?
(Воспитатель загадывает загадки и по ходу достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)
1.Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
(Носовой платок )
2. На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю
Ничего не забываю.
(Мочалка)
3. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка.
(Полотенце )
4.Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)
Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щётка)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище.
(Одежная щетка)
Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята?
(Мыло )
Воспитатель: - Все эти предметы личной гигиены.
Воспитатель: -Ребята, вам знакомы эти предметами? Для чего они нужны?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Какими из этих предметов должен пользоваться только один человек, а какими может пользоваться вся семья?
Дети: (Ответы детей)
Игра «Что с чем дружит?»
Цель: активизацировать сенсомоторные системы, формированию контроля над результатом своей деятельности.
Содержание игры: детям предлагаются карточки на которых изображено: нос, туфель, ногти, волосы, зубы, одежная щетка, носовой платок, расческа, зубная щетка, ножницы.
Задача играющих – подобрать к каждой картинке пару.
Задание выполняется в парах.
Воспитатель :(предлагает посмотреть на экран и проверить правильно ли они выполнили задание)
- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?
Воспитатель: -А вы дружите с зубной щёткой. Как вы думаете почему надо чистить зубы?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -На зубах постоянно образуется налёт . Он состоит из микробов и остатков пищи . Пища застревает и между зубами . Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
Учимся чистить зубы.
Воспитатель: Нужно взять зубную щетку намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щётку в рот, щетинками с пастой к зубам, начинают с боковых зубов справа и слева, совершив 5-6 парных движений щетку перемещают на передние зубы.
Зубы чистят в вертикальном направлении – от десны к зубному краю на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней – снизу вверх .
Движения в противоположном направлении чреваты опасностью проталкивания налета под десну. Зубы чистим такими движениями внутри и снаружи . Дальше очищаем жевательную поверхность зубов . Вполне достаточно для чистки зубов 1,5-2мин. Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
(По ходу объяснения дети имитируют движения «чистят зубы»)
Воспитатель: Сколько раз надо чистить зубы?
Дети: -Два раза в день: утром и вечером.
Воспитатель: -Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.
Воспитатель: -Какие предметы нужны, чтобы умыться?
Дети: -Мыло и полотенце
Воспитатель: - А какие предметы нужны чтобы почистить зубы? Зубная щётка и зубная паста
V. Вывод. Заключительная беседа.
Воспитатель: Ребята, особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради ит. д., беретесь за дверные ручки, притрагиваетесь к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытыми руками эта грязь попадает сначала в рот, а затем в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека к здоровому. Необходимо соблюдать «Правила личной гигиены» и тогда вы будете здоровы.
Правила личной гигиены.
1. Умывайся утром и перед сном.
2. Мой уши, шею каждый день.
3. Чисть зубы, после еды полощи рот.
4. Мой руки перед едой и после каждого загрязнения.
5. Содержи волосы в чистоте.
6. Мой ноги перед сном.
7. Коротко стриги ногти.
8. Еженедельно мой все тело.
9. Не три глаза руками.
10. Пользуйся носовым платком.
VI. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Воспитатель: Вы молодцы. Все правила личной гигиены знаете. А сейчас у меня для вас маленький сюрприз. Посмотрите на экран.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «Мойдодыр»)
Самоанализ воспитательского занятия, проведенного Кутыревой И.Л в 1 классе .
Тема: «В царстве Мойдодыра».
Цель: Формирование основ культуры здоровья .
Задачи:
Образовательная:
Формировать представление о значении соблюдения правила личной гигиены.
Познакомить детей с правилами ухода за полостью рта.
Развивающая :
Развивать умение обосновывать и соблюдать культурно-гигиенические правила;
Воспитательная:
Воспитывать потребность в соблюдении гигиенических правил.
Воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища.
Планируемый результат
Сформировать представления о здоровом образе жизни.
Этапы занятия:
I.Организационное начало непосредственной образовательной деятельности:
Готовность воспитателя к непосредственной образовательной деятельности - наличие конспекта, наглядных, пособий, подготовленность учебного помещения - чистота, свежий воздух, мебель соответствует росту, хорошее освещение, соблюдены правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Цель и содержание занятия соответствуют перспективному плану и реальным возможностям ребенка. Продолжительность и вид деятельности каждого этапа занятия соответствует психофизиологическим особенностям этого возраста. Валеологическая поддержка осуществлялась организацией рабочего места в соответствии с нормами, организацией физпауз, рациональной сменой видов деятельности.
Мотивация непосредственной образовательной деятельности проводилась через эмоциональное вхождение в тему, создание ситуации успеха, подбор ряда заданий нарастающей сложности, эмоциональная похвала, стимулирование занимательным содержанием, создание проблемной, игровой ситуаций. На протяжении всего занятия, дети не испытывали эмоциональной усталости. Устойчивость внимания обеспечивалась с опорой на разнообразные формы активности: слуховую, зрительную, двигательно-моторную.
II. Мотивировка отбора материала для данного занятия
Основная часть способствует установлению положительного контакта со взрослым, улучшению настроения и мотивации на последующую деятельность.
Здесь использовались такие упражнения как:
Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр» - направлен на введение детей в тему «Правила личной гигиены», способствует стимулированию познавательной активности. Совместные рассуждения, коллективное взаимодействие создает благоприятные условия для развития групповой сплоченности и чувства сотрудничества. Происходит формирование социально-коммуникативных навыков и уверенного поведения.
Сценка про грязнулю – направлена на закрепление культурно-гигиенических навыков. В ходе практических манипуляций с предметом происходит обогащение сенсомоторного опыта детей, развитие наглядно-образного мышления и наблюдательности.
Физ. пауза - направлена на снятие эмоционального и физического утомления, формирование координации зрительномоторного и слухового восприятия и способствует формированию пространственной и мышечной координации в статике, развитию внимания, памяти.
Просмотр фрагмента «Витя и Микробус» - направлен на развитие познавательной активности, внимания, словесно-логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, а так же на повышение значимости сохранения и укрепления здоровья.
Посылка от Мойдодыра - направлена на развитие познавательной активности, закрепление образных представлений о функциональном назначении предметов личной гигиены. Использование загадок способствует активизации внимания, развитию ассоциативного мышления, позволяет активизировать образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти детей.
Игра «Что с чем дружит» - направлена на активизацию сенсомоторных систем, формированию контроля над результатом своей деятельности.
Работа в микрогруппах создает благоприятные условия для развития групповой сплоченности, взаимопомощи, форм уверенного поведения, для формирования социально-коммуникативных умений.
Учимся чистить зубы - направлено на формирование умений и навыков пользования зубной щеткой, запоминания последовательности и направления движений, времени чистки зубов, способствует лучшему усвоению словесной информации.
Игра “Советы Мойдодыра”- направлена на закрепление знания детей о правилах личной гигиены.
Рефлексия - направлена на передачу положительных эмоций, этому способствовал просмотр фрагмента «Мойдодыр».
III. Психологическая и педагогическая готовность оценки системы заданий и упражнений , выполненных детьми на занятии.
Занятие подчинено одной теме, все задания и упражнения взаимосвязаны между собой.
IV. Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержания занятия.
Предлагаемый детям материал соответствует возрастному уровню детей 7-8 года жизни.
На занятии использованы следующие методы:
По источнику знаний:
словесные – беседа, проблемный вопрос, обсуждение;
наглядные – мультимедийная презентация
практические – дидактические игры.
Результаты занятия
Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни
Вывод: цель занятия достигнута.