СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Подросток в обществе»Занятие -практикум по оказанию поддержки в решении подростковых проблем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие -практикум по оказанию поддержки учащихся 7-го класса в решении подростковых проблем.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Подросток в обществе»Занятие -практикум по оказанию поддержки в решении подростковых проблем.»

«Подросток в обществе»

Занятие -практикум по оказанию поддержки учащихся 7-го класса в решении подростковых проблем.

Оборудование: весы, ростомер, таблица с данными физического развития уч-ся за 5–6-й класс, цветные карандаши, листочки на столах, особая форма расстановки столов, музыкальное сопровождение, перед каждым учеником его психологический портрет, составленный с помощью школьного психолога /пока закрытый/, психологические тесты по определению темперамента.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие с музыкальным сопровождением.

1 этап. Организационный момент, разминка “снежный ком”, составление синквейна на заданную тему.

а) Проводится разминка “снежный ком”, т.е. задаются вопросы, ученики не задумываясь, отвечают:

- Сколько тебе лет?

- Как тебя зовут?

- Где ты живешь?

- Номер твоего дома?

- Любишь ли ты мороженое?

- Как зовут твою маму?

- Какое время года сейчас?

- Как называется ваш район?

- Сколько лет вашему району?

- Как зовут директора школы?

б) Составление синквейна. Напоминаем правила написания:

1 строка – имя существительное /говорит воспитатель/,

2 строка – 2 прилагательных,

3 строка – 3 глагола,

4 строка – краткое утвердительное предложение,

5 строка – синоним первой строки.

Например:

1 строка. Ученик.

2 строка. Интересный, умный.

3 строка. Читает, пишет, рисует.

4 строка. Получает нужные знания.

5 строка. Школьник. И др.

2 этап

Воспитатель. Я называю слова, а Вы называете антонимы – слова, имеющие противоположное значение.

  • Мягкий – твердый.

  • Грубый – нежный.

  • Застенчивый – раскованный.

  • Рассеянный – внимательный.

  • Активный – пассивный.

  • Медлительный – быстрый.

Воспитатель. Эти слова можно использовать для характеристики определенного типа людей. Кому они присуще?

Ответ. ПОДРОСТКУ.

Воспитатель. Продолжим наше занятие, /называется тема/. Сегодня мы с вами поговорим о подростке, о его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество. Будем говорить о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Разговор поведем как партнеры. Свою работу будем оценивать по 5 балльной системе, учитывая активность, желание совместно работать (красный жетон – 5 баллов, синий – 4, желтый – 3 и полоски для остальных баллов).

Сколько возрастов у человека? Где же границы подросткового периода? Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к такому выводу:

  • Младенчество

С 2 до 3 лет.

  • Детство

С 2-3 до 6-7 лет

  • Отрочество

С 6-7 до 13-15 лет

  • Юность

С 13-15 до 18-25 лет.

  • Взрослая жизнь.

И в современном обществе на эту тему нет единого взгляда. Ученые стараются их свести в систему, создают стройные теории. Согласно одной из них, можно выделить шесть фаз в развитии человеческой личности:

  1. Младенчество

  2. детство

  3. малолетний возраст

  4. подростковый период

  5. юность

  6. зрелость.

В отечественной литературе принято считать границы молодежи в интервале от 15 до 29 лет:

  • Подростки – до 18 лет,

  • молодежь – от 18 до 24 лет,

  • молодые взрослые” – 25–29 лет.

Немножко статистики.

В Кении у народов нанду – 28 возрастных групп, в Нигерии – у нупе – 3, в США возрастные градации такие: младенчество – детство – подростки – молодые взрослые – средний возраст – старший.

Существует такое деление: младенчество – детство – юность.

Воспитатель. Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по мнению американского психолога Арнольда Геззелу, от 13 до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет /11–16 лет/. 10 лет, по его словам – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 13 лет такая проблема частично проходит, отношение к миру становится более позитивным. Растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Ведущее свойство в 13 лет – обращение внутрь. Подросток склонен к уходу в себя. Самокритичный и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией. Критически относится к родителям; становится избирательным в дружбе; настроение постоянно меняется. В 14 лет – общителен, интерес к другим людям и различиям между ними, любит обсуждать и сравнивать.

Ведущей деятельностью 11–15-летних становится общение в системе общественно-полезной деятельности, как спортивная, художественная, трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей. Сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.

В социальном плане все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус их мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала “вырастания” из него.

Познавательные процессы и способности тоже меняются.

Они развиваются в двух направлениях: качественном и количественном.

т.е. “невоспитанность” внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости в связи с этим психологические и социально-педагогические проблемы;

быстрее, эффективнее, важно не то, какие задачи, а то – каким образом. Часто отвлеченные рассуждения, споры. Разбросанность, отсутствие системы, внимания по интересам, т.к. подростку в короткий период приходится осваивать взрослую сферу во всей ее сложности.

Слово педиатра:

В то же время начинается физиологическая перестройка организма. Изменяется активность эндокринной системы, что приводит к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, и др.).

С учащимся проводится практическая работа.

На доске появляется таблица, показывающая их физиологическое развитие в 5–6-х классах. В пустующую графу учащиеся будут записывать данные за 7-й класс. Для этого по ходу работы используются весы и ростомер. Ученики сравнивают данные, находят изменения. Педиатр продолжает свое выступление.

Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Часто ускоренность физического и раннего полового развития не совпадают, что создает большие психологические и межличностные трудности.

Подростки и взрослые люди живут в разном временном измерении, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений (одежда, прическа, мода…).

Подростки сами не могут уяснить смысл изменений, происходящих с ними.

Объективная основа сложностей:

  • нарушение эмоциональной сферы;

  • неразвитая воля;

  • поверхностные чувства и быстрое угасание;

  • бедная эмоциональная жизнь.

В подростковом периоде происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения.

Как исправить этот дефект?

Интенсивно общаться с окружающими; ходить в кружки, секции; участвовать в школьных вечерах, конкурсах…

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Различие между мальчиками и девочками быстро и резко усиливается, и иногда достигает разницы в 1,5 или 2 года. В связи с этим изменяется и характер требований к подростку. Внешние физические особенности начинают играть все более широкую роль, обращение становиться на “вы”.

Станет ли человек личностью, это зависит только от него самого. К 12–14-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать! Т.е. заняться самовоспитанием. Мы живем в эпоху всевозрастающих нагрузок.

Срывы чаще всего случаются, потому что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью своего тела быстро восстанавливать энергию. На помощь придут наша природа, резервы и защитные силы нашего организма,… если, конечно, мы научимся ему помогать.

Система самовоспитания.

  • Целеустремленность.

  • Воспитывайте волю – умение делать то, что надо.

  • Укрепляйте тело – тренировать, как мышцы.

  • Берегите и укрепляйте свой мозг – тренировать его можно, как мышцы.

  • Учитесь есть – завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин дай врагу.

  • Будьте чисты в своих помыслах и поступках.

Воспитатель с комментариями предлагает учащимся буклет с описанием жизненных задач, предложенную американским психологом Робертом Хэвигхерстом, желает удачи.

Жизненные задачи. (амер. психолог Роберт Хэвигхерст)

  • Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

  • Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

  • Принятие мужской и женской роли.

  • Достижение эмоциональной независимости от родителей и др. взрослых.

  • Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

  • Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

  • Появление желания нести ответственность за себя и общество.

  • Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.