«Подросток в обществе»
Занятие -практикум по оказанию поддержки учащихся 7-го класса в решении подростковых проблем.
Оборудование: весы, ростомер, таблица с данными физического развития уч-ся за 5–6-й класс, цветные карандаши, листочки на столах, особая форма расстановки столов, музыкальное сопровождение, перед каждым учеником его психологический портрет, составленный с помощью школьного психолога /пока закрытый/, психологические тесты по определению темперамента.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие с музыкальным сопровождением.
1 этап. Организационный момент, разминка “снежный ком”, составление синквейна на заданную тему.
а) Проводится разминка “снежный ком”, т.е. задаются вопросы, ученики не задумываясь, отвечают:
- Сколько тебе лет?
- Как тебя зовут?
- Где ты живешь?
- Номер твоего дома?
- Любишь ли ты мороженое?
- Как зовут твою маму?
- Какое время года сейчас?
- Как называется ваш район?
- Сколько лет вашему району?
- Как зовут директора школы?
б) Составление синквейна. Напоминаем правила написания:
1 строка – имя существительное /говорит воспитатель/,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – краткое утвердительное предложение,
5 строка – синоним первой строки.
Например:
1 строка. Ученик.
2 строка. Интересный, умный.
3 строка. Читает, пишет, рисует.
4 строка. Получает нужные знания.
5 строка. Школьник. И др.
2 этап
Воспитатель. Я называю слова, а Вы называете антонимы – слова, имеющие противоположное значение.
Мягкий – твердый.
Грубый – нежный.
Застенчивый – раскованный.
Рассеянный – внимательный.
Активный – пассивный.
Медлительный – быстрый.
Воспитатель. Эти слова можно использовать для характеристики определенного типа людей. Кому они присуще?
Ответ. ПОДРОСТКУ.
Воспитатель. Продолжим наше занятие, /называется тема/. Сегодня мы с вами поговорим о подростке, о его физическом, психологическом и гражданском становлении. Речь пойдет о тех трудностях и задачах, которые приходится ему решать, вступая в общество. Будем говорить о том риске, которому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Разговор поведем как партнеры. Свою работу будем оценивать по 5 балльной системе, учитывая активность, желание совместно работать (красный жетон – 5 баллов, синий – 4, желтый – 3 и полоски для остальных баллов).
Сколько возрастов у человека? Где же границы подросткового периода? Как ни странно, но на поставленный вопрос никто точно ответить не может. Этнографы, обобщившие данные, собранные в разных странах и на разных континентах, пришли к такому выводу:
С 2 до 3 лет.
С 2-3 до 6-7 лет
С 6-7 до 13-15 лет
С 13-15 до 18-25 лет.
И в современном обществе на эту тему нет единого взгляда. Ученые стараются их свести в систему, создают стройные теории. Согласно одной из них, можно выделить шесть фаз в развитии человеческой личности:
Младенчество
детство
малолетний возраст
подростковый период
юность
зрелость.
В отечественной литературе принято считать границы молодежи в интервале от 15 до 29 лет:
Подростки – до 18 лет,
молодежь – от 18 до 24 лет,
“молодые взрослые” – 25–29 лет.
Немножко статистики.
В Кении у народов нанду – 28 возрастных групп, в Нигерии – у нупе – 3, в США возрастные градации такие: младенчество – детство – подростки – молодые взрослые – средний возраст – старший.
Существует такое деление: младенчество – детство – юность.
Воспитатель. Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по мнению американского психолога Арнольда Геззелу, от 13 до 21 года, из которых особенно важны первые 5 лет /11–16 лет/. 10 лет, по его словам – это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 13 лет такая проблема частично проходит, отношение к миру становится более позитивным. Растет автономия подростка от семьи и одновременно – влияние сверстников. Ведущее свойство в 13 лет – обращение внутрь. Подросток склонен к уходу в себя. Самокритичный и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией. Критически относится к родителям; становится избирательным в дружбе; настроение постоянно меняется. В 14 лет – общителен, интерес к другим людям и различиям между ними, любит обсуждать и сравнивать.
Ведущей деятельностью 11–15-летних становится общение в системе общественно-полезной деятельности, как спортивная, художественная, трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей. Сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе.
В социальном плане все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей и государства. Социальный статус их мало, чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – новый уровень притязаний. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала “вырастания” из него.
Познавательные процессы и способности тоже меняются.
Они развиваются в двух направлениях: качественном и количественном.
т.е. “невоспитанность” внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости в связи с этим психологические и социально-педагогические проблемы;
быстрее, эффективнее, важно не то, какие задачи, а то – каким образом. Часто отвлеченные рассуждения, споры. Разбросанность, отсутствие системы, внимания по интересам, т.к. подростку в короткий период приходится осваивать взрослую сферу во всей ее сложности.
Слово педиатра:
В то же время начинается физиологическая перестройка организма. Изменяется активность эндокринной системы, что приводит к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, и др.).
С учащимся проводится практическая работа.
На доске появляется таблица, показывающая их физиологическое развитие в 5–6-х классах. В пустующую графу учащиеся будут записывать данные за 7-й класс. Для этого по ходу работы используются весы и ростомер. Ученики сравнивают данные, находят изменения. Педиатр продолжает свое выступление.
Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Часто ускоренность физического и раннего полового развития не совпадают, что создает большие психологические и межличностные трудности.
Подростки и взрослые люди живут в разном временном измерении, а отсюда проистекают различия в оценках одних и тех же событий, явлений (одежда, прическа, мода…).
Подростки сами не могут уяснить смысл изменений, происходящих с ними.
Объективная основа сложностей:
нарушение эмоциональной сферы;
неразвитая воля;
поверхностные чувства и быстрое угасание;
бедная эмоциональная жизнь.
В подростковом периоде происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения.
Как исправить этот дефект?
Интенсивно общаться с окружающими; ходить в кружки, секции; участвовать в школьных вечерах, конкурсах…
Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Различие между мальчиками и девочками быстро и резко усиливается, и иногда достигает разницы в 1,5 или 2 года. В связи с этим изменяется и характер требований к подростку. Внешние физические особенности начинают играть все более широкую роль, обращение становиться на “вы”.
Станет ли человек личностью, это зависит только от него самого. К 12–14-ти годам вы уже должны знать: кем, и каким хотите стать! Т.е. заняться самовоспитанием. Мы живем в эпоху всевозрастающих нагрузок.
Срывы чаще всего случаются, потому что человек не умел и не умеет пользоваться громадными запасами своих сил, способностью своего тела быстро восстанавливать энергию. На помощь придут наша природа, резервы и защитные силы нашего организма,… если, конечно, мы научимся ему помогать.
Система самовоспитания.
Целеустремленность.
Воспитывайте волю – умение делать то, что надо.
Укрепляйте тело – тренировать, как мышцы.
Берегите и укрепляйте свой мозг – тренировать его можно, как мышцы.
Учитесь есть – завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин дай врагу.
Будьте чисты в своих помыслах и поступках.
Воспитатель с комментариями предлагает учащимся буклет с описанием жизненных задач, предложенную американским психологом Робертом Хэвигхерстом, желает удачи.
Жизненные задачи. (амер. психолог Роберт Хэвигхерст)
Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.
Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.
Принятие мужской и женской роли.
Достижение эмоциональной независимости от родителей и др. взрослых.
Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.
Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.
Появление желания нести ответственность за себя и общество.
Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.