ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 386 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСПЕКТ
занятия профильной группы
по эколого-валеологическому развитию
«Как дикие животные готовятся к зиме»
в старшей группе
Подготовила:
Тышковец И.О.,
воспитатель МДОУ № 386
Дата проведения: 25.11.2020 г.
г. Донецк-2020
Конспект ООД «Как дикие животные готовятся к зиме»
Цель: воспитание у детей познавательного интереса к живому миру.
Образовательные задачи:
Расширять и закреплять представление детей о приметах осени, сезонных изменениях в природе.
Обобщать и систематизировать знания о диких животных: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме.
Совершенствовать умение устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями и жизнью зверей.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Закреплять умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
Формировать элементарные экологические представления.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, желание оказывать помощь животным.
Предварительная работа:
Чтение рассказов о диких животных; рассматривание альбомов «Осень», «Дикие животные, беседы по картинам», разучивание стихов, песен об осени. Дидактические игры «Кто что ест?», «Когда это бывает?», «Чье жилище».
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Когда это бывает». (У детей заранее лежат карточки: белая – зима, зеленая – весна, красная – лето, желтая – осень).
Воспитатель: Я загадываю загадки, а вы поднимаете карточку, которая соответствует времени года, о котором говорится в загадке.
(После каждой загадки, дети показывают соответствующую карточку)
***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
***
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весна)
***
Солнце припекает, цветы расцветают,
Бабочки порхают, ягоды поспевают,
Когда это бывает? (Летом)
***
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (Осень)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А скажите, какое сейчас время года?
Дети: ОСЕНЬ!
Воспитатель: А какая погода сегодня?
Дети: холодно, пасмурно, лужи замерзают.
Воспитатель: Да, дети, у нас сейчас поздняя осень, а значит, приближается зима. И мы готовимся к зиме. Скажите мне, как?
Дети: Надеваем теплые вещи, делаем заготовки на зиму, принимаем витамины.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осенью все животные готовятся к зиме?
Давайте оденемся потеплее и отправимся в путешествие по лесу. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Какую одежду мы наденем, чтобы не замерзнуть?
Дети: Шапки, куртки, перчатки, шарфики, чтобы было тепло!
Воспитатель: Правильно. Давайте одеваться.
Физкультминутка
Мы пойдем гулять сейчас, (шаги на месте)
Мы наденем шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Мы наденем куртку, (показываем, как надеваем куртку)
Мы завяжем шарфик, («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые перчатки. (показываем кисти рук)
Воспитатель: Молодцы, к путешествию вы готовы, отправляемся! Закрыли глазки, повернулись вокруг себя. Вот мы с вами и в лесу (картинка осеннего леса).
Воспитатель: Красивое время года. Пора сбора урожая у людей. Да и лесные жители заняты подготовкой к зиме. Мы здесь с вами не одни. А кто живет в лесу?
Дети: Дикие животные!
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами строят себе домики, добывают пищу.
Воспитатель: В лесу мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных.
Игра «Один-много»
К зиме готовится не один ёж, а много…(ежей)
Не один медведь, а много… (медведей)
Не один волк, а много… (волков)
Не одна лиса, а много… (лис)
Не одна белка, а много… (белок)
Не один заяц, а много… (зайцев)
Не один лось, а много…(лосей)
Не один кабан, а много… (кабанов)
Воспитатель: В поредевшем лесу сейчас неуютно. Все звери готовятся к зиме, никого не видно. (Предлагает детям загадки)
***
Шубка-иголки, свернется он – колкий.
Рукой не возьмешь. Кто это?
Дети: Еж!
Воспитатель: Ежик сделал себе мягкую постельку из сухих листьев, свернулся в клубок и заснул крепким сном в своей норке до самой весны.
***
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
Он когда придет весна- просыпается от сна.
Дети: Медведь!
Воспитатель: Медведь за осень отъелся и сейчас разыскивает место для берлоги в глубине леса. Он устраивает её под корнем упавшего дерева, натаскивает молодых елочек, которые вырвал с корнем мха, хвороста. Всю зиму проспит он в своей теплой берлоге.
***
На ветке не птичка – зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка. Кто же это?
Дети: Белка!
Воспитатель: Белка на зиму утепляет свое дупло и делает запасы на зиму. Собирает орехи, шишки, желуди, развешивает на веточки деревьев – сушит грибы, чтобы питаться ими зимой. Меняет свою рыжую шубку на серую. Так она от врагов прячется. Дупло выстлано сухими листьями травой, мхом. Белке там тепло – она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном дупле, согревая друг друга и, заткнув вход мхом. Нос закрывают хвостом, чтобы не замерзнуть.
***
Всех он боится он в лесу: волка, филина, лису.
Бегает от них спасаясь, с длинными ушами...
Дети: Заяц!
Воспитатель: Заяц убежище не готовит, бегает по лесу в поисках травы. Зимой питается, корой да ветками деревьев. Он тоже, как и белка, шубку поменял. Была серой, стала белой, чтобы прятаться в лесу от врагов. А врагов у него много.
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
***
Серый страшный и зубастый произвел переполох.
Все зверята разбежались. Напугал зверят всех...
Дети: Волк!
Воспитатель: Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Волк может долго и быстро бегать, преследуя животных. Волки живут в логовах, под корнями сваленных деревьев, в оврагах. Они находят логово в глухом лесу недалеко от воды.
***
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней?
Дети: Лиса!
Воспитатель: Дом у лисы в норе. Густая шерсть отрастает к зиме. Бродит тихо, неслышно, зимой ловит мышей.
***
Снегов копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. Кто это?
Дети: Лось!
Воспитатель: От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы было теплей. Кормятся лоси тонкими ветками деревьев. В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша прогулка в лесу. Пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель предлагает закрыть глазки, повернуться вокруг себя.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка в лес?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Мы узнали много интересного. Нам тепло и мы сыты, а диким животным нелегко жить. Часто бывает голодно зимой, трудно отыскать корм. Поэтому существуют специальные заповедники, где эти животные живут свободно, их никто не трогает, а зимой подкармливают. В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль.
Воспитатель: Ребята, как дикие животные готовятся к зиме?
Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку.
Воспитатель: МОЛОДЦЫ!