МКУ «Управление образования» г. Рубцовска
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет
«Путешествие капельки и её волшебные превращения»
Разработала:
Васюк Татьяна Павловна,
педагог дополнительного образования
Рубцовск
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет
«Путешествие капельки и её волшебные превращения»
Тип занятия: занятие - опыт
Цель: формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе
Задачи:
познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;
развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;
воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.
Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка, рисунки капельки.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыба.)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу поведет.
(Утка с утятами.)
По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?..
(пароход)
Педагог: И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(вода)
Педагог: Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.
Ход занятия:
Педагог: Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?
Ответы детей.
Педагог: Без пищи мы можем прожить 49 дней.
А сколько человек может прожить без воды?
Ответы детей.
Педагог:
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Где используется вода?
Ответы детей.
Педагог: Воды на Земле много 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) всего 2%.
Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.)
Педагог: Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.
Как вы думаете в каких?
Ответы детей.
Педагог: В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.
Тема нашего сегодняшнего занятия: «Путешествие капельки и ее волшебные превращения». Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.
А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…
«Жила-была капелька. (Приложение 1) Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. (Приложение 2) Упав на землю, они образовали лужу.(Приложение 3) Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…»
В каком состоянии находится капелька сейчас?
(В жидком.)
Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды.
Чтец 1:
Дождик
По дорожке полевой
От реки спешу домой.
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете,
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
А. Яшин
Педагог: Спасибо.
А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой.
Опыт № 1 «Определение цвета воды»
Педагог: Какого же цвета вода? (голубого, зеленого)
Предлагается посмотреть на закрашенную воду.
Дети делают вывод, что вода – бесцветная.
Опыт № 2 «Определение прозрачности воды»
Педагог: У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?
(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)
Дети делают вывод, что вода – прозрачная.
Опыт № 3 «Определение запаха воды»
Педагог: Какой запах имеют цветы? Духи?
(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)
Педагог: А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)
Опыт № 4 «Определение вкуса воды»
Педагог: Какая соль на вкус? (соленая)
Лимон? (кислый)
Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса)
Опыт № 5 «Определение формы воды»
Педагог: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что измениться
(вода принимает ту форму, в которую ее переливают).
Педагог: А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили?
(вода растекается)
Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Педагог: Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…
«…После того как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. (Приложение 4) Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…»
Педагог: Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)
Все это можно делать только зимой. Почему?
(Потому что зимой есть и снег, и лед.)
Педагог: А в каком состоянии находится капелька сейчас?
(В твердом.)
Правильно.
Давайте послушаем стихотворение о твердом состоянии воды.
Чтец 2:
Зимние деньки
Музыка по воздуху зимнему плывет…
Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.
Бегуны стараются, по катку летят.
Мамы улыбаются, глядя на ребят.
Снежные хрусталики падают на лед…
И большим и маленьким – всем полезен спорт!
С. Вигдоров
Педагог: Спасибо.
А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Еще я приготовила для вас две тарелки: в одну из них я положила снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0º С. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)
Опыт № 6 «Определение цвета снега и льда»
Педагог: Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)
Какого цвета лед? (бесцветный)
Опыт № 7 «Определение прозрачности снега и льда»
Педагог: Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.
(Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег непрозрачный).
Опыт № 8 «Определение формы снега и льда»
Педагог: Посмотрите, имеет ли форму лед?
(имеет)
Какую?
(ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает)
А снег? Посмотрите, я ему придаю разную форму.
(снег рыхлый, сыпучий)
Физкультминутка.
Педагог: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. (Приложение 5)
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. (Приложение 6)
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. (Приложение 7)
И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.
Опыт № 9 «Воздействие температуры»
Педагог: Давайте посмотрим на снег и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли?
(Они растаяли)
Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.
А что же случилось с нашей капелькой?
«…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…»
Педагог: В каком состоянии капелька находится теперь?
(В газообразном.)
Послушаем стихотворение о газообразном состоянии воды.
Чтец 3:
Облако
Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой.
В. Степанов
Педагог: Спасибо.
Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте.
Опыт № 10 «Превращение воды в газообразное состояние»
Педагог: Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100ºС) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим.
«…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…» (Приложение 8)
Педагог: Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю?
Ответы детей.
Педагог: Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.
Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?
(В реках, озерах, в колодцах и т. д.)
Где вода встречается в твердом состоянии?
(Сосульки, горки, снежные постройки и др.)
Где вода встречается в газообразном состоянии?
(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)
Педагог: Помните, что пресной воды на Земле очень мало – всего 2%, а человек в сутки расходует до 1-2 тысяч литров. Поэтому мы должны бережно относиться к воде. Как?
(Закрывать краны, экономить воду и др.)
Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?
Что нового вы узнали на нашем занятии?
О чем вы сегодня расскажете своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или сестре?
Ответы детей.
Педагог: Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.
До свидания!
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8