СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия " Путешествие капельки и её волшебные превращения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия " Путешествие капельки и её волшебные превращения"»

МКУ «Управление образования» г. Рубцовска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»












Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет


«Путешествие капельки и её волшебные превращения»










Разработала:

Васюк Татьяна Павловна,

педагог дополнительного образования














Рубцовск

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет

«Путешествие капельки и её волшебные превращения»


Тип занятия: занятие - опыт


Цель: формирование представлений обучающихся о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе


Задачи:

  • познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;

  • развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы;

  • воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.


Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка, рисунки капельки.


Организационный момент.


Педагог: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки вы сможете найти в нашем бассейне.


Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба.)


Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу поведет.

(Утка с утятами.)


По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?..

(пароход)



Педагог: И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать?

(вода)


Педагог: Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.


Ход занятия:


Педагог: Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.

Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?

Ответы детей.


Педагог: Без пищи мы можем прожить 49 дней.

А сколько человек может прожить без воды?

Ответы детей.


Педагог:

Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

Где используется вода?

Ответы детей.


Педагог: Воды на Земле много 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4, но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не соленой, которую мы можем использовать) всего 2%.

Какой вывод мы можем сделать?

(Воду нужно беречь.)


Педагог: Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе одновременно в 3-х состояниях.

Как вы думаете в каких?

Ответы детей.


Педагог: В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Путешествие капельки и ее волшебные превращения». Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в жидком, твердом и газообразном состоянии.






А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…


«Жила-была капелька. (Приложение 1) Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. (Приложение 2) Упав на землю, они образовали лужу.(Приложение 3) Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже…»


В каком состоянии находится капелька сейчас?

(В жидком.)


Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды.


Чтец 1:


Дождик

По дорожке полевой

От реки спешу домой.

А из тучки-невелички

Льется дождик проливной.

Будто кто-то в высоте

Носит воду в решете,

Дождик, лей веселей,

Теплых капель не жалей!

Чем сильнее, дождик, льешь,

Тем тучнее будет рожь!

А. Яшин


Педагог: Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой.


Опыт № 1 «Определение цвета воды»


Педагог: Какого же цвета вода? (голубого, зеленого)


Предлагается посмотреть на закрашенную воду.


Дети делают вывод, что вода – бесцветная.







Опыт № 2 «Определение прозрачности воды»


Педагог: У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)

Дети делают вывод, что вода – прозрачная.


Опыт № 3 «Определение запаха воды»


Педагог: Какой запах имеют цветы? Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)


Педагог: А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)


Опыт № 4 «Определение вкуса воды»


Педагог: Какая соль на вкус? (соленая)

Лимон? (кислый)

Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса)


Опыт № 5 «Определение формы воды»


Педагог: Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды, что измениться

(вода принимает ту форму, в которую ее переливают).


Педагог: А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили?

(вода растекается)

Так имеет ли вода определенную форму? (нет)


Педагог: Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…


«…После того как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. (Приложение 4) Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…»


Педагог: Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.)

Все это можно делать только зимой. Почему?

(Потому что зимой есть и снег, и лед.)



Педагог: А в каком состоянии находится капелька сейчас?

(В твердом.)

Правильно.

Давайте послушаем стихотворение о твердом состоянии воды.


Чтец 2:


Зимние деньки

Музыка по воздуху зимнему плывет…

Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.

Бегуны стараются, по катку летят.

Мамы улыбаются, глядя на ребят.

Снежные хрусталики падают на лед…

И большим и маленьким – всем полезен спорт!

С. Вигдоров

Педагог: Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в твердом состоянии. Еще я приготовила для вас две тарелки: в одну из них я положила снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0º С. Где в природе вы замечали замерзание воды? (лужи, река)


Опыт № 6 «Определение цвета снега и льда»


Педагог: Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)

Какого цвета лед? (бесцветный)


Опыт № 7 «Определение прозрачности снега и льда»


Педагог: Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где нет.

(Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег непрозрачный).


Опыт № 8 «Определение формы снега и льда»


Педагог: Посмотрите, имеет ли форму лед?

(имеет)

Какую?

(ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает)

А снег? Посмотрите, я ему придаю разную форму.

(снег рыхлый, сыпучий)


Физкультминутка.


Педагог: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.


Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. (Приложение 5)

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.


А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. (Приложение 6)

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.


Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. (Приложение 7)

И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.


Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.


Опыт № 9 «Воздействие температуры»


Педагог: Давайте посмотрим на снег и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли?

(Они растаяли)

Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.


А что же случилось с нашей капелькой?


«…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…»


Педагог: В каком состоянии капелька находится теперь?

(В газообразном.)

Послушаем стихотворение о газообразном состоянии воды.


Чтец 3:


Облако

Ах, какое облако,

Облако глубокое,

Белое, далекое,

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далекое,

Не достать рукой.

Проплывет и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется

Свежею водой.

В. Степанов


Педагог: Спасибо.

Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы пронаблюдаем на опыте.


Опыт № 10 «Превращение воды в газообразное состояние»


Педагог: Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при высокой температуре (100ºС) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев он невидим.


«…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…» (Приложение 8)


Педагог: Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю?

Ответы детей.


Педагог: Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.

Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?

(В реках, озерах, в колодцах и т. д.)

Где вода встречается в твердом состоянии?

(Сосульки, горки, снежные постройки и др.)

Где вода встречается в газообразном состоянии?

(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)


Педагог: Помните, что пресной воды на Земле очень мало – всего 2%, а человек в сутки расходует до 1-2 тысяч литров. Поэтому мы должны бережно относиться к воде. Как?

(Закрывать краны, экономить воду и др.)

Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?

Что нового вы узнали на нашем занятии?

О чем вы сегодня расскажете своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или сестре?

Ответы детей.

Педагог: Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

До свидания!

Приложение 1
































Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4


Приложение 5



Приложение 6


Приложение 7


Приложение 8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!