СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Путешествие капельки и ее волшебные превращения"»

занятие "Путешествие капельки и ее волшебные

превращения"

Тип занятия: занятие - опыт

Цель: формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы через

изучение круговорота воды в природе

Задачи:

познакомить детей с физическими свойствами воды, ее значением в природе;

развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и

делать выводы;

воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей природе.

Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи,

салфетки, колбочка , снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка.

Организационный момент: Здравствуйте, дети! Вы хотели бы стать учеными? Сегодня мы

с вами будем проводить исследования - опыты, как настоящие ученые в лаборатории. А

что мы будем исследовать, сейчас узнаем. Я хочу начать наше занятие с загадок, а отгадки

вы сможете найти в нашем бассейне.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(Рыба.)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу поведет.

(Утка с утятами.)

По волнам плывет отважно,

Не сбавляя быстрый ход,

Лишь гудит машина важно.

Что такое?..

(пароход

И последняя загадка, которая объединяет все предыдущие.

Чего в гору не вкатить,

В решете не унести

И в руках не удержать? (вода)

Молодцы! Желаю вам отличного настроения и хорошей работы на нашем занятии.

Ход занятия:

Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным свойствам. Ни одно

существо не обходится без воды.

- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?

Ответы детей.

Без пищи мы можем прожить 49 дней.

- А сколько человек может прожить без воды?

Ответы дете.:

Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.

- Где используется вода?

Ответы детей.

Воды на Земле много - 2\3 поверхности; плюс вода рек, озер, ледников – получается 3\4,

но мы используем всего 2% от этой огромной массы, т. к. вся вода соленая, а пресной (не

соленой, которую мы можем использовать) - всего 2%.

- Какой вывод мы можем сделать?

(Воду нужно беречь.)

Еще вода – самое удивительное вещество, потому что она бывает в природе

одновременно в 3-х состояниях.

- Как вы думаете, в каких?

Ответы детей.

В жидком, твердом и газообразном – это свойства воды.

Тема нашего сегодняшнего занятия: “Путешествие капельки и ее волшебные

превращения”. Мы узнаем о круговороте воды в природе, о физических свойствах воды в

жидком, твердом и газообразном состоянии.

А теперь я расскажу вам сказку о путешествии капельки…

“Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг

сверкнула молния, и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз

вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу. Теперь капелька со

своими подружками стала купаться и веселиться в луже…”.

- В каком состоянии находится капелька сейчас?

(В жидком.)

Правильно. Давайте послушаем стихотворение о жидком состоянии воды.

Чтец 1:

ДОЖДИК

По дорожке полевой

От реки спешу домой.

А из тучки-невелички

Льется дождик проливной.

Будто кто-то в высоте

Носит воду в решете,

Дождик, лей веселей,

Теплых капель не жалей!

Чем сильнее, дождик, льешь,

Тем тучнее будет рожь!

Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в

жидком состоянии. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их

свойств. Я приготовила для вас стаканчики с водой.

Опыт №1 “Определение цвета воды”

- Какого же цвета вода? (голубого, зеленого)

Предлагается посмотреть на закрашенную воду.

Дети делают вывод, что вода – бесцветная.

Опыт №2 “Определение прозрачности воды”

- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Давайте

посмотрим сквозь стакан с молоком на цветную картинку. Ее видно?

(Нет.) А если на ту же картинку посмотрим сквозь стакан с чистой водой? (Ее будет видно.)

Дети делают вывод, что вода – прозрачная.

Опыт №3 “Определение запаха воды”

- Какой запах имеют цветы? Духи?

(приятный, цветочный, сладкий и т. д.)

-А теперь понюхайте воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 “Определение вкуса воды”

- Какая соль на вкус? (соленая)

- Лимон? (кислый)

- Попробуйте воду на вкус. Какая она? (без вкуса)

Опыт № 5 “Определение формы воды”

- Посмотрите, у меня в стакане вода, если я перелью в колбу такое же количество воды,

что изменится?

(вода принимает ту форму, в которую ее переливают).

- А вы налейте в розетку капельку воды. Что вы заметили?

(вода растекается)

- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)

Ой, мы совсем забыли про нашу капельку. Что с ней произошло дальше…

“…После того, как капелька оказалась на земле, недолго ей пришлось играть в луже. На

улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее

подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно

стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…”

- Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки – на них образуется

лед, и когда выпадает много снега. (Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на

лыжах, санках и коньках.)

- Все это можно делать только зимой. Почему?

(Потому что зимой есть и снег, и лед.)

- А в каком состоянии находится капелька сейчас?

(В твердом.)

Правильно.

Давайте послушаем стихотворение о твердом состоянии воды.

Чтец 2:

ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ

Музыка по воздуху зимнему плывет…

Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед.

Бегуны стараются, по катку летят.

Мамы улыбаются, глядя на ребят.

Снежные хрусталики падают на лед…

И большим и маленьким – всем полезен спорт!

Спасибо.

А сейчас мы с вами проведем опыты и определим, какими свойствами обладает вода в

твердом состоянии. Еще я приготовила для вас две тарелки: в одну из них я положила

снег, а в другую – лед. Вода превращается в лед при температуре 0?С. Где в природе вы

замечали замерзание воды? (лужи, река)

Опыт №6 “Определение цвета снега и льда”

- Какого цвета снег? (белый, когда он чистый)

- Какого цвета лед? (бесцветный)

Опыт №7 “Определение прозрачности снега и льда”

- Я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно

картинку, а где нет.

(Под снегом не видно. Значит, лед прозрачный, а снег непрозрачный).

Опыт №8 “Определение формы снега и льда”

- Посмотрите, имеет ли форму лед?

(имеет)

- Какую?

(ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает)

- А снег? Посмотрите, я ему придаю разную форму.

(снег рыхлый, сыпучий)

Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже

побываем в разных состояниях.

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки,

очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут

двигаться и менять положение.

Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как

будто ручеек бежит весной.

Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки

друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие

капельки пара.

Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.

Опыт №9 “Воздействие температуры”

- Давайте посмотрим на снег и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока

мы играли?

(Они растаяли)

Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед

образуются из воды под действием мороза, т. е. низкой температуры.

А что же случилось с нашей капелькой?

“…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно

плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и

сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками

они образовали белое пушистое облачко…”.

- В каком состоянии капелька находится теперь?

(В газообразном.)

Послушаем стихотворение о газообразном состоянии воды.

Чтец 3:

ОБЛАКО

Ах, какое облако,

Облако глубокое,

Белое, далекое,

Прямо надо мной.

Ах, какое облако,

Облако высокое,

Облако далекое,

Не достать рукой.

Проплывет и скроется

В поле за околицей,

В озере умоется

Свежею водой.

- Как жидкая вода при нагревании переходит в газообразное состояние, мы

пронаблюдаем на опыте.

Опыт №10 “Превращение воды в газообразное состояние”

Мы наберем немножко воды в чайную ложечку и подержим ее над свечой. Вода при

высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар

соприкасается с холодным воздухом – он становится видимым, но в большинстве случаев

он невидим.

“…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю…”

- Ребята, как вы думаете, капелька сможет вернуться на землю?

Ответы детей.

- Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется

облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на

землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит

круговорот воды в природе.

- Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?

(В реках, озерах, в колодцах и т. д.)

- Где вода встречается в твердом состоянии?

(Сосульки, горки, снежные постройки и др.)

- Где вода встречается в газообразном состоянии?

(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода)

Помните, что пресной воды на Земле очень мало – всего 2%, а человек в сутки расходует

до 1-2 тысяч литров. Поэтому мы должны бережно относиться к воде. Как?

(Закрывать краны, экономить воду и др.)

- Дети, понравилось ли вам быть учеными – исследователями?

- Что нового вы узнали на нашем занятии?

- О чем вы сегодня расскажете своим родителям, дедушкам и бабушкам, брату или

сестре?

Ответы детей.

Спасибо, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

До свидания!