Тема занятия «Путешествие в … ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО».
Дата проведения
Состав учебной группы (1-2 класс)
Цель учебного занятия – Развитие речи и мелкой моторики, коммуникативных и познавательных способностей учащихся.
Задачи:
1. Учить использовать знания, полученные на уроках для решения практических задач.
2. Воспитывать у детей взаимодействие со сверстниками, объединяясь в игре; подчиняться правилам игры, принимать на себя различные роли.
3. Развивать речь, логическое мышление и познавательные способности.
Форма учебного занятия (игра-путешествие)
Форма организации работы (индивидуально-групповая, фронтальная)
Образовательные технологии: проблемно-диалогического обучения и игровое обучение.
Материально-техническое оснащение занятия (ПК, мультимедийное оборудование (проектор и экран/ мультимедийная доска), презентация, листы формата А4, жетоны, раскраски).
План занятия.
этап | Методы и формы | время | Ожидаемые результаты |
1 введение Путешествие в шахматное королевство | Объяснение педагога и постановка проблемы и цели занятия | 5 | Обучающиеся должны понять цели и задачи занятия. |
2 Ведьма ЛЕНЬ | Раскраска шахматной доски и шахматных фигур, физ-минутка. | 10 | Развитие мелкой моторики, творческих и эстетических способностей |
3 Ведьма Глупость | Самостоятельная работа: отгадывание загадок, придумывание слов из 1 слова ШАХМАТИСТ | 8 | Развитие речи и познавательных способностей: гибкость мышления |
4. Дорога через лес | Работа в группах: поиск пути через шахматные лабиринты | 8 | Развитие логического мышления |
5. Замок ЗЛЮКИ | Отгадывание аннограмм, | 9 | Развитие речи, гибкости мышления и восприятия |
6. Заключение | Подведение итогов, совместное обсуждение и обобщение педагога | 5 | Подведение к идее о значимости дружбы и взаимопомощи, рефлексия деятельности учащихся |
Ход занятия.
(1 слайд) Сегодня мы с вами отправимся в новое путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав вот такую загадку:
(2 слайд) С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны.
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться,
Чтоб друг с другом не сражаться. (Что же это?) - ШАХМАТЫ
Правильно, мы отправляемся в шахматное королевство…,
(3 слайд) Но что тут случилось?
(4 слайд) Познакомитесь, это королева Диана Белая и королевский оруженосец Егор. Почему вы такие грустные? И кто сломал шахматную доску?
(5 слайд) Оказывается шахматную страну захватили 3 ведьмы: Злюка, Лень и Глупость. Вы сможете помочь жителям шахматного королевства? Надо будет навести порядок в шахматной стране и прогнать злых колдуний! Вы согласны?
(6 слайд) Сначала надо починить шахматную доску, у Вас есть черный (коричневый) и желтый карандаши. Надо покрасить кусочки шахматной доски, но помните левый нижний угол всегда темного цвета!
(7 слайд) ЗАМЕЧАТЕЛЬНО. Вот мы и починили доску,
( 8 слайд) но теперь надо покрасить шахматные фигуры… Оказывается ведьма Лень лишила фигуры их цвета…
(9 слайд) Здорово. Фигуры снова в порядке. Осталось только расставить их по местам. Кто поможет мне расставить фигуры на демонстрационной доске?
(2-3 ученика расставляют фигуры по местам)
(10 слайд) Появление ЛЕНИ. Похоже Лени не нравится, что мы разрушаем ее чары… А знаете ли Вы чего боится ЛЕНЬ? Больше всего она боится движения и зарядки! Повторяйте все за мной: Встали из за парт,
Ножками потопаем, Ручками похлопаем, Нагнулись-согнулись
Распрямились, Потянулись, Глубоко вздохнули и Руки отряхнули…
Вот мы с Ленью и справились…
(11 слайд) А это еще кто? Понятно, вот и Глупость пожаловала. Эта Ведьма считает всех ребят двоечниками и бездарями. Ну с ней то будет легко справится. Надо просто отгадать загадки Глупости!
(12 слайд) Обитает не в саванне,
И не так огромен он,
Но такое же названье
У фигуры этой… (СЛОН)
(13 слайд) Он, не цокает, конечно,
Но легко перешагнём
Через ряд фигур и пешек
Этим шахматным… (КОНЕМ)
(14 слайд) Она маленький солдат,
Храбрый и отважный,
Ход в две клеточки она
Делает однажды. (Пешка)
(15 слайд) Стою на самом краю,
Путь откроют - пойду.
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу (Ладья)
(16 слайд) Похвастаться может красивым нарядом
И тем, что в строю с королём всегда рядом (Ферзь)
(17 слайд) Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (Король)
(18 слайд) ПРИДУМАЙТЕ 5-6 СЛОВ из слова ШАХМАТИСТ
(шах, мат, аист, штат, стих, хит, хата )
(19 слайд) Вот мы и справились с ГЛУПОСТЬЮ. Однако нам теперь надо пройти через ЛЕС, который ведет в замок Ведьмы ЗЛЮКИ. Вы готовы?
(20 слайд) Ходом коня нам надо добраться до черного слона, но на елочки наступать нельзя.
(21 слайд) Ходом слона доберитесь до замка, но на клеточках с буквами ДРУГ останавливаться нельзя (правильный маршрут даст слово ЛАСТОЧКА)
(22 слайд) Ходом ладьи доберитесь до замка, но на клеточках с буквами СПОР останавливаться нельзя (правильный маршрут даст слово МАТЕМАТИКА)
(23 слайд) Ходом Ферзя доберитесь до замка, но на клеточках с буквами слова МИНА и елочками останавливаться нельзя (правильный маршрут даст слово ЧУДОДЕЙ)
(24 слайд) Вот и замок Ведьмы Злюки
(25 слайд) А вот и сама Ведьма
Сможете ли Вы разгадать загадки (анаграммы) вредной ЗЛЮКИ:
(26-34 слайды) ОНКЬ – КОНЬ ЯАДЬЛ – ЛАДЬЯ ЕЗФРЬ – ФЕРЗЬ
ОАКШЛ – ШКОЛА ААКСЛ – ЛАСКА ОБДРО – ДОБРО ХМАТЫША- ШАХМАТЫ СИПАБОС - СПАСИБО БРОДАТО - ДОБРОТА
(35 слайд) ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЗЛЮКИ
(36 слайд) Наконец-то порядок в шахматном королевстве восстановлен.
(37 слайд) Подведение итогов занятия. Задание учащимся по рефлексии их деятельности. (Что сегодня делали? Что Вам понравилось, Ваше настроение на занятии…).