М
униципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мошковский детский сад № 3 «Улыбка»
Конспект занятия – путешествия
«Удивительная Индия» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР -3 уровня)
Подготовили и провели: учитель – логопед высшей квл. категории Минакова И.М.
Инструктор по ФК высшей квл. категории Сенченкова Е.В.
Мошково 2019 г
Ц
ели: создание позитивной атмосферы, укрепление детско -родительских отношений, оптимизация сотрудничества между педагогами ДОУ и родителями воспитанников.
Задачи: - расширять и закреплять представления детей об Индии, ее особенностях и традициях;
- обогатить и активизировать словарный запас;
- воспитывать дружеские доброжелательные взаимоотношения;
- формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
- развивать ориентировку в пространстве;
- способствовать развитию памяти, воображения, мышления;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать артистизм;
- совершенствовать крупную моторику и координацию движений;
- укреплять у детей веру в собственные силы.
Х
од занятия - путешествия:
Учитель – логопед и инструктор по ФК проводят организационный момент, эмоционально настраивают на занятие. Дети, родители и педагоги стоят в кругу (слайд №1)
Здравствуй, солнце золотое! (намастэ)
Здравствуй, небо голубое! (ладони вверх)
Здравствуй, легкий ветерок! (плавные движения ладонями)
Здравствуй, ласковый дружок! (соединить ладони по кругу)
Учитель - логопед: Вы рады видеть друг друга? Почему?
Дети: Мы дружим.
Учитель - логопед: А как вы думаете, что такое дружба? Подумайте, зачем дружба нужна людям?
Ответы детей.
Учитель - логопед: Дружба нужна и взрослым и детям.
Дружба, это то, чем обязательно нужно дорожить, ребята, а кто такой друг?
Ответы детей.
Учитель- логопед: Правильно, друг - это тот, кому ты доверяешь, с кем интересно общаться, не хочется ссориться, приятно делиться. С другом можно поделиться конфеткой, игрушкой, переживаниями, мечтами.
Инструктор по ФК: В разных странах существуют праздники друзей. В Индии отмечают праздник, день повязывания амулетов. Девочки в этот день повязывают своим братьям на правое запястье обереги из шелковых нитей «ракхи». Амулет означает ее искреннюю дружбу, пожелание счастливой жизни, процветания, а также просьбу о защите и покровительстве. Мальчики дарят в ответ сари, сувенир или монетку, и становятся названными братьями и защитниками (Слайд 2). Мы с вами тоже приготовили друг другу подарки, и сейчас обменяемся ими (инструктор по ФК открывает коробку, а подарков нет)
(
Слайд № 3) Злой Волшебник Дэв)
Учитель – логопед (ГОЛОС):
«Вы приготовили друг другу амулеты дружбы, но я не верю, что вы умеете дружить, поэтому забрал все амулеты себе. Не верю в дружбу я людей, с амулетами буду я сильней»
Инструктор по ФК: Ох, ребята, наши амулеты дружбы пропали, их унес злой волшебник, персонаж индийских сказок Дэв. Значит, нам придется отправиться в Индию. Просто так Дэв наши амулеты дружбы не вернет. Надо показать ему, что мы умеем дружить. Страна Индия находится очень далеко. Ребята, на чем мы сможем туда добраться.
Что бы быстрее добраться до Индии, мы полетим на самолете. Заводите моторы, полетели.
Проводится физкультминутка.
Быстрый наш самолет
Отправляется в полет( Руки в стороны)
П
однимаемся все выше ( Руки вверх, смотрят на кончики пальцев)
И в низу мы видим крыши, (Опускают голову вниз)
Леса, поля, гора, вулкан ( Руки вперед, в стороны, вверх, вниз)
И Индийский океан ( Изображают волны)
Очень быстро прилетели ( Руки в стороны)
Нас уже встречает Дели (Руки вниз)
Вот мы и в Индии.
Инструктор по ФК: Нам предстоит долгий и трудный путь к замку Дэва. Ой, ребята кто- то плачет. (Силуэт попугая бесцветного) Это попугай. Но что же он такой грустный? Что случилось у попугая? Ребята, злой Дэв Забрал все яркие краски с оперения попугая. Ребята, вы знаете, как помочь попугаю? (слайд №4)
Ерема: « В джунглях живут попугаи Ара. Ара – самые крупные попугаи. Они очень яркие и красивые. У них острые крылья и длинный хвост. Живут в лесу, питаются семенами растений, цветами, соком спелых плодов. Своим большим и очень крепким клювом Ара с легкостью разгрызает самые твердые орехи. Ара создают крепкие и дружные пары на всю жизнь. А живут до 80 – 90 лет в дуплах деревьев»
Инструктор по ФК:в Индии есть замечательный красочный праздник «Холи» (Слайд№ 5 опсыпаются красками ).
Игра «Краски» (помпоны болельщика)
Учитель - логопед: Молодцы, ребята! Посмотрите, каким красивым стал попугай. (Поменять цветного попугая).
Послушайте, как радостно запели птицы в джунглях. Дети слушают звуки джунглей и отгадывают, кто кричит (звукозапись «крик пантеры», «рычание тигра», «слон трубит», «шипит кобра», «крик обезьян», « крик попугаев»)
За оказанную помощь, попугай подарил нам свое перышко. Здесь что - то написано:
«К замку Дэва спрятан путь, Чтоб амулеты вам вернуть, Друга в джунглях отыщите, Дружбой Дэва победите».
Инструктор по ФК: Ребята, что бы узнать дорогу к замку Дэва, надо попросить помощь у обитателей джунглей. Давайте вспомним, какие животные живут в джунглях Индии.
Загадки ( Родители загадывают детям загадки)
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный. (Тигр). (Слайд № 6)
Изящна, красива, сильна и ловка,
Легендами издавна окружена.
Глаза изумрудами ярко горят,
К ним так подходит чёрный наряд (Пантера). (Слайд № 7)
Величава, грациозна
П
асть ее знай, смертоносна,
Коль раздует капюшон,
Убирайся лучше вон. (Кобра) (Слайд № 8)
То сидит на задних лапах,
То на четырех идет.
А-то с веточки на ветку
Прыгает, как скороход.
Очень любит покататься
На больших лианах.
Вы, наверно угадали – это… (Обезьяна). (Слайд №9 ).
Учитель - логопед: Думаю, что обезьяны укажут путь к замку Дэва. Давайте вспомним, что мы знаем об обезьянах? Как называются обезьяны, которых вы видите на экране?
Ира ( рассказ ребенка): «Это лангуры. Обезьяны живут стаями. У обезьян есть пальцы и ногти. Пальцы на руках и ногах невероятно подвижны, что помогает при лазании по деревьям. Лангуры очень озорные, они с удовольствием забросают веточками любого, кто остановится под деревом. Лангуры питаются листьями и фруктами»
Инструктор по ФК: Но что случилось с обезьянами, они грустные и не приветливые, не бегают, не играют. Ребята, да они же голодные. Злой Дэв заколдовал обезьян, и теперь они не могут забираться на деревья и доставать свои любимые фрукты. Давайте накормим обезьян.
Проводится игра – эстафета «Голодные обезьяны». (2 игрушки обезьяны, бананы)
Проводится игра на внимание «Хлопни, когда нужно».
Учитель – логопед называет название животных, а дети хлопают только при назывании животного, проживающего в Индии. «Слон, тигр, кенгуру, верблюд, коза, змея, тюлень, павлин, попугай, пингвин, шакал, заяц, пантера, еж)
Игра «Перенеси бочонок» (зажать лбами кожаный бочонок и пронести до финиша , работа в паре)
Молодцы, ребята, мы можем отправляться дальше. Теперь мы знаем, в какой стороне находится замок Дэва.
Учитель – логопед: Давайте вспомним, что мы знаем об Индии ( Слайд № 10 карта)
Индия— государство в Южной Азии (Показывает на карте). Поэтому там жаркая погода. Берега Индии омывает Индийский океан, Аравийское море.
Гималаи (слайд горы № 10 б) в переводе «Снежное царство» - удивительное интересное и красивое место и вместе с тем очень опасное. Здесь таятся опасности – снежные лавины, мощные землетрясения. Сюда едут гости со всего мира, нигде нет подобной красоты. Самолеты не летают над горами, а некоторые птицы даже очень, например, дикие гуси.
В
Индии протекает река Ганг – одна из самых длинных рек в Южной Азии и самая большая в Индии. Исток берет свое начало из ледников Гималаев. В Ганге обитают крокодилы, дельфины и черепахи с мягким панцирем. (слайд № 10 в)
Столица Индии город Дели. (Слайд №11 город Дели)
В индии живут индусы, разговаривают на хинди и английском языках. Жители Индии более смуглые. У них темные волосы. (Слайд № 12 семья)
Одежду предпочитают яркую, пеструю (Слайд № 13).
Коровы свободно разгуливают по улицам городов, так как считаются священными животными. Это очень затрудняет движение, но за плохое отношение к корове могут наказать арестом (Слайд №14).
В городах Индии большое количество свободно разгуливающих обезьян, которые тоже являются священными животными. (Слайд № 15)
В Индии выращивают большую часть всего мирового урожая чая (Слайд №16).
Амалия : Вот так выглядит флаг Индии.
(рассказывает, что обозначают цвета индийского флага (Слайд № 17 ).
« флаг Индии – прямоугольник, разделенный на 3 полосы: верхняя – оранжевая, средняя – белая и нижняя –зеленая. Каждый цвет что-то обозначает: оранжевый – духовность, белый – миролюбие, зеленый – плодородие. В центре флага – колесо – это религиозный символ»
(Слайд №18)
Инструктор по ФК: « Йоги - это люди, посвятившие свою жизнь совершенствованию тела и духа. Говорят и этому есть множество подтверждений, что опытный йог может не только ходить босыми ногами по горячим углям или острым гвоздям, но и даже летать. Индийская дыхательная гимнастика известна на весь мир. А вы бы хотели стать немножко йогами?»
Инструктор по ФК проводит с детьми и родителями знакомство с упражнениями из комплекса для детей «Хатха-йога».
Дыхание животом:
I. Свободно положите руки на живот.
2
. Медленно и глубоко вдохните воздух через нос, выпячивая живот как надувной шар.
3. Медленно выдыхайте воздух через нос, напрягая мышцы живота.
4. Повторите упражнение три раза.
Дыхание «кузнечные мехи»:
I. Поместите руки на грудную клетку.
2. Медленно и глубоко вдохните воздух, расширяя грудную клетку.
3. Медленно выдохните воздух, сокращая грудную клетку.
4. Повторите упражнение три раза.
Поза кошки
Серый маленький котенок
Тянет лапки, спинку, хвост
Может так любой ребенок
Потянуться. И подрос!
Встаем на четвереньки, выгибаем спинку вверх, кошечка недовольна. Прогибаем спинку вниз, кошечка потягивается. Как кошечка разговаривает? «мяу».
П
оза бабочки
Бабочка – красавица Крылышками машет.
Хочет нам понравиться,
Не взлетая даже.
Садимся прямо. Обхватываем ножки руками, колени разводим в стороны, машем бёдрами, словно крыльями бабочки.
Птички к солнцу полетели,
А потом на травку сели.
Посидели, посидели,
Снова в небо улетели.
Стоим прямо, прогибаем спинку назад. Затем наклоняемся вперед. Ножки стараемся не сгибать.
Учитель - логопед: Ребята, какое животное символ Индии ?
(рассказы детей про слонов)
1 Рита «Серый слон» ( Слайд № 19)
«в прошлом слон – символ власти и величия правителей, сегодня – трудолюбивый помощник человека. Слон – герой многих индийских сказок. Лучший комплимент для индийской девушки – это сказать ей, что она ходит как слон»
2 Мира «Слониха со слоненком» (Слайд № 20)
«слоны – очень дружелюбные животные. Приветствуют друг друга при встрече, помогают маленьким слонятам. Как ребенок человека держит маму за руку, слоненок держится хоботом за слониху. Если слон увидит, что слоненок упал, тут же ему поможет»
3 Никита «Слон пловец» (Слайд № 21)
«слоны – отличные пловцы. Когда слон плывет под водой, он высовывает конец хобота над ее поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку»
4
Егор Волков «Слон вода» (слайд № 22)
«слоны очень любят воду, они много пьют, любят купаться и поиграть с водой»
5 Рома Дмитриев «Разноцветные слоны» (Слайд № 23)
«слоны могут быть разных цветов: розовые, серые, белые, которые являются редкостью. Цвет слона зависит от цвета почвы, на которой они проживают и от пыли, которой они друг друга посыпают»
6 Полина («Хобот»)
«у слонов есть хобот. На самом деле это нос. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врагов – захватывает, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку»
7 Лиза («Сон слона»)
«спят слоны 2 раза в сутки. Обычно слоны спят стоя, но иногда могут прилечь на бок»
8 Аня («Слон травоядный»)
«слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, цветы, корни, плоды. У мамы слонихи рождается только один малыш. Сразу после рождения слоненок встает на ноги и везде следует за мамой»
9 Настя «Индийский слон – житель лесов. У него есть бивни – это выросшие до огромных размеров зубы – клыки. Бивни нужны слону для рытья земли, чтобы добраться до вкусных корней»
10 Егор Волков слон – лучший транспорт в джунглях.
11 Максим Раньше слоны помогали человеку в войне. Сидя на слоне, воины сверху осыпали стрелами противника, как из башни» (Слайд № 24 «Боевой слон»)
(Слайд№ 25 Игра Чатуранга)
Сценка про ШАХМАТЫ. Легенду рассказывает Дима
« давным – давно, в Индии жил да был сильный и богатый шах. Было у шаха множество дворцов и огромная армия ЧАТУРАНГА. В армии были колесницы и непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков, слоны считались самым грозным оружием в мире. Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена . Всё слоны могли преодолеть, разрушить на своем пути. Когда воевать стало не с кем, заскучал шах. Это сегодня можно сходить в кино, сразиться в компьютерную игру. А в то время не было ни телевизоров, ни другой техники. Посидел шах на троне, да закричал:
ШАХ (Максим): « скучно! Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне! Угодите – озолочу, а нет – мой меч и голова с плеч!»
Егор Гунин: Пришел к шаху брамин и предложил игру ЧАТУРАНГА. Сначала в игру играло 4 человека, фигуры были 4 цветов: черные, зеленые, желтые и красные. Для игры нужна была квадратная доска, разделенная на клетки и 16 фигурок и 16 пешек.
Сегодня все знают шахматы, игру, которая появилась позже . ЧАТУРАНГА была предшественницей шахмат.
(Слайд № 26 « Раджа играет в шахматы»)
У
читель – логопед проводит игру «Живые клетки» (цель: ориентировка в пространстве; ребенок по «адресу» находит игрушку – сюрприз)
Родительница :рассказ о Тадж Махале (Слайд № 27)
«этот мавзолей воздвигнут в знак вечной любви правителя из династии Великих Моголов к своей супруге, обворожительной Мумтаз Махал. После смерти обожаемой супруги по решению Шаха было начато строительство сооружения, равного которому не было в Индии. Тадж – Махал должен был стать вечным символом красоты»
Учитель - логопед: Вот и замок Дэва (Слайд № 28 «замок волшебника»). Что бы победить Дэва, надо хорошо знать качества, которыми должен обладать друг. (Педагоги, дети и родители стоят в кругу, передают сундучок и называют качества для настоящего друга.)
Инструктор по ФК: Чары злого волшебника Дэва рухнули. открывает коробку, в ней лежат амулеты.
(Музыка ситары) (Слайд 29 « играет индианка на ситаре»)
Учитель - логопед: В Индии есть свой Болливуд, это киностудия, где снимают фильмы, которые смотрят по всему миру. Людям нравятся сюжеты фильмов, их музыкальность, красивые танцы, чарующие звуки индийских музыкальных инструментов) (Слайд 30 флейта+ барабан)
Танец
Инструктор по ФК: Ребята, мы смогли победить Дэва и вернуть свои амулеты дружбы. Мы можем возвращаться в детский сад.
Быстрый наш самолет
Отправляется в полет ( Руки в стороны)
Поднимаемся все выше ( Руки вверх, смотрят на кончики пальцев)
Вот Мошково видны крыши ( Опускают голову вниз)
Мы пересекли реку Обь (Руки вперед, в стороны, вверх, вниз)
В садик наш вернулись вновь (Машут рукой)