СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Работа с соломой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока технологии на тему "Работа с соломой. Плетение коврика"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Работа с соломой"»

Тема: Работа с соломой.

Задачи: 1.Познакомить детей с новым видом работы – работа с соломой;

2. Развивать память, внимание в процессе изготовления изделия;

3. Развивать творческие способности детей;

4. Воспитывать у ребят чувство аккуратности, бережливости,

трудолюбия, старательности.

5. учить технологии работы с природным материалом для развития

интеллектуальных способностей, умения адекватно оценивать

свою деятельность;

6. формировать умения и навыки в применении природного

материала (соломки);

7. пополнить кругозор детей традициями народных мастеров по

использованию соломки;

8. расширять нравственные и эстетические представления о мире

прекрасного.

Оборудование: солома, примеры изделий из соломы, план работы, картинки

по теме.


Ход урока:

этапы

Содержание

примечание

Орг. момент






Изложение нового материала

а) установка цели

б) беседа


























































































в) сообщение темы











г) анализ образца изделия














д) объяснение выполнения работы





















е) планирование предстоящей работы










ж) закрепление предстоящей работы



з) инструктаж




Физминутка








Практическая самостоятельная работа





Итог урока




Рефлексия




конец урока

Добрый день, ребята! Сегодня урок труда проведу у вас я, зовут меня Светлана Сергеевна. Поднимите руку, кто готов к уроку. Время не теряем, начинаем наш урок.


Сейчас приготовьтесь внимательно слушать меня, чтобы у вас все получилось.



Солома… Казалось бы, бросовый, никому не нужный продукт сельхозпроизводства. Но это с одной стороны. С другой - именно солома являлась «выручалочкой» для крестьян во все времена: ею крыли дома, ее стелили скотине, использовали для проведения различных обрядов. Из соломы мастера-умельцы научились изготавливать потрясающие изделия, порой так необходимые в быту.

Люди всегда стремились наиболее полно, с любовью и фантазией использовать все то, что им дает природа. Из зерен пшеницы и ржи делают хлеб. Но ценен не только колос, но и сам хлебный стебель. Во все времена и во многих уголках мира умельцы мастерят красивые изделия из соломы пшеницы, ржи, ячменя, овса и других зерновых культур. Солома - прекрасный материал, как для изготовления плетеных изделий, так и для создания сюжетных аппликаций.

Плетенки не только украшают современный дом и интерьер, но могут служить необходимыми аксессуарами любого, даже самого изысканного жилища. Это различные шкатулки, ларцы, ритуальные (в прошлом) изделия, призванные хранить мир и покой в доме. Это различные украшения, сумки, шляпки и т.п. Особенно ценятся шляпки из так называемой «итальянской» соломки. Считается, что именно из Италии когда-то пришла мода на соломенные шляпки. Причем не просто плетеные, а еще и украшенные различными искусно выплетенными цветами, бабочками, листочками.

Каждый мастер использует для своих работ солому из тех растений, которые растут в его местности. В России ведущей зерновой культурой была рожь. Ржаная соломка – прочная и упругая, поэтому из нее плели корзины, сумки и коврики. Мастера из Японии, Вьетнама, Китая и Киргизии искусно плетут из стеблей тростника или камыша красивые коврики, которые называются циновки. Как вы думаете, откуда берется солома?

Когда рабочие на полях убирают урожай, то они срезают колосья, в которых находится зерно, а стебли остаются. Эти стебли и называются соломой. Видели ли вы солому? Как она выглядит?

Как вы думаете, сразу ли, сорвав стебель с поля, можно изготавливать из него различные подделки? (нет)

Что нужно сделать с соломой? (высушить ее).

Заготавливать солому можно в три-четыре этапа. От этого зависит цвет соломы. На первом этапе, когда наливается зерно в колосе, после просушки солома будет иметь зеленоватый оттенок. На втором, когда зерно достигло молочной спелости, солома будет иметь бело-розовый оттенок. И, наконец, на этапе спелого зерна, солома приобретает золотисто-желтый цвет (цвет летнего солнца). А если такую солому оставить мокнуть под дождем и снегом, то она может приобрести стальной оттенок.

Для аппликации используют солому из средней части ствола, перед работой солому размачивают под струей горячей воды, или путем кипячения в течение 5-10 минут, разрезают трубочки вдоль ножом косяком или ножницами и проглаживают горячим утюгом до тех пор, пока соломинка не свернется в стружку.


Ребята, как вы думаете, с каким материалом мы сегодня будем работать? (соломой) Правильно! Сегодня на уроке мы будем изготавливать салфетку из соломы. Но так как за один урок мы с вами все не успеем сделать, поэтому эту работу мы будем выполнять в течение двух уроков. Сегодня мы с вами только сплетем салфетку, а на следующем уроке вы ее украсите.


Ребята, посмотрите на доску, какое изделие вы видите? (салфетку)

- Из какого материала изготовлена эта салфетка? (соломы)

- Что еще нам понадобилось при изготовлении салфетки? (нитки)

- Для чего нам понадобились нитки? (чтобы сплести между собой соломинки)

- Чем украшена салфетка? (нитками)

- Где может использоваться такая салфетка? (она может красивым дополнением твоего рабочего места, может служить в качестве подарка)


- Как вы думаете, нитки какого цвета будут красиво сочетаться с цветом соломки? Давайте я возьму красные нитки. Для начала мы с вами должны взять соломинку и прикрепить к столу. Сейчас я прикреплю соломинку на доску. Затем заготовливаю нить, которая нам понадобится, чтобы сплести между собой соломинки. Эта нить должна быть в 3-4 раза больше длины готовой салфетки. Как только мы заготовили нить, нам нужно ее сложить пополам и привязать двойным узелком к соломинке. От каждого края нам нужно отступить по 3-4 см, чтобы осталось место для дополнительного украшения и обрезки краев изделия. Затем мы прикрепляем 2-ю соломку. Таким образом, мы прикрепляем все соломинки, и последнюю завязываем тройным узлом. Посмотрите, у нас получается красивая салфетка.


Ребята, давайте сейчас составим план нашей работы. Что мы делаем сначала?

1) прикрепи соломку к столу;

2) Заготовь нить;

3) Привяжи нить к первой соломке;

4) Привяжи вторую соломинку;

5) Привяжи все остальные соломинки;

6) Последнюю соломинку завяжи тройным узелком.

Давайте сейчас прочитаем этот план еще раз.


Сейчас кто хочет выйти к доске и попробовать сделать такую же салфетку с объяснением.



Ребята, с соломкой работаете очень аккуратно, так как это хрупкий материал и может сломаться.


Раз - подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сесть.


Ребята, давайте еще раз повторим план работы и приступим к выполнению салфетки. Выполнять салфетку вы будете, опираясь на план. Если у кого-то возникнут трудности, поднимите тихонечко руку, я к вам подойду.


Ребята, сделавшие салфетки выходят к доске и показывают свою работу. Я оцениваю.


- Понравился ли вам урок?

- Хорошо ли вы поработали на уроке?

- Что научились выполнять?


Наводим порядок на рабочем месте. Урок окончен, все молодцы!












Картинка как люди убирают урожай.


показ соломинки












примеры изделий, картинки









































































салфетки примеры











салфетка















объясняю выполнение работы с показом на доске.




















план работы












слежу за правильностью выполнения работы




















оценки за работу на уроке












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!