Конспект занятия «Растения лекари».
Игра «Поле чудес».
Цели занятия: расширить знания детей о лекарственных растениях.
Задачи:
развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность суждений;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, растительному миру планеты.
Оборудование:
иллюстрации лекарственных растений;
на доске слова с закрытыми буквами.
Ход игры.
Педагог. Сегодня нашу игру «Поле чудес» мы посвятим лекарственным растениям. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.
Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками»: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.
- Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете?
- Как найти в природе нужное растение?
- Где его искать: в лесу, в поле, на болоте?
Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, нужно собирать листья; у других — в корнях, у некоторых — в цветках и плодах. Много книг надо прочитать, чтобы научиться лечить себя и других людей лекарственными растениями.
- Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете лекарственные растения?
Презентация.
Звучит фонограмма звуков леса.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Все целебные растения
Знаем без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Педагог. Итак, начнём игру. Чтобы выбрать первую тройку игроков, я загадываю загадки.
Педагог. В русской народной медицине это растение пользуется особой любовью. Её рекомендуют при глазных заболеваниях, головной боли, опухолях. Они, словно снежинки, разбросаны на зелёном лугу. О каком растении идёт речь?
В слове 7 букв.
Р о м а ш к а
Педагог.
Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие её семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так и попала она в Россию. И, наверное, у всех народов принято гадать на ней: «любит - не любит».
Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.
Второй тур.
Педагог.
Выбираем вторую тройку игроков.
Представление 2 тройки игроков.
…крути барабан.
Педагог. Существует легенда о том, как были открыты его целебные свойства. Лежали на дороге две змеи, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листок одного растения, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз. Какое это было растение?
В слове - 10 букв
Подорожник
Педагог. Это растение можно встретить в сорных местах, на дорогах, лесных опушках, полянах. Используют листья при желудочно-кишечных заболеваниях, в качестве отхаркивающего средства, для прикладывания к ранам, порезам, язвам.
Физминутка.
Третий тур.
Педагог.
Выбираем 3 тройку игроков.
Представление третьей тройки игроков.
Педагог.
У этого многолетнего растения золотисто-желтые цветки. Растет вдоль опушек сухих хвойных лесов, вдоль дорог, на лесных полянах. Лечат каменную болезнь печени, болезней легких, воспалительные процессы.
В слове -8 букв.
Зверобой
Педагог.
Эту траву называют травой от 99 болезней. Это растение считали магическим, предохраняющим от привидений. Бытовало поверье, будто черти, колдуны не страшны человеку, который постоянно носит с собой это растение. А небольшой пучок этого растения, прикрепленный к двери или спрятанный на пороге, непременно преградит колдуну путь в дом. Кроме того, из зверобоя получают красивые краски для ткани – красную, рыжую, зелёную.
Игра со зрителями
Название этого растения происходит от латинского слова «ласточка». В народе его называют ласточкина трава, чистая трава. Есть древнее поверье, что соком чистотела ласточки лечат своих слепорождённых птенцов. Потому - то и говорят, что зацветает он прилётом птиц.
Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно, оно – ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.
В слове 8 букв. Чистотел
Финал.
Представление финалистов.
Педагог.
Это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дорог. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют…
В слове 5 букв
Лопух
Педагог.
Это у нас в России он растёт как сорняк. А в Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки этого растения. В народной медицине применяется и корни, и листья этого растения. Заболела голова - приложите лист. Зудит кожа - быстро всё успокоится, если приложить к зудящему месту лист этого растения.
Земля наша щедра и плодородна: луга, леса, горы, степи, даже болота дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве целебных. Берегите природу!
Рефлексия.
-Какие лекарственные растения растут в нашей местности?
Подходит к концу наше занятие. Я хотела бы узнать, что интересного и полезного вы узнали.
Продолжите фразы:
Я познакомился с ...
Было непросто ...
У меня получилось ...
Хотелось бы ...
Мне запомнилось ....
Игра «Веришь ли ты…» - подведение итога
1. Верите ли вы, что все растения лекарственные?
2.Верите ли вы, что 1 растение может лечить несколько болезней?
3. Верите ли вы, что если растение – сорняк на огороде, то оно не может быть лекарственным
4. Верите ли вы, что все растения нужные человеку можно срывать как можно больше.
5. Верите ли вы, то детям можно самим рвать лекарственные растения, заваривать и пить как чай.
4