СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия с элементами ТРИЗ в средней группе. Тема: "По тропинкам любимых сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для детей 4-5 лет. Помогает развивать у дошкольников творческое воображение, умение мыслить нестандартно.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с элементами ТРИЗ в средней группе. Тема: "По тропинкам любимых сказок"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами ТРИЗ в средней группе

Тема: «По тропинкам любимых сказок»


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для естественного психологического и социально – коммуникативного развития детей, обогащения опыта самостоятельной деятельности, решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ. 
Задачи: 

Образовательные:
1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев. 
2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей, 
3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь). 
Развивающие:
1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. 
2. Развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ. 
Воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции. 
Материал к занятию: Большая книга,волшебный сундучок, шапочка красного цвета, колобок, мягкие игрушки заяц и ёж. 
Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше).


Ход НОД:
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Как мы их поприветствуем? (Здравствуйте, доброе утро). А теперь давайте покажем, как мы умеем приветствовать друг друга.

Поскорее встанем в круг.

Ты - мой друг, и я - твой друг.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.
Здравствуй, солнце.
Здравствуй, небо.
Здравствуй, утро.
Здравствуй, день.
Нам здороваться не лень. 

(Раздаётся стук в дверь).

Воспитатель: К нам кто-то ещё пришёл, пойду встречу (вносит большую книгу): Посмотрите, что это? (книга)

Воспитатель: Вот так чудо! Как вы думаете, кто мог нам её прислать? (ответы детей).

Воспитатель: Хорошо. Но книга эта не простая. Она шепчет мне на ушко, что предлагает вам совершить путешествие по сказкам. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки-то вы знаете? Вот мы сейчас вместе с книгой проверим! (воспитатель задает вопросы, дети отвечают)
- Кто хотел съесть трех поросят? (волк)
- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька)
- Что случилось с ледяной избушкой? (растаяла)
- В какой сказке кот спасал петушка? (кот и дрозд)

-Кто подавился бобовым зёрнышком? (петушок)

-В кого превратился братец Иванушка? (в козлёночка)

-Что несла Красная шапочка в корзинке? (пирожок и горшок масла)

-Что построили в лесу бык, баран, свинья, кот да петух? (Зимовье)

-Кого выгнали бременские музыканты из домика? (Разбойников).
Воспитатель: Молодцы дети, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Напомните, пожалуйста, при помощи чего можно попасть в сказку?(волшебная палочка, волшебные слава, ковёр-самолёт).
Воспитатель: Хорошо, закрывайте глазки. Я взмахну волшебной палочкой. А теперь открывайте глаза. Посмотрите, мы с вами попали в страну сказок. Давайте присядем, отдохнём.

(Звучит музыка.На поляне стоит сундучок)
Воспитатель:А вот и ещё сюрприз. Дети, что это?(сундучок).

Воспитатель: Этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать,  волшебные слова. Послушайте, какие:

Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок!»

Давайте вместе с вами скажем эти слова.( Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук)

Воспитатель: Вот так чудо! Да здесь что-то лежит. Посмотрим (воспитатель заглядывает в сундучок). Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка).
Воспитатель: Это кто? (Колобок) 
- А Колобок какой? (ответы детей).
- А что еще бывает круглое? (ответы детей) 
- Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок).

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушаем отрывок из сказки.(Дети слушают в аудиозаписи отрывок из сказки «Заяц и ёж»). Догадались, как называется эта сказка?(заяц и ёж).

Воспитатель: Вот и в сундучке есть игрушечные зайчик и ёжик. Достаёт) Какой в этой сказке был заяц по характеру?(ответы детей).

А ёж?(ответы).

Воспитатель: Кто быстрее бегает на самом деле-заяц или ёж?(заяц) Почему в сказке ёж оказался первым?(ответы детей).

Воспитатель: Как перехитрил ёж зайца?(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы. Сейчас при помощи волшебной палочки я превращу вас в животных (машет волшебной палочкой).

Выходите на полянку на весёлую зарядку.

(Проводится физминутка под музыку «Весёлая зарядка»).
Воспитатель: Что-то ещё лежит в нашем сундучке (достает из сундучка шапочку красного цвета) 

Дети, что это? (Шапочка)
- А шапочка какая? (ответы детей).
- А из чего она сделана? (ответы)
- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей) .
- Для чего нужна шапочка (ответы детей).

Воспитатель: Хотите узнать, что ещё лежит в нашем сундучке? Тогда отгадайте загадку(ребёнок загадывает загадку про козлёнка, дети отгадывают и педагог достаёт из сундучка картинку козлёнка)

Воспитатель: В каких сказках есть такой же сказочный герой? (ответы)

Воспитатель: Правильно. Как называется сказка, в которой мальчик попил воды из козьего копытца и превратился в козлёнка (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо или плохо сделал Иванушка? (метод «Хорошо-плохо»).
Воспитатель: Представьте, что вы козлёнок из сказки. О чём он думает?(метод эмпатии)(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

Игра «Добавлялки»

Ок-ок - ок – стоит в поле  (теремок)

Са – са – са – зайчишку выгнала  (лиса)

Ок – ок – ок – подавился  (петушок)

Ост – ост – ост – отморозил волк свой  (хвост)

Ол – ол – ол – упал в колодец  (козёл) 
Ят-ят- ят- волк не съел трёх(поросят)

Ов–ов –ов – звери выгнали (разбойников)

Ил- ил- ил- зайца ёж (перехитрил)

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие подходит к концу. Давайте скажем спасибо книге и попрощаемся с ней. Ведь нам пора возвращаться. А волшебный сундучок мы прихватим с собой. Закрывайте глаза. Я взмахну волшебной палочкой и перемещу вас в детский сад. Открывайте глаза. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: А мне с вами было весело и интересно, потому что вы старались, были умными и активными. Сундучок тоже так считает. Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(воспитатель достаёт из сундучка угощения и раздаёт детям)