Программное содержание: систематизировать представления детей о свойствах объектов; развивать умение переносить свойства с одного объекта на другой; продолжать учить детей целенаправленному восприятию знакомых объектов, анализу их признаков, назначения; упражнять в разрешении проблемных ситуаций; развивать диалектическое мышление; формировать навыки прогнозирования и фантазирования, развивать внимание; активизировать мышление детей; воспитывать у детей желание следить за своими зубами, чистить их, своевременно обращаться к врачу. Предварительная работа с детьми: 1. Беседа: «Если хочешь быть здоров», «Как уберечь зубы от кариеса» (А.А.Вахрушев. Здравствуй, мир! Окружающий мир дошкольника. Занятие №3, №4). 2. Беседа: «Подружись с зубной щеткой». 3. Экскурсия в стоматологический кабинет. Беседа с врачом-стоматологом на темы: «Как правильно чистить зубы», «Для чего человеку нужны здоровые зубы». 4. Профосмотр детей в кабинете стоматолога. 5. Беседа с детьми о необходимости чистить зубы. 6. Беседа по теме занятия с использованием «Детской энциклопедии» и другой методической литературы. 7. Беседа с детьми о полезных и вредных продуктах для сохранения зубов; о рациональном питании, здоровом образе жизни. 8. Беседа на тему: «Как правильно выбрать зубную пасту и щетку». Ход занятия На столе в произвольном порядке разложены различные виды щеток: зубная, для одежды, для обуви, массажная, для ухода за комнатными растениями, для мытья игрушек. Дети решают пространственный элемент ТРИЗ-технологии «Да-нетку». Воспитатель (В.). Загаданный объект — зубная щетка. Дети, у меня на столе разложены различные виды щеток. Рассмотрите внимательно, какие они, как устроены. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нетка». Загаданный объект — одна из щеток. А вам нужно разобраться и ответить мне, какие щетки для чего предназначены. Дети отвечают, и останавливают внимание на зубной щетке. В. А сейчас наша зубная щетка «отправится» на «Волшебный экран». 1-й экран. В. Почему эта щетка так называется? Дети. — Потому что ею чистят зубы. — Потому что с помощью зубной щетки ухаживают за зубами. — Потому что без нее нельзя хорошо почистить зубы. В. Какова ее главная задача? Для чего человеку нужно чистить зубы? Дети. — Для того, чтобы они были здоровыми, белыми, красивыми. — Чтобы не было кариеса. — Чтобы было чем пережевывать пищу. — Чтобы приятно было общаться, улыбаться, разговаривать. В. А еще, когда у человека здоровые зубы, то и сам он здоровый. Вот почему нам надо каждый день не забывать чистить зубки. 1-й ребенок. Как поел, почисти зубки! Делай так два раза в сутки. 2-й ребенок. Предпочти конфетам фрукты — Очень важные продукты. 3-й ребенок. Чтобы зуб не беспокоил, Помни правило такое: Дети (все вместе). К стоматологу идем В год два раза на прием, И тогда улыбки свет Сохранишь на много лет. Физкультминутка «Улыбка». 2-й экран. В. Посмотрите на щетку, из каких частей она состоит? Дети. Она состоит из ручки, ворсинок, щетины. В. Для чего нужны ворсинки? Дети. — Чтобы хорошо все вычистить между зубов. — Вымести все микробы. В. Дети, а какие ворсинки могут быть на ощупь? Дети. — Жесткие. — Не сильно жесткие. — Мягкие, мокрые. — Нежные, холодные. — Колючие, теплые. — Приятные и т.д. В. Правильно, ворсинки у щеток разные. Вот почему взрослые советуются с врачом-стоматологом, какую правильно выбрать зубную щетку. Поэтому как для взрослых, так и для детей выпускаются разные зубные щетки: жесткие, мягкие, цветные. А какие вы знаете пословицы и поговорки про зубы? Дети. — Один плохой зуб поражает всю челюсть. — Зубную боль не терпит и медведь. — За чужой щекой рот не болит. — Рот — причина наших болезней. В. Дети, а для чего у щетки ручка? Дети. Для того, чтобы держать щетку и т.д. В. Представьте себе, если бы у зубных щеток не было ручек, какие неудобства были бы при чистке зубов? Дети. Можно поранить десна, ворсинки могут застрять между зубами. В. Дети, не случайно наша зубная щетка лежала в этом множестве вещей. Какие еще бывают щетки? Для чего они предназначены? Дети. — Есть щетки хозяйственные: ими можно чистить посуду. — Есть щетки для удаления пыли. — Еще есть щетки для машины; есть и такие, которые чистят, подметают улицы. — Есть щетки для пола, щеточки для ресниц и т.д. В. Зачем человек придумал так много щеток? Почему нельзя одной и той же щеткой чистить обувь и одежду? Дети отвечают. Воспитатель анализирует их ответы. Физкультминутка. 4-й экран. В. Как вы думаете, чем человек в давние времена чистил зубы? Ведь тогда еще не придумали такой удобной зубной щетки. Дети. Палочками, травой, жевали цветы, кору деревьев... 5-й экран. В. Как выглядели эти приспособления, из каких частей состояли? Дети. Они не были похожи на зубную щетку, ими было неудобно чистить зубы. В. А теперь послушайте рассказ о зубной щетке. Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами — вот и все было «изобретение». Но в наше время в Индии на базарах продают также «зубные щетки» из веточек определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размоченные волокна с успехом очистят зубы, а выделяющийся сок (весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и десны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пользовались так называемой зубной метлой или веточкой-палочкой с пучком щетины на конце. Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями. Но — это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Усовершенствуются и виды зубных щеток. Есть простые, механические, а есть и электрические. 6-й экран. В. Вот почему человек стал придумывать новую зубную щетку. А теперь мы с вами поиграем в игру «Цепочка». Игра «Цепочка». Первый ребенок называет объект и его свойство, передает мяч, второй ребенок — объект с названным свойством, третий — другое свойство нового объекта. Например: морковь сладкая — сладким бывает сахар, сахар белый — белым бывает снег, снег пушистый — пушистым бывает зайчик и т.д. 7-й экран. В. Дети, а теперь давайте подумаем, что в нашей зубной щетке хорошо, а что плохо? 8-й экран. Игра «Хорошо — плохо». 9-й экран. В. А как эти недостатки можно устранить? Давайте изобретем прямо сейчас свою зубную щетку, которой еще никто никогда не видел, это щетка будущего. Закройте глаза и представьте каждый свою новую щетку. (Рассказы детей.) Практическая часть. Элементы изобразительной деятельности. Дети рисуют изобретенную ими зубную щетку и комментируют свой рисунок. (Рассказы детей.) — У меня будет щетка с ворсинками с двух сторон. Ворсинка будут держаться на валике, который будет вращаться, а ворсинки будут сами чистить зубы. На ручке будет выключатель. — А у моей щетки ручка волшебная. Как только я дотронусь до ручки, оттуда покажется волшебный экранчик. Я его подношу ко рту, а там загорается лампочка. И зубы чистятся сами. Моя щетка называется электронной. — А у меня зубная щетка — невидимка. Как только я подумаю, что нужно чистить зубы, щетка прилетает ко мне сама. Залетает в рот и чистит зубы. Она круглая и очень маленькая. У нее нет ручки, но зубы она чистит хорошо. Почистит зубы и станет снова невидимкой. Вот такая у меня щетка. |