Конспект занятия с заикающимися дошкольниками 3-4 лет
по теме «Игрушки».
Релаксационные упражнения.
1. Упражнение «Полежим на игрушки поглядим».
Цели: Обучение расслаблению по контрасту с напряжением(ходьба, бег, приседания)Развитие оптико-пространственной функции: воспитание навыка фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Обучение умению соотносить предметы с их словесным обозначением (в пассиве или активе, в зависимости от возможностей каждого ребенка). Обучение пониманию вопроса где?
Оборудование. Игрушки: кукла, поезд, мишка, лошадка.
Описание. Логопед предлагает детям взять по игрушке и сесть на ковер. Когда дети рассядутся, логопед по очереди показывает и четко называет игрушки в руках детей: «Кукла, поезд, мишка, конь». После этого логопед ставит игрушки в ряд и предлагает детям задания: «Где мишка? Покажи. Где кукла? Покажи».
Если позволяют речевые возможности, дети не только показывают, но и называют игрушки.
Коррекция просодического комплекса речи.
1.Упражнение «Что как звучит?»
Цели: Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции гласных звуков [а], [у], [о], [и]. Преодоление твердой атаки голоса. Развитие модуляции голоса.
Оборудование. Игрушки: кукла, поезд, мишка, конь.
Описание. Дети стоят перед столиком, на котором разложены уже знакомые им игрушки. Логопед еще раз просит детей показать, где кукла, а потом объясняет, что кукла плачет: «А-а-а!». Затем предлагает детям всем вместе показать, как плачет кукла. Потом дети делают это по одному.
Далее дети показывают, где мишка. Логопед предлагает послушать, как рычит мишка: «О-о-о!» (низким голосом). Дети повторяют хором, а потом — по одному.
Затем дети показывают, где поезд. Логопед предлагает послушать, как гудит поезд: «У-у-у!». Дети повторяют сначала хором, потом — по одному.
В заключение дети показывают, где конь. Логопед предлагает послушать, как ржет конь: «И-и-и!» (высоким голосом). Дети повторяют хором, потом — по одному.
2. Упражнение «Илюшины игрушки».
Цели: Выработка правильного речевого диафрагмального дыхания. Уточнение артикуляции звуков [у], [о], [и], [п'], [б'], [д], [б]. Обучение соотнесению предметов и их изображений со словесным обозначением. Обучение пониманию вопроса где? Развитие слуховой памяти.
Оборудование. Игрушки: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой барабан.
Описание. Логопед просит детей показать и назвать (по возможности) игрушки из сказки, а потом вспомнить и изобразить, какие звуки издают эти игрушки.
3.Упражнение «Где звучит?»
Цели. Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Игрушка-пищалка.
Описание. Логопед демонстрирует детям резиновую игрушку — птичку или мышку. Предлагает каждому ребенку поиграть с нею, потом ходит по кабинету и «пищит» игрушкой. Дети отворачиваются, слушают и показывают, откуда раздается звук.
Физминутка.
1.Подвижная игра «Гном».
Цели: Развитие общей моторики, координации движений. Воспитание подражательности.
Оборудование. Игрушка гном.
Описание. Логопед демонстрирует детям игрушку и предлагает подержать ее в руках, рассмотреть, попробовать назвать. Затем произносит текст и выполняет движения, дети подражают ему.
Дождик, дождик за окном.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе.
Под дождем остался гном.
Приседают.
Поскорей кончайся, дождик,
Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки.
Мы гулять идти не можем.
Идут по кругу, взявшись за руки.
2.Подвижная игра «Поезд».
Цели: Обучение ходьбе и бегу в колонне.
Оборудование. Игрушечный поезд.
Описание. Логопед предлагает детям встать с ковра, построиться друг за другом, как вагончики Илюшиного поезда. Логопед изображает паровоз, дети - вагончики. Сначала осуществляется движение в медленном темпе, потом - в более быстром.
3. Подвижная игра «Мяч».
Цели. Развитие координации движений, ловкости, общей моторики. Формирование умения договаривать за логопедом слова, словосочетания.
Описание. Логопед произносит текст и выполняет движения, дети копируют его движения и по возможности договаривают слова.
Это мяч, круглый мяч,
«Рисуют» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч.
Два раза «рисуют» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь.
Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на поясе
Вот так мяч, круглый мяч.
«Рисуют» руками большой круг
Пальчиковая разминка.
Работа в тетради (альбоме).
Цели: Обучение детей ритмичному нанесению точек по всей странице.
Оборудование. Тетради (альбомы) и кисти, баночки с синей гуашью, баночки с водой, тряпочки для вытирания кистей по числу детей.
Описание. Наклеить яркие крупные изображения гнома детям в альбомы. На занятии логопед предлагает детям посмотреть, какой красивый гном у них в тетради, альбоме), а потом нанести на страничку (вокруг гномика) синие точки — «дождик». Обязательно нужно показать каждому ребенку, как это делается.
2.Игра с разрезными картинками.
Цели. Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой моторики.
Оборудование. Четыре целые и четыре разрезанные на части картинки (по числу детей) с цветным изображением мячей (большого и маленького).
Описание. Логопед раздает детям по картинке и предлагает задания: «Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий. После этого объясняет, что эти картинки целые, а другие картинки (раздает их детям) разрезаны, и надо их собрать, чтобы они тоже стали целыми.
Речевые игры.
1.Чтение логопедом «Сказка про игрушки».
Цели: Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Обучение соотнесению предметов и изображений предметов с их словесным обозначением.
Оборудование. Сюжетная картинка «Илюшины игрушки»", игрушки: желтый паровоз, мохнатый мишка, белая лошадка, пушистый цыпленок, пожарная машина, блестящая дудочка, большой барабан; «Сказка про игрушки».
Описание. Дети на ковре лежат на животиках или сидят на коленях, спокойно опустив руки. На наборное полотно ставится картинка. Логопед рассказывает сказку, демонстрируя по ее ходу участвующие в сказке игрушки.
2.Упражнение «Будь внимательным».
Цели. Развитие зрительно-пространственной функции. Закрепление знания основных цветов. Обучение детей умению группировать предметы по цвету.
Оборудование. Четыре комплекта предметных картинок (мяч, машина, ведро) красного, желтого, зеленого и синего цветов (рис. 4).
Описание. Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями уже знакомых детям игрушек: мяча, ведерка и машинки красного, желтого, зеленого и синего цветов. Предлагает детям выполнить задание: «Где зеленая машина? Покажи. Где красный мяч? Покажи. Где желтое ведро? Покажи. Покажи красные игрушки. Покажи желтые игрушки. Покажи зеленые игрушки».
Затем предлагаются более сложные задания: «Вова, возьми красные игрушки. Аня, возьми желтые игрушки» и т. п.
3.Упражнение «Повтори».
Цели. Развитие слухового и зрительного внимания. Обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением. Формирование глагольного словаря: буду бросать.
Оборудование. Большой красный мяч, маленький синий мяч.
Описание. Логопед держит в руках два мяча и привлекает внимание детей то к одному, то к другому: «Это мяч. Большой мяч. Маленький мяч. Красный мяч. Синий мяч».
Затем логопед предлагает детям: «Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий мяч». Потом говорит: «Буду бросать мяч» — и подбрасывает его. Далее дает мяч каждому ребенку и спрашивает: «Что будешь делать?» Дети показывают, а если могут, отвечают.
4.Упражнение «Покажи».
Цели. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей. Развитие зрительного восприятия.
Оборудование. Сюжетная картинка «Дети играют в игрушки».
Описание. Логопед помещает на наборное полотно картинку, показывает и называет нарисованных детей: «Аня, Витя, Оля, Дима». Предлагает детям сделать то же самое: «Где Аня? Покажи» и т. п. По возможности дети не только показывают, но и называют изображенных на картинке. Логопед привлекает внимание детей к игрушкам: «У Ани мяч. У Оли кукла. У Вити машина. У Димы мишка».
Затем логопед задает вопросы: «У кого мяч? Покажи. Кто катает машину? Покажи. Кто качает куклу? Покажи. У кого мишка? Покажи».
5.Упражнение «Один, одна, одно».
Цели. Формирование грамматического строя речи. Обучение согласованию числительного один с существительными в роде и числе.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями мяча, машины, ведра.
Описание. Логопед демонстрирует и называет картинки: «Мяч, машина, ведро». Предлагает детям задание: «Где мяч? Покажи. Покажи, где машина?» И т. п. Еще раз показывает картинки и говорит: «Один мяч, одна машина, одно ведро». Проговаривает эти словосочетания с детьми, а потом предлагает малышам повторить их.
6.Упражнение «поручение».
Цели. Обучение пониманию предложений, содержащих глаголы повелительного наклонения. Выполнение двухступенчатых инструкций.
Оборудование. Несколько знакомых детям игрушек.
Описание. Дети сидят на стульчиках в одном конце кабинета. В другом конце кабинета логопед расставляет на столике знакомые ребятам игрушки и привлекает к ним внимание детей. Предлагает детям подойти и показать игрушки: «Где машина? Покажи мишку» и т. п.
После этого дает поручения каждому ребенку: «Возьми мишку и посади на стул. Возьми машину и поставь на пол. Возьми мяч и положи в машину» и т. п.