МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. А. МАТРОСОВА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Сборка базовой модели VEX IQ»
Автор-составитель: Новикова Виктория Александровна
учитель физики
Возраст детей: 8-16 лет
2023 г.
Цель: Формирование у детей интереса и желание заниматься конструированием роботов. Собрать робота посредством конструктора
Задачи:
- научиться пользоваться пошаговой инструкцией по сборке робота.
- учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.
- воспитать аккуратность, терпение при работе с конструкторами;
- воспитать культуру общения.
- развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;
- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы;
- развивать конструкторско-технологические способности, пространственные представления.
- соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация
Материалы: схема сборки базовой мобильной конструкции, детали базовой мобильной конструкции
Инструменты: карандаш, линейка.
Основные понятия, используемые на занятии: роботы, конструирование, программирование.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.
Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.
Воспитывать чувства справедливости, ответственности.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в понятиях «роботы», «конструирование», «программирование».
Выделять детали заданной формы на готовом роботе.
Анализировать расположение деталей в роботе.
Составлять робота из частей.
Определять место заданной детали в конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать робота из деталей.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать готового робота с образцом.
Знать основные правила работы с конструктором.
Создавать стандартные модели роботов из деталей.
Коммуникативные УУД:
Формировать умения работать индивидуально и в группах.
Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,
дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.
Уметь задавать вопросы.
Регулятивные УУД:
Формировать умение определять цель деятельности на занятии.
Принимать и сохранять учебную задачу.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Адекватно воспринимать оценку педагога.
Формировать умение осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированная;
групповая технология;
технология коллективной творческой деятельности;здоровьесберегающая;
Временной диапазон: 45 минут
Рекомендуемое количество обучающихся: 7-13 человек
План занятия:
Учебный эпизод | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организованное начало урока. Создание эмоционального настроя на работу (2 минуты) | Приветствие. Мотивация к деятельности. | Настрой на познавательную деятельность |
Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательной активности. (5 минут) | Прочтение стихотворения, подводящего к самостоятельному формулированию задач урока, ожидаемому результату урока. Диалог с учащимися, в ходе которого определяется «поле» проблем, в том числе, обозначаются элементы практической работы по сборке базовой мобильной конструкции. Составление плана занятия совместно с учащимися | Обсуждают стихотворения. Выделяют определенные алгоритмы работы. Выделяют исполнителя данного алгоритма. Планируют «шаги» по преодолению проблем. Совместно намечают план занятия. Выявляют проблему: необходимо правильно выстроить алгоритм действий |
Актуализация знаний учащихся. Первичное усвоение новых способов действий. (10 минут) | Демонстрация видеофрагмента, где рассматриваются основные принципы сборки робота. Знакомство с пошаговой инструкцией сборки. Выбор учащимися варианта сборки (пошаговый по инструкции либо индивидуальный). Акцент на обязательных деталях в схеме сборки. | Планомерно выстраивают схему работы по сборке модели. Отмечают возможные проблемы при сборке. Делают вывод: что нужно учесть, чтобы собрать работающую модель робота. |
Выстраивание алгоритма рассуждения. (3 минуты) | Формулирование вопросов к учащимся. Обсуждение алгоритма деятельности | Выстраивание и обсуждение деятельности по алгоритму. Планирование командной работы. |
Первичное закрепление способов деятельности (20 минут) | Контроль за выполнением работы. Демонстрация эталона построения алгоритма деятельности. | Распределение ролей и зон ответственности. Самоконтроль знаний и способов действий. Сборка базовой мобильной конструкции |
Применение новых знаний и способов деятельности в нестандартной ситуации. (3 минуты) | Обсуждение назначения датчиков. Обобщение ответов учащихся. | Тестирование базовой мобильной конструкции |
Коррекция способов действий. Рефлексия. (2 минуты) | Знакомство с перспективой: использование других датчиков, участие в конкурсах по робототехнике. | Оценка своей деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата. |
Ход занятия.
1.Организационная часть урока. Подготовка рабочих мест, рассадка учащихся
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач занятия.
Ученик 1: Ребята, послушайте стихотворение и предположите какова тема занятия
Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.
Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»
Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.
Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»
На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»
Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»
Какова цель урока? (слушаем ответы учащихся)
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники и попробуем сами собрать нашего первого робота!
3.Актуализация знаний учащихся. Первичное усвоение новых способов действий. Сообщение нового материал.
https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20о%20роботах%20и%20робототехнике&path=yandex_search&parent-reqid=1650614236392496-14430059414670719351-sas2-0481-644-sas-l7-balancer-8080-BAL-4843&from_type=vast&filmId=5225845647193712943
(Просмотр видеоматериала и обсуждение)
Ученик 2: Ребята, а знаете ли вы что такое робот? (слушаем ответы учащихся)
Слово «робот», придумал в 1920 г. чешский писатель Карел Чапек в своей научно-фантастической пьесе. В ней созданные роботы, работают без отдыха, потом восстают и губят создателей
Робот — автоматическое устройство. Действуя по заранее заложенной программе и получая информацию о внешнем мире от датчиков, робот самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком.
Робототехника – одно из самых успешно развивающихся направлений.
Уже сейчас существуют фабрики, на которых 30 роботов собирают автомобили.
Роботы выполняют различные функции, вот некоторые виды роботов которых используют в современной жизни:
Аптечный робот
Андроид (человекообразный робот)
Биоробот - человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор), всё остальное тело - органическое.
Промышленный робот
Транспортный робот
Подводный робот
Бытовой робот
Боевой робот
Зооробот
Медицинский робот
Персональный робот
Робот-игрушка
Робот-официант
Робот-хирург
Ученик 1: А знаете ли вы, где применялись первые человекоподобные роботы?
Сведения о первом практическом применении прообразов современных роботов — механических людей с автоматическим управлением — относятся кэллинистической эпохе. Тогда на маяке, сооружённом на острове Фарос, установили четыре позолоченные женские фигуры. Днём они горели в лучах солнца, а ночью ярко освещались, так что всегда были хорошо видны издалека. Эти статуи через определённые промежутки времени, поворачиваясь, отбивали склянки; в ночное же время они издавали трубные звуки, предупреждая мореплавателей о близости берега
Ученик 2: Теперь давайте немного поиграем.
**************************
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ»
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
***************************
Хоть с виду он и угловат,
Но очень строен, как солдат.
Вынослив, грамотен, умен -
Задачи все решает он.
И, если нужно, он готов
Осилить сотню языков.
К тому ж ему совсем не спится.
Он день и ночь готов трудиться.
Он по хозяйству помогает
И даже в шахматы играет.
Не обыграть его вовек!
А ведь совсем не человек.
( Робот)
***************************
В доме есть слуга у нас,
Знает он, который час.
По утрам, когда ты сонный,
Он звонит, как заведённый.
(Будильник)
4. Выстраивание алгоритма рассуждений. Планирование деятельности.
Ученик 3: Вы узнали о роботах и робототехнике, а сейчас я предлагаю вам поработать с собственным роботом! В этом я вам помогу!
(рассказывает о конструкторе, показывает составляющие базовой модели VEX IQ)
5. Практическая работа.
Учащиеся работают под руководством Ученика 3 над созданием базовой модели VEX IQ, используя пошаговую инструкцию.
(Презентация 1 + распечатки на столе)
(После того, как учащиеся соберут базовую модель, дать возможность каждому ребёнку опробовать работу)
6. Подведение итогов работы.
Выставка работы. Рефлексия.
Ученик 1:
сегодня я узнал…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
я смог…
7. урок дал мне для жизни…