СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Сборка базовой модели VEX IQ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей интереса и желание заниматься конструированием роботов. Собрать робота посредством конструктора

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Сборка базовой модели VEX IQ»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТАТАРСКАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В. А. МАТРОСОВА











КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Сборка базовой модели VEX IQ»





Автор-составитель: Новикова Виктория Александровна

учитель физики






Возраст детей: 8-16 лет



















2023 г.

Цель: Формирование у детей интереса и желание заниматься конструированием роботов. Собрать робота посредством конструктора


Задачи:

  • образовательные:

- научиться пользоваться пошаговой инструкцией по сборке робота.

- учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.

  • воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение при работе с конструкторами;

- воспитать культуру общения.

  • развивающие:

- развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;

- развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы;

- развивать конструкторско-технологические способности, пространственные представления.

  • здоровьесберегающая:

- соблюдение правил техники безопасности.


Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация

Материалы: схема сборки базовой мобильной конструкции, детали базовой мобильной конструкции

Инструменты: карандаш, линейка.

Основные понятия, используемые на занятии: роботы, конструирование, программирование.


Формирование УУД:

Личностные УУД:

  1. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.

  2. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.

  3. Воспитывать чувства справедливости, ответственности.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в понятиях «роботы», «конструирование», «программирование».

  2. Выделять детали заданной формы на готовом роботе.

  3. Анализировать расположение деталей в роботе.

  4. Составлять робота из частей.

  5. Определять место заданной детали в конструкции.

  6. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  7. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  8. Моделировать робота из деталей.

  9. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать готового робота с образцом.

  10. Знать основные правила работы с конструктором.

  11. Создавать стандартные модели роботов из деталей.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умения работать  индивидуально и в группах.

  2. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,

 дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

  1. Уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение определять цель деятельности на занятии.

  2. Принимать и сохранять учебную задачу.

  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  4. Адекватно воспринимать оценку педагога.

  5. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.


Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированная;

  • групповая технология;

  • технология коллективной творческой деятельности;здоровьесберегающая;

  • индивидуальное обучение.


Временной диапазон: 45 минут

Рекомендуемое количество обучающихся: 7-13 человек


План занятия:

Учебный эпизод

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организованное начало урока. Создание эмоционального настроя на работу

(2 минуты)

Приветствие. Мотивация к деятельности.

Настрой на познавательную деятельность

Мотивация учебной деятельности. Стимулирование познавательной активности.

(5 минут)

Прочтение стихотворения, подводящего к самостоятельному формулированию задач урока, ожидаемому результату урока. Диалог с учащимися, в ходе которого определяется «поле» проблем, в том числе, обозначаются элементы практической работы по сборке базовой мобильной конструкции. Составление плана занятия совместно с учащимися

Обсуждают стихотворения. Выделяют определенные алгоритмы работы. Выделяют исполнителя данного алгоритма. Планируют «шаги» по преодолению проблем.

Совместно намечают план занятия.

Выявляют проблему: необходимо правильно выстроить алгоритм действий


Актуализация знаний учащихся.

Первичное усвоение новых способов действий.

(10 минут)

Демонстрация видеофрагмента, где рассматриваются основные принципы сборки робота. Знакомство с пошаговой инструкцией сборки. Выбор учащимися варианта сборки (пошаговый по инструкции либо индивидуальный). Акцент на обязательных деталях в схеме сборки.

Планомерно выстраивают схему работы по сборке модели.

Отмечают возможные проблемы при сборке.

Делают вывод: что нужно учесть, чтобы собрать работающую модель робота.

Выстраивание алгоритма рассуждения.

(3 минуты)


Формулирование вопросов к учащимся. Обсуждение алгоритма деятельности


Выстраивание и обсуждение деятельности по алгоритму. Планирование командной работы.


Первичное закрепление способов деятельности

(20 минут)


Контроль за выполнением работы. Демонстрация эталона построения алгоритма деятельности.

Распределение ролей и зон ответственности. Самоконтроль знаний и способов действий.

Сборка базовой мобильной конструкции


Применение новых знаний и способов деятельности в нестандартной ситуации.

(3 минуты)

Обсуждение назначения датчиков. Обобщение ответов учащихся.

Тестирование базовой мобильной конструкции

Коррекция способов действий.

Рефлексия.

(2 минуты)

Знакомство с перспективой: использование других датчиков, участие в конкурсах по робототехнике.


Оценка своей деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и результата.




Ход занятия.

1.Организационная часть урока. Подготовка рабочих мест, рассадка учащихся

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач занятия.

Ученик 1: Ребята, послушайте стихотворение и предположите какова тема занятия

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.

Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»

Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»

На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»


  • Какова цель урока? (слушаем ответы учащихся)

  • Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники и попробуем сами собрать нашего первого робота!





3.Актуализация знаний учащихся. Первичное усвоение новых способов действий. Сообщение нового материал.

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%20о%20роботах%20и%20робототехнике&path=yandex_search&parent-reqid=1650614236392496-14430059414670719351-sas2-0481-644-sas-l7-balancer-8080-BAL-4843&from_type=vast&filmId=5225845647193712943

(Просмотр видеоматериала и обсуждение)

Ученик 2: Ребята, а знаете ли вы что такое робот? (слушаем ответы учащихся)

Слово «робот», придумал в 1920 г. чешский писатель Карел Чапек в своей научно-фантастической пьесе. В ней созданные роботы, работают без отдыха, потом восстают и губят создателей


Робот  автоматическое устройство. Действуя по заранее заложенной программе и получая информацию о внешнем мире от датчиков, робот самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком.

Робототехника – одно из самых успешно развивающихся направлений.

Уже сейчас существуют фабрики, на которых 30 роботов собирают автомобили.


Роботы выполняют различные функции, вот некоторые виды роботов которых используют в современной жизни:

  • Аптечный робот

  • Андроид (человекообразный робот)

  • Биоробот - человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор), всё остальное тело - органическое.

  • Промышленный робот

  • Транспортный робот

  • Подводный робот

  • Бытовой робот

  • Боевой робот

  • Зооробот

  • Медицинский робот

  • Персональный робот

  • Робот-игрушка

  • Робот-официант

  • Робот-хирург


 

Ученик 1: А знаете ли вы, где применялись первые человекоподобные роботы?

Сведения о первом практическом применении прообразов современных роботов — механических людей с автоматическим управлением — относятся кэллинистической эпохе. Тогда на маяке, сооружённом на острове Фарос, установили четыре позолоченные женские фигуры. Днём они горели в лучах солнца, а ночью ярко освещались, так что всегда были хорошо видны издалека. Эти статуи через определённые промежутки времени, поворачиваясь, отбивали склянки; в ночное же время они издавали трубные звуки, предупреждая мореплавателей о близости берега

Ученик 2: Теперь давайте немного поиграем.

**************************

Есть у меня в квартире робот.
 У него огромный хобот.
 Любит робот чистоту
 И гудит, как лайнер «ТУ»
 Он охотно пыль глотает,
 Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

***************************

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умен -

Задачи все решает он.

И, если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится.

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

А ведь совсем не человек.

Робот)

***************************

В доме есть слуга у нас,

Знает он, который час.

По утрам, когда ты сонный,

Он звонит, как заведённый.

(Будильник)

4. Выстраивание алгоритма рассуждений. Планирование деятельности.

Ученик 3: Вы узнали о роботах и робототехнике, а сейчас я предлагаю вам поработать с собственным роботом! В этом я вам помогу!

(рассказывает о конструкторе, показывает составляющие базовой модели VEX IQ)



5. Практическая работа.

Учащиеся работают под руководством Ученика 3 над созданием базовой модели VEX IQ, используя пошаговую инструкцию.

(Презентация 1 + распечатки на столе)

(После того, как учащиеся соберут базовую модель, дать возможность каждому ребёнку опробовать работу)




6. Подведение итогов работы.

Выставка работы. Рефлексия.

Ученик 1:

  1. сегодня я узнал…

  2. было трудно…

  3. я понял, что…

  4. теперь я могу…

  5. я научился…

  6. я смог…

7. урок дал мне для жизни…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!