Конспект занятия «Секреты бумажного листа»
для детей средней группы
(экспериментальная деятельность)
Цель. Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
познакомить детей с понятием «опыт»;
помочь определить особенности бумаги (впитывает воду, достаточно прочная, на ней можно рисовать красками и карандашами, писать ручкой, склеивать);
совершенствовать речь детей, расширять кругозор;
воспитывать умение детей использовать бумагу экономно.
Ход занятия.
У воспитателя в руке игрушка - самоделка - « Кошка».
- Здравствуйте ребята! Я необычная Кошка, я сделана из бумаги. Значит, я, Кошка, какая?
– Бумажная.
Ребята, наша гостья не знает, кто у неё враги, а кто друзья. Я думаю, нам нужно об этом ей рассказать.
Чтобы проверить все наши предположения, предлагаю пройти в лабораторию.
- Мы с вами будем не просто детьми, а учеными-исследователями. Нам предстоит провести несколько опытов.
Дети проходят за столы.
- Помогать в проведении опыта нам будут знаки-подсказки. (Открываю первый знак, нарисована капля воды).
- Мы узнаем, что вода – это враг или друг. Давайте проверим.
Опыт 1.
Опустить клочок бумаги в стакан водой (плавает, постараться хорошо смочить его водой (утонул).
Вывод: Бумага хорошо впитывает воду, становится тяжелой и тонет.
Разместить на доске знак «Вода» под красным кругом, обозначающим – «Враги».
Открываем следующий знак – «Огонь».
Дети сами рассказывают об этом опыте. Бумага горит поэтому, огонь – враг.
Помещаем знак «Огонь» к «Врагам».
Опыт 2.
Открывается знак – «Ножницы». Приведите примеры - ножницы – друг (при изготовлении бумажной игрушки, аппликации). Приведите примеры – ножницы – враг. Ножницами легко можно испортить бумажный предмет, если его надрезать. Предложить ребятам сделать надрезы ножницами на предмете из бумаги.
- Нужно ли нашей гостье опасаться ножниц? Как вы думаете?
Вывод: Ножницы могут быть врагами, но могут быть и друзьями.
Опыт 3.
Проверим прочность бумаги.
Положите перед собой три полоски бумаги: красную, зеленую и белую.
Красную смочите водой по середине, зеленая, надрезана ножницами по середине, белую полоску оставьте без изменений. А теперь разорвите их поочередно, растягивая в разные стороны. Какую из полосок труднее всего было разорвать, а какую легче всего?
Мы убедились, что бумага достаточно прочная, но теряет прочность, если ее смочить водой или надрезать.
Опыт 4
Открывается следующий знак – «Клей».
Дети самостоятельно рассказывают об этом предмете, опираясь на собственный опыт.
Вывод: Бумагу легко склеить. Клей – это «Друг».
Разместим знак «Клей» под изображением «Друзья».
Опыт 5
Открывается новый знак – «Краски и карандаши».
Дети рассказывают об этом предмете, опираясь на собственный опыт. Предложить раскрасить солнце.
Вывод: Бумагу можно раскрасить красками и карандашами, тогда она станет красивой.
Разместить знак «Краски» к «Друзьям».
Открывается новый знак «Ручка».
Предложить детям на листочке написать букву «А».
Ручкой можно писать в тетради это помогает учиться в школе.
Разместить знак «Ручка» к «Друзьям».
- Наша гостья Кошка принесла квадрат из черной бумаги и предлагает вам послушать сказку про гномов /складывание квадрата - оригами «Пианино»/.
Вывод: бумага легко складывается.
Воспитатель берет игрушку Кошку - бумажную в руки и от ее имени говорит слова:
- Жизнь современного человека без бумаги была бы неполноценной. Мир книг, писем, открыток, бумажных салфеток столь не обычен, что отказаться от него невозможно. На память о нашей встрече я дарю вам бумажную кошку.