СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Семья"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект  логопедического занятия с   детьми с ОВЗ (нарушения интеллекта и речевое недоразвитие)

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Семья"»

Конспект логопедического занятия

в 1-4 классах для детей с ОВЗ

(интеллектуальные нарушения, речевое недоразвитие)

Обучение связному высказыванию.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Цели:

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- практическое использование суффиксов «-ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк».


Задачи:

коррекционно-образовательные:

- активизация словаря;

- формирование и закрепление знаний обучающихся о родственных связях в семье, о составе семьи;

- упражнение детей в словообразовании;

- формирование умения правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

коррекционно-развивающие:

- развитие связной речи, развитие общей моторики;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать бережное и уважительное отношение к семье, к каждому ее члену.


Оборудование: картинка «Семья», предметные картинки с изображением членов семьи.


Ход занятия:

1. Организационный момент

Приветствие.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,( Пальцы правой (затем левой) руки сжаты в кулак. )

Этот пальчик - бабушка, (Поочередное разгибание пальцев сначала правой, )

Этот пальчик - папа, (затем левой руки, начиная с большого пальца. )

Этот пальчик - мама.

А вот этот пальчик я.

Вот и вся моя …семья. (Сжимание-разжимание пальцев.)


2. Объявление темы занятия

Вероятно, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья).

Сегодня мы с вами поговорим о самом главном - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья.


3. Основная часть

Семья –– это родные люди, живущие рядом с вами. Семью – это ребенок, его родители – мама и папа, братья и сестра, бабушка и дедушка. Семья для меня – это счастье и надежная опора, а для вас семья – что?

- Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок и большой - папа, мама, сын, дочь. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Подумайте и расскажите о своей семье. Дайте полный ответ.


Практическое усвоение притяжательных местоимений «мой», «моя» в

дидактической игре «Моя семья»:

Меня зовут ….. Я живу с мамой и папой. . Мою маму зовут…. Она работает …. Моего папу зовут… Он работает …У меня есть (младшая сестра, старший брат… ) . Наша семья состоит из ….. человек.


Физминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре. (прыжки на месте)

Кто живёт у нас квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)

Всех могу пересчитать: (махи руками вверх-вниз)

Папа, мама, брат, сестра, (показываем руками.)

Пёс Дружок и два щенка, (наклоны вправо-влево.)

Мой щегол, котёнок, я – (повороты вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (выкидываем руки вверх)


Игра «Я моя семья» Ответьте на вопрос: «Кто я в семье?»

Кто я в семье? – ребенок, для мамы, папы – сын (дочь), для дедушки, бабушки – внук (внучка), для тети(дяди)- племянник и т.п.


Работа по сюжетным картинкам «Назови ласково»: упражнение детей в пересказе со зрительной опорой с использованием суффиксов «-к, -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк. Закрепление понятий «один» - «много». Обучение связному высказыванию (описательному рассказу о семье)

У нас большая/маленькая семья: мама, папа, бабушка(-и) и дедушка(-и) , ребёнок/дети, дядя(-и) и тетя(-и). Мы любим друг друга и называем себя только ласково. Дети – это детки – деточки, детеныши; мама- маменька …, папа – папочка, сын – сыночек, сынуля …, и т.д. по всем членам семьи.

Все мы – семья, семейка, семеечка…


Игра «Выдели и разложи»

- Найдите в нашем рассказе названия родственников и разделите их по группам (предложенные варианты: мальчики и девочки, мамины родственники и папины родственники т.п.)

Девочки: мама, бабушка, сестра, тетя и т.д. или

Мамины родственники: дедушка Митя, бабушка Лариса, тетя Валя, дядя Миша, двоюродный братик Коля…


Упражнение «Закончи предложение» на склонение существительных с использованием суффиксов способствует развитию фразовой речи, практическому усвоению предлогов.

У меня есть … (сестра, брат, и т.п.). Я очень люблю свою(-его) … (сестренку, братика). Мне очень скучно оставаться без своей(-его).. (сестрички, братика). На День рождения я дарю подарки своей(-ему) … (сестренке, братику). Я люблю играть со своей (-им)… (сестрёночкой, братиком). Я очень гожусь своей(-им) .. (сестрой, братом).


Игра «Какой? Какая?» на подбор определений (в том числе, синонимов и антонимов).

Мама – красивая, добрая, ласковая, молодая…..

Папа – сильный, смелый, храбрый…

Бабушка – умная, ласковая, добрая, старенькая и т.п.


Игра «Кто что делает» для практического усвоение согласования существительного женского рода с прилагательными и местоимением «моя». Практическое употребление глаголов совершенного вида. Образование существительных дательного и винительного падежей. Развитие фразовой речи (фразы типа «Мама варит суп»)

Моя мама …готовит мне (обед) , моет (посуду), шьет (халат), гладит, стирает, жарит, варит, чистит, печет…

Мой папа сделает ..построит..починит..


Физминутка «Маме дружно помогаем»

Маме дружно помогаем, (прыгают на месте)

Сами в тазике стираем (движения руками вверх-вниз)

И рубашки, и носочки (наклоны вперед-назад)

Для сыночка и для дочки. (повороты вправо-влево)

Через двор растянем ловко (движения руками в стороны)

Для одежды три веревки. (руки влево, прямо, вправо)

Светит солнышко – ромашка, (показывают руками вверх)

Скоро высохнут рубашки. (руки в стороны)


Дидактическая игра «Кто кем приходится?» Дети самостоятельно (или с помощью ) составляют и задают вопросы по семье:

Кто я для мамы и папы? (Для мамы и папы я –доченька/сыночек)

Кто я для бабушки и дедушки? (внучек или внученька)

Кто мой братик/сестренка для мамы и папы?

Кто он/она для бабушки и дедушки?...

Как вы думаете, кто самый старший /младший) в моей семье?


Составление родословного дерева «Моя семья». Развитие словесно-логического мышления. Активизация бытовой лексики. Логопед предлагает детям вспомнить, как зовут их родственников: родителей, братьев, сестер.

Дети вносят свои записи в приготовленную схему:


или более простой вариант (по возможностям детей)


PS: Можно подписать/дорисовать других родственников: брата/сестру или дядю/тетю, если это необходимо.


4. Итог занятия, оценка деятельности обучающихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!