Дата_______________ Класс___ Группа ____
№ ________
Тема. Согласные звуки
Цель. Научить учащихся слышать твердое и мягкое звучание согласных.
Планируемые результаты: личностные (учить практическому усвоению детьми слов, обозначающих действия; формировать умение у детей задавать вопрос к словам и отвечать на них; выполнять простые устные инструкции учителя; выбирать картинку, соответствующую слову и предложению с помощью учителя; отвечать на простые вопросы; применять элементарные правила речевого общения; уметь употреблять базовые формулы речевого общения с помощью учителя; использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях).
Предметные: Научить учащихся слышать твердое и мягкое звучание согласных. Развивать слуховое внимание и память; развивать зрительное и слуховое внимание и память; развивать мыслительную деятельность; развивать фонематический слух и восприятие; учить координировать речь и движения; развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику; учить детей диафрагмальному дыханию, изменению силы и высоты голоса; развивать фонематический слух и восприятие; формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль
О б о р у д о в а н и е: ноутбук, тетради, ручки, карандаши, карточки
X о д з а н я т и я.
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика
II. Твердые и мягкие согласные.
Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей.
Жили-были два медведя. Один .медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».
Вспомните, как пел большой медведь и как пел маленький.
Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.
Чем отличались эти песенки?
(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький — ласковым, мягким голоском.)
Логопед. В песенке большого медведя согласный т звучал твердо, а в песенке маленького медведя т звучал мягко.
III. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
(Мягкий согласный в конце слова.)
Задание 1. Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются
эти слова при написании?
угол — уголь ел — ель мел — мель
брат — брать топ — топь хор — хорь
Дыхательная гимнастика
Задание 2. Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию,
угол — уголь брат — брать хор — хорь
Логопед объясняет ученикам: согласный в конце слова звучит
мягко потому, что его смягчает мягкий знак, и затем спрашивает учеников:
Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?
Пальчиковая гимнастика
Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко. Объясните, почему этот согласный-звучит мягко.
сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь
Задание 4. Замените твердый согласный в конце слова на мягкий. Произнесите получившееся слово.
Образец: жар — жарь.
стал, брат, ел, лез, любит, хор, мел, угол, вес
Задание 5. Замените твердый согласный в середине слова на мягкий и наоборот. Произнесите получившееся слово.
банка, уголки полка, булка
III. Игра «Спрячем мягкий знак в середину».
Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь, и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
Образец: пень — пеньки.
IV. Итог занятия.
Логопед. Как могут звучать согласные? Что влияет на их смягчение?