СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Стоп-буллинг"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия-тренинга содержит раскрытие понятия "буллинг". В ходе занятия идет отработка чувств детей, испытывающих буллинг и поиск путей выхода из ситуации буллинга.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Стоп-буллинг"»

Занятие-тренинг ««Стоп-буллинг»

Составитель: Власова Марина Леонидовна, социальный педагог, руководитель ШСП «Подсолнух» МАОУ «СОШ № 127» г. Перми

Категория: учащиеся 5-7 классов

Цель: раскрыть понятие «буллинг» и найти пути решения школьных конфликтов.

Задачи:

- актуализировать знания подростков о буллинге;

-раскрыть понятие «школьный буллинг»

-выслушать личный опыт участия каждого в ситуациях буллинга;

-найти пути решения школьных конфликтов.

Оборудование: проектор, видеоролик ШСП или отрывок из фильма «Чучело», листы бумаги, цветные карандаши на 2-х общих столах.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

- Конфликты, ссоры, травля… Эта проблема существовала во все времена, во всех школах, среди любой молодежи. Почему же одни люди издеваются над другими? Многие задиры считают, что таким образом они показывают силу характера, самоутверждаются, поднимают свой авторитет среди сверстников и другое. Не секрет, что в школе многих травят, иногда даже учителей. Обидчикам кажется, что так они будут круче всех! На самом деле те, кто издевается, просто не в силах выделиться каким-то другим способом.

-Мы все стремимся найти что-то свое уникальное, «выделиться», стать кем-то выдающимся. У кого-то получается хорошо петь, у кого-то танцевать, кто-то хороший спортсмен, или легко учит языки, а у кого-то хорошо получается только самоутверждаться в своей силе на сверстниках. Часто они просто завидуют и поэтому так себя ведут. Такие люди были, есть и будут. Нужно уметь с ними находить общий язык или защищаться.

Такое явление мы называем «Школьный буллинг». Это травля, издевательства, оскорбления.

(показ ролика ШСП, или отрывка из к/ф «Чучело»)

2. Обсуждение ролика. (Что чувствовала главная героиня? Почему возник конфликт? Был и кто-то из одноклассников на стороне героини? Какую тактику героиня выбрала для решения конфликта? Помогла ли ей эта тактика? Как бы вы поступили на ее месте?)

3. Обсуждение понятия «Буллинг — ЭТО»... Чтобы создать целостный внутренний образ, детям предлагается составить и написать фразу: «Буллинг для меня — это...» Каждый выбирает для себя из таблицы определенную ассоциацию, мысль, чувство и выявленную тестом ведущую стратегию поведения. Фраза строится по алгоритму:

«Буллинг для меня — это... (ассоциация), когда я думаю... (мысль), когда я чувствую... (чувства) и действую как... (стратегия поведения)».

Дети зачитывают свои фразы, делятся своими выводами, говорят о том, с чем согласны и не согласны, что открыли нового, что поняли.

Примеры высказываний: «Буллинг для меня — это желание обидеть, унизить, когда я думаю, что меня хотят обидеть»

3. Работа в группах с чувствами.

-Давайте вместе подумаем, какие же ЧУВСТВА испытывает тот, на кого направлены эти негативные действия. Выберите из слов, которые находятся у вас на столах те, которые обозначают эти чувства. На пустых карточках напишите, какие еще чувства испытывает подросток, которого травят. А теперь разложите данные чувства в таблицу (на столах имеется незаполненная таблица с ситуациями).

(Работа в 2-х группах, сидящих за столами по выявлению чувств. Перед участниками карточки со словами: ненависть, печаль, испуг, спокойствие, равнодушие, радость).



Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия

ссора

меня хотят обидеть,

страх

я убегаю

война

унизить

обида

я уступаю

спор

меня хотят
оскорбить

раздражение

я подавляю

борьба

 

напряжение

я иду

состязание

меня подавляют

тревога

на компромисс

схватка

надо мной хотят
посмеяться

злость

я ищу
сотрудничества

Вывод: подросток, который подвергается школьному насилию - психологическому или физическому, испытывает целую гамму негативных чувств, которые мешают ему быть счастливым, успешным, уверенным в себе человеком. Для того, чтобы исправить ситуацию, нужно правильно выбрать стратегию выхода из создавшегося конфликта.

4. «Как выйти из буллинга». Рассмотрение способов.
- Соперничество. Применять жесткие меры

 Задиры привыкли к жесткому обращению и мягких методов не понимают. Они признают силу. Силу физическую или умственную. И для них жесткие методы поведения являются авторитетными и желаемыми. Жестко можно поставить на место и кулаками, и словами. Желательно, чтобы методы были жесткими, но не жестокими.

Примеры: - Перевелся парень в другую школу и его хотели "затравить"... Продолжалось это около месяца. Кончилось все быстро, парень решил тоже повеселиться - сломал ногу одному и руку второму... И все прекратилось... Может и жестоко, но в той школе отморозки резко притихли и была тишь да гладь! Мало кто продолжал корчить крутого. А если зовут на стрелки, ответ один - "Я лучше тебя сейчас тут прибью!" Одного раза часто хватает.
 - Перевелась в новую школу, влилась в коллектив замечательно – по началу. Но, когда стала обзаводиться друзьями, приобретать авторитет, против этого сильно восстали лидеры класса. Ну и начались дразнилки, (меня и моих друзей), настраивание против меня. Сначала отшучивалась, потом стала драться. Все прекратилось когда избила одного из лидеров. Потом зауважали, трогать перестали.

  - Полное игнорирование. Не замечать обидчика!
Этот метода работает в 70% случаев. Часто буллерам (задирам) просто надоедает то, что они никак не могут на тебя воздействовать, зацепить, унизить. Когда они понимают, что тебе все равно, могут оставить тебя в покое и начать искать себе новую «жертву» для насмешек. В остальных 30% случаев, если буллеры заметят хоть одно твое больное место, игнорирование не поможет. Они будут использовать его, чтобы докопаться до тебя еще сильнее. Тогда самое время менять тактику.
- Меня травили 1 год. Травила одноклассница, с помощью своих старших подружек. Потом эти подружки выпустились со школы, и ей не оставалось ничего делать, как извиниться передо мной. Сейчас нормально общаемся, но обиду помню. Потому что было тяжко, дома рыдала, боялась в школу идти. А травлю я пережила просто полным игнором.

  - Избегание. Уход от проблемы. Перетерпеть и подождать, пока само пройдет.
Близко к игнорированию. Самый распространенный и самый неэффективный метод — избегать встреч с задирами. Это не всегда помогает. Можно перейти в другую школу. Это тоже вариант 50/50, потому что в новой школе тоже могут как «травить», так и дружить.  Как известно, ничто не вечно. Все когда-нибудь кончается. И школьный буллинг тоже. Можно его просто перетерпеть, простить или занять нейтральную сторону.

 - Как только начинают травить - переходи в другую школу. У нас в классе девочку обижали все, особенно один парень. Она ему отпор давала, а он еще хуже лез. Потом она ему врезала по лицу, на что он ударил ее в живот(!) со всей силы. Перешла в другую школу и все стало нормально, у нее там друзья и любимый человек.
- Компромисс.
Эта стратегия предполагает не смириться с ущемлением своими интересов, а учесть и свои, и интересы собеседника.
 Это не сложно. Ты можешь быть просто не участвовать в этих бессмысленных разборках и жить по своим правилам. Ты можешь быть аутсайдером, но оставаться при этом человеком с собственным взглядом на происходящее. Даже если тебе обидно, все равно гни свою линию. Потому что задиры останутся такими же, а ты вырастешь сильной личностью. Часто, за непробиваемость характера, начинают уважать.
 - На удивление именно «изгои» добиваются многого в жизни! Если, конечно не замыкаются в себе и не озлобляются. Я была такой класса до 10, пока не похорошела внешне, после 2 курса я уехала и начала новую жизнь и теперь никто посмотрев на меня не верит что в школе я была никем. Ту же Роулинг, прославившаяся на весь мир своим Гарри Поттером, в школе травили девчонки, но где теперь они и где она.

- Сотрудничество. Эта стратегия выхода из конфликта наилучшая из всех. Она предполагает конструктивный выход из любой ссоры, недопонимания.
- Саморазвитие. Изменить себя.
Бывает так, что тот человек, которого унижают, как говорится, «сам напросился», своей наглостью, высокомерием, пренебрежением или чем-нибудь другим. Поэтому подумай, есть ли что-то в тебе такое, за что могли на тебя ополчиться одноклассники.
- Бывает так, что без повода все ополчатся против кого-то просто по указке одного из "вожаков". А бывает, что человек сам провоцирует такое к себе отношение, когда начинает задаваться, гнуть свою линию, врать, даже когда всем очевидно, что человек врет. Так что задумайся, какая ситуация у тебя. Почему к тебе так относятся? Внешность, учеба? Как видишь, выходы есть. Примеров и историй из жизни, как реагировать на задирание, столько же, сколько и людей. Они могут быть похожи, но все же они уникальны для каждого. Поэтому, если тебя задирают в школе, не опускай руки, потому что ты не одинок в своей проблеме. Всегда найдется хоть один человек, или один вариант, как можно решить эту проблему, что изменить в ситуации. Не падай духом, а ищи выход. Ведь, как известно, кто ищет — тот всегда найдет. И ты найдешь.


5. Рефлексия. Раскрась свое отношение к этой проблеме. Можно нарисовать плакат и назвать его «Нет буллингу!», «Конфликты в школе? Нееет, не слышали», «Выход есть!».

Показ работ и их обсуждение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!