СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Тангенс и котангенс произвольного угла"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта и конспект занятия по теме "Тангенс и котангенс произвольного угла"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Тангенс и котангенс произвольного угла"»

Тема: Тангенс и котангенс произвольного угла


Цель занятия: сформировать понятия тангенса и котангенса произвольного угла и умение находить значение тангенса на единичной окружности (предполагается, что по окончании урока учащиеся будут знать понятия «тангенса» и «котангенса», отличать их, смогут находить значения данных выражений на единичной окружности).

Задачи занятия:

Обучающие: закрепить определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса; закрепить навык нахождения значений синуса, косинуса, тангенса с помощью единичной окружности; закрепить навык применения основного тригонометрического тождества

Развивающие: развивать мыслительные операции, логическое мышление.

Воспитательные: способствовать развитию умения делать выводы и обобщения, воспитывать самостоятельность.

Тип занятия: комбинированный

Материалы и оборудование: мел, доска, карточки с заданиями для диагностики домашнего задания, карточки для самостоятельной работы.


Технологическая карта занятия:

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Формы организации

Организационный момент

Проверка наличия учащихся на занятии. Объявление темы занятия

Подготовка к работе 

Фронтальная

Проверка домашнего задания

Задание высокого уровня сложности записывается на доске, комментируется учеником с высоким уровнем подготовки. Задание среднего уровня сложности проверяется путем комментирования с места.

Проверяют точность и корректируют ход решения домашнего задания в тетради

Фронтальная, индивидуальная

Актуализация знаний

Раздает карточки с заданиями для закрепления определения и свойств синуса и косинуса произвольного угла; закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся (Приложение 1)

Заполнение карточек. Взаимопроверка (меняются с соседом по парте карточками для проверки точности ответа).

Индивидуальная парная

Изучение нового материала

Изложение нового материала. Фронтальная беседа с учащимися. Постановка проблемных вопросов. (Приложение 2)

Слушают преподавателя. Запись материала в тетрадь. Ответы на вопросы преподавателя. Участвуют в беседе.

Фронтальная

Формирование новых умений и способов деятельности

Пошаговое выполнение заданий по новой теме у доски. Концентрация внимания на наиболее эффективных приёмах.

(Приложение 3)

Несколько учащихся с помощью преподавателя решают задачи у доски. Остальные самостоятельно решают и сверяют решение

Индивидуальна, коллективная

Закрепление знаний и способов деятельности

Консультирует, оказывает помощь в решении предложенных задач, корректирует знания.

№ 2.86, 2.89 (нечет)– В ходе решения закрепляется навыки определения знака выражения.

№ 2.91(нечет) –В ходе решения закрепляется умение нахождения значения выражения.

№ 2. 96(нечет) – задание применение свойств тангенса, котангенса, синуса и косинуса.

Решают задачи из учебного пособия.

Защита задачи: демонстрация решения у доски с частичным пояснением.

Индивидуальнаяколлективная

Контроль знаний и способов деятельности

Инструктаж по выполнению самостоятельной работы. Оказание индивидуальной помощи и корректировки.

(Приложение 4)

Выполняют самостоятельную работу.

Индивидуальная

Домашнее задание

Инструктирует учащихся по выполнению домашней работы. Составить опорную схему про тангенс и котангенс произвольного угла (аналогичную той, которую заполняли про синус и косинус на уроке)

Записывают задания. Задают интересующие вопросы

Индивидуальная

Итоги занятия.


Организует фронтальную беседу, подведение итогов занятия

Высказывание собственного мнения, обобщение изученного

Коллективная, индивидуальная





Приложение 1


Карточка №1 «Определение и свойства синуса и косинуса»


cos 𝛼

sin 𝛼





Синусом угла 𝛼 называется ____________ точки единичной окружности, соответствующей углу 𝛼, т.е.

Косинусом угла 𝛼 называется ______________ точки единичной окружности, соответствующей углу 𝛼, т.е.


Свойства:

1. Множества значений



2. Наименьшее и наибольшее значение

Наименьшее значение:


Наибольшее значение:


Наименьшее значение:


Наибольшее значение:


3. Нули



4. Промежутки знакопостоянства








Приложение 2

Теоретические сведения «Тангенс и котангенс произвольного угла»

Рассмотрим числовую окружность в координатной плоскости. Дано произвольное число  Ему соответствует единственная точка на окружности. У точки есть две координаты (рис. 1).

 

Координату  назвали косинусом числа  координату  синусом числа 

Тангенсом числа  называется отношение синуса  к косинусу Котангенсом  называется отношение косинуса к синусу .

Определим связь между тангенсом и котангенсом.

 

Проведем через точку A0 (1; 0) прямую t перпендикулярную оси Ох. Она будет касательной к единичной окружности. Эта прямая t называется линией тангенсов. Если то прямая ОA пересекает линию тангенсов t в точке Т. Ордината точки Т равна .

(На партах будут присутствовать шаблоны с единичной окружностью, учащимся нужно будет только дописывать недостающие обозначения )

Построим теперь линию котангенсов. Через (0; 1) прямую с перпендикулярную оси Оу. Она будет касательной к единичной окружности. Эта прямая с называется линией котангенсов. Если то прямая ОA пересекает линию котангенсов с в точке С. Абсцисса точки С равна .

(На партах будут присутствовать шаблоны с единичной окружностью )

Рассмотрим теперь свойства тангенса и котангенса.


1. Множество значений.

Чему равен тангенс угла на рисунке?

О: Тангенс угла на рисунке равен ординате точки Т

У: Если угол 𝛼 будет равен 80О, то где будет значение этого угла на рисунке?

О: Проведем луч до пересечения с осью тангенсов. Получим точку. Ордината этой точи и будет равняться тангенсу 80О.

У: Если угол 𝛼 будет равен -60О? 140?

О: Аналогично.

У: Какой вывод мы можем сделать про множество значений тангенса?

О: Множеством значения выражения tg𝛼 является множество всех действительных чисел.

У: А для котангенса что будет являться множеством значений? Ответ обоснуйте.

О: Множеством значения выражения сtg𝛼 является множество всех действительных чисел. Рассуждения аналогичны как и для tg𝛼.

2. Нули.

У: Пользуясь рисунком, скажите, где тангенс равен нулю?

О: Тангенс равен нулю в точке A0 (1; 0) и симметричной ей относительно начала координат.

У: Какой угол поворота соответствует этим точкам?

О:

У: Назовите нули котангенса.

О:

3. Промежутки знакопостоянства.

У: Знак значений выражения тангенса также можно установить с помощью единичной окружности и оси тангенсов.

Т. К. тангенс равен ординате точки, то тангенс будет положителен только в первой и третьей четверти.

Пользуясь рисунком, укажите промежутки знакопостоянства котангенса.

О: Котангенс будет положителен в первой и третьей четверти.

Вычислим тангенсы и котангенсы основных углов. 


1

1

0


 

Для любого допустимого:

Приложение 3

Пример 1.  Найти 

Решение:





Пример 2. Решить уравнение 

Решение:

Найдем на линии тангенсов точку  проведём прямую через эту точку и начало координат и получим две точки пересечения с окружностью –  .

Ответ:  

Пример 3. Решить уравнение 

Решение :



 

Ответ: 


Пример 4: Найти 

Пример 5: Найдите:  ,  ,  .

Решение.

Так угол лежит в 3 четверти, то

Ответ: 0,6 ;.

Приложение 4

Самостоятельная работа по теме «Синус, косинус, тангенс произвольного угла»

Вариант 1

Вариант 2

Задание № 1 Найдите значение выражения:

Задание 2. В какой четверти оканчивается угол α, если tg α cos α


Задание 3. Найдите знак произведения, используя правило знаков по четвертям: .


Задание 4. Сравните с нулем выражение:

Задание 5. Решить уравнение


Задание № 1 Найдите значение выражения:

Задание 2. В какой четверти оканчивается угол α, если tg α0 и sin α 0?


Задание 3. Найдите знак произведения, используя правило знаков по четвертям: .


Задание 4. Сравните с нулем выражение:

Задание 5. Решить уравнение


Вариант 3

Вариант 4

Задание № 1 Найдите значение выражения:

Задание 2. В какой четверти оканчивается угол α, если tg α 0 и cos α


Задание 3. Найдите знак произведения, используя правило знаков по четвертям: .


Задание 4. Сравните с нулем выражение:

Задание 5. Решить уравнение


Задание № 1 Найдите значение выражения:

Задание 2. В какой четверти оканчивается угол α, если tg α0 и sin α


Задание 3. Найдите знак произведения, используя правило знаков по четвертям: .


Задание 4. Сравните с нулем выражение:

Задание 5. Решить уравнение






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!