МКОУ « Линевская школа-интернат»
Конспект занятия (творческая мастерская)
« Белая берёза – символ русской природы ! »
воспитатель : Зуборева Ольга Ильинична
Ход занятия.
I. Подготовительный этап.
Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к Родине. Формировать у воспитанников представления о характерных особенностях березы. Закреплять представления детей о берёзе, как о символе России.
Задачи:
-расширять и уточнять представления воспитанников о русской берёзе, о её особенностях, полезных свойствах;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное , бережное отношение к миру природы;
-продолжать работу по обогащению словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
-воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы.
Место проведения : кабинет.
Оборудование : Макет берёзы ( образец), макет ствола берёзы на подставке
(заготовка), лист бумаги зелёного и белого цвета, шаблон листа. клей, кисточка, гуашь, клеенка, влажные салфетки на каждого ребенка , аудиозапись пение птиц.
Картинки с изображением: берёзовой рощи . туеска. древесного гриба-чаги. лаптей. берёзовых почек и берёзового сока.
Образцы ; берёзовой коры. чаги.
II.Организационный этап
( приветствие воспитанников, гостей ) Здравствуй дорогие ребята и уважаемые гости .
III.Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно мелодию и скажите, что вы услышали (звучит мелодия «шум леса»), (ответы детей)
Воспитатель: ребята, сегодня я предлагаю отправиться в лес, в гости к одному из деревьев. А помогут нам в этом загадки.
1. Есть дерево стройное,
С белым стволом,
Отметинки чёрные
Видно на нём!
2. Белоствольная красавица
Косы свои распустила.
И она является
Символом России.
Воспитатель: правильно - береза.
Береза – любимое дерево всех русских людей. Она - символ красоты русской природы. О берёзе сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
На Руси её всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой… Белоствольная, величавая, изящная она напоминает невесту. Она является образом России. Любит наш народ красавицу за ее пользу, которую она приносит народу. Её вы всегда узнаете по белому стволу. Это единственное в мире белоствольное дерево. Нигде в мире нет такого количества белоствольных красавиц. Поэтому и называют берёзу русским деревом, символом – России.
Березки вошли в нашу жизнь очень давно. Народ любит её за красоту и пользу, слагает стихи и песни. Послушаем стихотворение.
Воспитатель: (читает стихи)
Берёза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин
Воспитатель: чем отличается берёза от других деревьев? (ответы детей)
Воспитатель: чем необычна кора берёзы? (ответы детей)
Воспитатель: кора берёзы называется берестой. а берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Воспитатель: в давние времена на бересте берёзы писали письма, книги. Березка славится не только своей красотой, её ствол идет на изготовление мебели, фанеры, разделочных досок. Листья, почки, сок идут на лекарства, береста на изготовление посуды, корзин, туесков. А еще на березке растет гриб- чага(показ гриба) , который также используют как лекарство. А еще из чаги очень вкусный чай.
Посмотрите, перед вами лежат кусочки бересты и чага. (Дети рассматривают образцы).
Воспитатель: какую еще пользу для людей приносила берёза? (ответы детей)
Воспитатель: правильно ребята, берёза давала людям свет. А чем топят печи, в деревнях и по сей день? Кто знает? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы ребята, берёзовыми дровами. Верно, ими и сейчас топят печи, потому что это самые жаркие дрова.
Рассматривание макета берёзки.
Воспитатель: Перед вами на столе стоит макет берёзки на подставке.а давайте мы его рассмотрим.
Воспитатель: Из каких частей он состоит? (Подставка, ствол берёзки . ветки с листочками.)
IV.Тема занятия « Белая берёза – символ русской природы .»
Воспитатель: Ребята давайте посмотрим, все ли готово для нашего занятия? У Вас на столах должны быть: лист белого картона с силуэтом дерева (берёза) -заготовка, готовые формы -(квадрат-желтый, треугольник-красный, круг-зеленый), скворец (заготовка), клей, кисточка, гуашь, , влажные салфетки на каждого ребенка
Все готово? Дети отвечают да.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы внимательные.
Показ выполнения работы.
Воспитатель: Повесим с вами скворечник на дерево к стволу.
Я начинаю свою работу, а вы мне помогайте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску (выкладываю детали скворечника на доске) .
Воспитатель : - Стенка у меня какой формы ребята? А какого цвета?
Дети: Квадратной формы, жёлтого цвета.
Воспитатель : Крыша, посмотрите какая это фигура скажите ребята? А каким цветом крыша?
Дети: Треугольной формы, красного цвета.
Воспитатель: Правильно, а окно какой формы? А каким цветом?
Дети: круглой формы, зеленого цвета.
Воспитатель: Дети, а вы хотите изготовить скворечник?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Ребята, немного отдохнем!
Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)
Воспитатель: Дружно мы сейчас пойдем (шагаем )
И построим птичкам дом
Пилим мы пилой дощечки: (Пилим дощечки).
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Из них сколотим мы скворечник: (Работаем молоточком).
Тук-тук, тук-тук.
Прилетайте, птицы, в домик ( “летим” как птички)
К нам уже Весна пришла,
Мы скворечники развесим (движение вправо-влево),
Тут и там, Тут и там.
Ребята, сейчас присядем с вами за столы и начнем работать.
Аппликация « Скворечник» . ( 10-15 мин)
Воспитатель: Давайте вспомним, что клея мы берём не много, пользуемся, клеёнкой и салфеткой. Клей намазываем начиная с середины постепенно переходя к краю, намазываем всю деталь клеем и приклеиваем, прижимаем деталь салфеточкой, чтобы убрать лишний клей.
Воспитатель: Какую часть мы наклеиваем первую?
Дети: Стенку.
Воспитатель: А потом крышу и окно.
После того как мы выполнили скворечник , нарисуем листья на дереве и солнце.
(Индивидуальный подход, помощь, подсказка) .
Итог.
Воспитатель: «Мы построили скворечник-
Дом веселого скворца.
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца»
V.Итог , рефлексия.
Воспитатель : Какие мы с вами молодцы!!! Какие красивые скворечники у нас получились . Давайте ещё раз повторим с вами из чего состоит скворечник ? ( Из стенок, крыши и окна . )
Воспитатель: Правильно, молодцы !
Ребята, вам нравятся домики? (ответы детей) и теперь у каждой птички есть свой дом!
Воспитатель : Спросить у детей понравилось ли им занятие ?
Были ли трудности в работе ?
Замечательно ребята, теперь мы с Вами можем устроить выставку наших работ.