СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия учителя-логопеда в коррекционном классе по теме «Времена года».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия учителя-логопеда в коррекционном классе по теме «Времена года».»

Конспект занятия учителя-логопеда в коррекционном классе по теме: «Времена года».

 

Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.

Задачи:

Образовательные

  1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.

  2. Закреплять названия месяцев.

  3. Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).

  4. Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.

Коррекционно-развивающие

  1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.

  2. Развивать зрительное внимание и восприятие. 

  3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.

2.Развивать коммуникативные навыки – желание совместно выполнять задания и получать результат.

  1. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.

 Материал:  часы «Времена года», домики времен года «Лето», «Осень», «Зима» «Весна»; картинки «месяцы», картинки-символы, оборудование для игр: «Выложи снеговика»(части снеговика),«Птицы на дереве»(дерево на ковролине, картинки «перелётные птицы»), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки»(овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок»(цветок с разноцветными лепестками, бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (корзинка, картинки «грибы»), “Путаница” (разрезной материал для фланелеграфа «Времена года»).

Ход занятия:

Орг. момент:

– Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. Молодцы! Садитесь пожалуйста.

Логопед – Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. 

– Вы любите путешествовать? (Ответы детей)

– А куда и зачем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку. 

Ежегодно приходят к нам в гости:

один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

(предполагаемый ответ: времена года)

- Правильно ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные картинки.

– Дети, посмотрите на эти картинки. Они показывают все времена года.

– Сколько всего времён года? (Четыре) 

– А сколько месяцев в году? (12)

– У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12. 

Месяцев двенадцать ровно

Составляют целый год.

И у всех них свой черед.

Только лишь один уходит,

Сразу же другой приходит.

Путешествие к зиме.

 – Наше путешествие по временам года начинается.

– Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года?

(Зима)

– Правильно это зима. Зима год начинает и год заканчивает. Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму» 

А кто мне может назвать зимние месяцы? (Ответы детей)

–  Игра «Выложи снеговика»

– Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами по зиме будет наш гость, которого мы с вами сами соберем, возьмите конверт, в котором лежат детали нашего загадочного друга.

-Кого же мы с вами сегодня соберем? (Снеговика)

-Молодцы! Приступайте к работе.

Викторина от снеговика.

–Мы с вами собрали нашего гостя, и он хочет с вами побеседовать.

-Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я сейчас буду вам задавать вопросы, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?

Упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой?

Вы молодцы! Снеговик вами доволен, а мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие. 

Путешествие к весне.

 Снег в поле тает, 

грачи прилетают

Почки набухают

Когда это бывает?

(ответ детей: весной) Назовите весенние месяцы.

Подходит к схеме ВРЕМЕНА ГОДА

Упражнение вспомни признаки весны:

-Что происходит с природой весной? (она просыпается)

– Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)

– Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)

– Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)

– А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)

– Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)

– Правильно, молодцы.

Упражнение на развитие слухового внимания «Что лишнее и почему?»

– А сейчас мы с вами поиграем, слушайте меня внимательно, я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее. Логопед называет слова «Зима, весна, март, лето», просит сказать какое слово лишнее и почему.

Дети: лишнее слово – Март. Это месяц.

Логопед называет «Март, апрель, весна, май».

Дети: лишнее слово – Весна. Это время года.

Молодцы ребята.

 А сейчас мы с вами немного отдохнем и вспомним нашу физминутку. 

(включаем физминутку)

 Путешествие к лету.

Мы продолжаем наше путешествие.

Брызжет соком земляника,

 Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке

Как зовется время это?

Угадать нетрудно … (Лето)

– Правильно- это лето. Лето — это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.

– А кто назовет нам признаки лета?

– А в какие игры летом можно играть?

– А каким видом спорта ты не сможешь заняться летом?

— Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичок. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слов. Дети составляют слова из слогов (вет – ка, ве – тер, поч – ки, лу – жа, кап – ли, тра – ва, де – ре – во).

– А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимание на доску. (презентация)

– Мы с вами отравляемся дальше. 

 Путешествие к осени.

 Повязала пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела. (Осень)

– Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)

Игра-упражнение «Куда что положить?»

Осень – это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.

Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты – в другую. Каждый из вас возьмет картинку и по очереди положит её в нужную корзинку. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т.д.)

Игра «Разрезные картинки»

Осень: А сейчас я вам хочу подарить картинки (подходим к столам).

– Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.

Дети складывают картинку, логопед даёт задание назвать цвет и форму предмета (Это апельсин. Он круглый и оранжевый. Описание предметов происходит с опорой на схему.)

 Итог занятия.

– Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?

– Сколько всего времён года? Назовите их.

– А сколько месяцев в году?

А теперь проверьте себя. (даем задание на листочках)

Молодцы! Каждый из вас сегодня хорошо поработал и получает вот такую чудесную наклейку.

До свидания!