Конспект занятия учителя-логопеда в коррекционном классе по теме: «Времена года».
Цель – закреплять знания детей о временах года, их признаках; систематизировать представления детей о цикличности времен года.
Задачи:
Образовательные
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Закреплять названия месяцев.
Закреплять пространственные представления детей (вверху-внизу, справа-слева).
Закреплять навыки счета (прямой и обратный счет), цифровой ряд до 10.
Коррекционно-развивающие
Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки – желание совместно выполнять задания и получать результат.
Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал: часы «Времена года», домики времен года «Лето», «Осень», «Зима» «Весна»; картинки «месяцы», картинки-символы, оборудование для игр: «Выложи снеговика»(части снеговика),«Птицы на дереве»(дерево на ковролине, картинки «перелётные птицы»), загадки о первоцветах, картинки «первоцветы», «Кочки»(овалы с цифрами 1-10), «Посади бабочку на цветок»(цветок с разноцветными лепестками, бабочки из картона разного цвета), «Съедобные – несъедобные» (корзинка, картинки «грибы»), “Путаница” (разрезной материал для фланелеграфа «Времена года»).
Ход занятия:
Орг. момент:
– Сегодня мы предлагаем начать наше занятие с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра. Молодцы! Садитесь пожалуйста.
Логопед – Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие.
– Вы любите путешествовать? (Ответы детей)
– А куда и зачем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Ежегодно приходят к нам в гости:
один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(предполагаемый ответ: времена года)
- Правильно ребята, мы будем путешествовать по временам года. А помогут нам в этом волшебные картинки.
– Дети, посмотрите на эти картинки. Они показывают все времена года.
– Сколько всего времён года? (Четыре)
– А сколько месяцев в году? (12)
– У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
Путешествие к зиме.
– Наше путешествие по временам года начинается.
– Отгадав загадку, вы узнаете, в какое время года мы с вами сейчас отправимся.
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
– Правильно это зима. Зима год начинает и год заканчивает. Подходит к схеме «ВРЕМЕНА ГОДА» и переводит стрелку на «зиму»
А кто мне может назвать зимние месяцы? (Ответы детей)
– Игра «Выложи снеговика»
– Мы отправляемся в гости к зиме, а путешествовать с нами по зиме будет наш гость, которого мы с вами сами соберем, возьмите конверт, в котором лежат детали нашего загадочного друга.
-Кого же мы с вами сегодня соберем? (Снеговика)
-Молодцы! Приступайте к работе.
Викторина от снеговика.
–Мы с вами собрали нашего гостя, и он хочет с вами побеседовать.
-Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?
– Я сейчас буду вам задавать вопросы, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое?
Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).
Ребята, а в какие игры мы можем играть зимой?
Вы молодцы! Снеговик вами доволен, а мы продолжаем с вами свое увлекательное путешествие.
Путешествие к весне.
Снег в поле тает,
грачи прилетают
Почки набухают
Когда это бывает?
(ответ детей: весной) Назовите весенние месяцы.
Подходит к схеме ВРЕМЕНА ГОДА
Упражнение вспомни признаки весны:
-Что происходит с природой весной? (она просыпается)
– Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)
– Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)
– Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)
– А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)
– Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)
– Правильно, молодцы.
Упражнение на развитие слухового внимания «Что лишнее и почему?»
– А сейчас мы с вами поиграем, слушайте меня внимательно, я буду говорить вам ряд слов, но в каждом ряду есть лишнее слово, ваша задача назвать его и объяснить, почему оно лишнее. Логопед называет слова «Зима, весна, март, лето», просит сказать какое слово лишнее и почему.
Дети: лишнее слово – Март. Это месяц.
Логопед называет «Март, апрель, весна, май».
Дети: лишнее слово – Весна. Это время года.
Молодцы ребята.
А сейчас мы с вами немного отдохнем и вспомним нашу физминутку.
(включаем физминутку)
Путешествие к лету.
Мы продолжаем наше путешествие.
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)
– Правильно- это лето. Лето — это прекрасная пора, время отпусков и долгожданных каникул.
– А кто назовет нам признаки лета?
– А в какие игры летом можно играть?
– А каким видом спорта ты не сможешь заняться летом?
— Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичок. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слов. Дети составляют слова из слогов (вет – ка, ве – тер, поч – ки, лу – жа, кап – ли, тра – ва, де – ре – во).
– А сейчас наши глазки немного отдохнут. Внимание на доску. (презентация)
– Мы с вами отравляемся дальше.
Путешествие к осени.
Повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Осень)
– Ребята, а давайте вспомним приметы осени, воспользуйтесь схемой-подсказкой (Дети называют: листья меняют цвет и падают, становится прохладнее с каждым днем, день убывает, птицы улетают в теплые края и другие.)
Игра-упражнение «Куда что положить?»
Осень – это время сбора урожая. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.
Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать в одну корзинку, а фрукты – в другую. Каждый из вас возьмет картинку и по очереди положит её в нужную корзинку. (Задаем вопрос, что это? Что мы можем приготовить из этого и т.д.)
Игра «Разрезные картинки»
Осень: А сейчас я вам хочу подарить картинки (подходим к столам).
– Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.
Дети складывают картинку, логопед даёт задание назвать цвет и форму предмета (Это апельсин. Он круглый и оранжевый. Описание предметов происходит с опорой на схему.)
Итог занятия.
– Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
– Сколько всего времён года? Назовите их.
– А сколько месяцев в году?
А теперь проверьте себя. (даем задание на листочках)
Молодцы! Каждый из вас сегодня хорошо поработал и получает вот такую чудесную наклейку.
До свидания!