ГБУ ДО ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
«МОЛОДЕЖНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ФРУМ КИТЕЖ ПЛЮС»
Конспект занятия урока-викторины по теме: «Физика и техника»
Педагог ДО: Солтус Евгения Анатольевна
2018г.
Конспект занятия урока-викторины по теме: «Физика и техника»
Цель урока:
усвоение обучающимися минимума знаний и умений по темам раздела.
Формирование над предметного умения ставить и решать проблему, оперировать понятиями, делать выводы.
Формирование способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, формулированию проблем.
Развивать умение обучающихся творчески работать в коллективе, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушивать мнение другого человека. Продолжать развивать такие качества психических свойств обучающихся, как память, внимание, коммуникативность, ясность речи.
Помочь понять обучающимся практическую значимость приобретаемых знаний и умений.
Повысить познавательный интерес к урокам физики.
Формировать умение работать с дополнительной и специальной литературой.
Ход урока:
Вступление:
О, Вы которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих,
О, Ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены,
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рожать.
Здравствуйте, сегодня у нас урок-игра под названием «Физика и техника».
Вот сегодня на уроке мы и узнаем насколько вы дружны и с физикой, и с техникой.
Для проведения игры мы разделимся на команды. Каждый ряд- команда. Каждая команда получает задание, выполняет его, зарабатывает очки.
И так приступим!
1 задание «Хронологическое»:
Есть 7 вещей: компас, замок, микроскоп, ножницы, ртутный термометр, шариковая ручка, телефонный аппарат.
Составьте «лестницу технической эволюции», то есть разместите в хронологическом порядке эти вещи по векам их изобретения.
Век | Предмет |
IV в до н.э. | замок |
I в до н. э. | ножницы |
XII в | компас |
XVII в | микроскоп |
XVIII в | Ртутный термометр |
XIX в | телефон |
XX в | Шариковая ручка |
Оценка: один правильный ответ – один балл.
2 задание: «Из истории открытия»
Каждая команда получает по три карточки, отвечаем по очереди. Правильный ответ – 5 баллов. Если команда не может ответить на поставленный в карточке вопрос, то другие команды, ответив правильно, могут заработать эти 5 баллов для себя.
1 команда:
Вопрос 1. Для демонстрации этого открытия понадобилось 8 пар лошадей и 2 полушария. На демонстрации опыта присутствовал император Фердинант III.
Что это за открытие и кто его сделал?
(Отто фон Герике. Опыт с магдебургскими полушариями. Атмосферное давление)
Вопрос 2. Чтобы подтвердить этот закон, ученому понадобилось подняться на знаменитую башню в г. Пиза. Как заметил американский физик Ю.Вигнер, эта удивительная закономерность «наблюдается безотносительно к тому, идет ли дождь или нет, проводится ли эксперимент в закрытой комнате или на Пизанской падающей башне и кто его проводит: мужчина или женщина».
Что это за закон и кто его открыл? (Свободное падение всех тел. Галилео Галилей)
Вопрос 3. О нем наш великий поэт Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».
О ком эти слова? (о М.В. Ломоносове)
2 команда:
Вопрос 1. В книге, в которой излагался открытый этим ученым закон, он писал, что «рекомендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезьяньей любовью к детям, но довольствующего указанием на открытый взгляд, скоторым его дитя смтрит на злой мир». Мир действительно оказался злым и его книга подверглась уничтожающей критике. В дальнейшем ученый писал : « Рождение «Электрических цепей» (книга называлась «Теоретичекие исследования электрических цепей») принесло мне невыразимые страдания и я готов проклясть час их зарождения.» Сейчас этот закон знает каждый школьник.
Что это за закон и кто его открыл? (Закон Ома. Георг Симон Ом)
Вопрос 2. Говорят, что этот закон ученый открыл во сне. Это- один из фундаментальных законов природы. А в 1887 г. этот ученый поднялся на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение, за что получил диплом от Французской Академии метеорологического воздухоплавания «за проявленное мужество».
Что это за закон и кто его открыл? (периодический закон химических элементов. Д.И.Менделеев)
Вопрос 3. На его статуе помещена надпись : «Разумом он превосходил род человеческий», а на его памятнике можно прочесть слова : «Пусть смертные радуются. Что существовало такое украшение рода человеческого». Говорят, он открыл этот закон, когда на его голову упало яблоко.
Что это за закон и кто его открыл? (об Исааке Ньютоне. Закон всемирного тяготения)
3 команда:
Вопрос 1. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел это.
Что изобрел ученый и как его имя? (Электрическая лампочка. Томас Эдисон)
Вопрос 2. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жертвой войны»? Этот закон он открыл, моясь в ванной. (Архимед)
Вопрос 3. Этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а в 18 знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику, ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие «электрический ток». Его именем названа единица измерения одной из характеристик электрического тока.
Назовите имя этого ученого. (Анре Мари Ампер)
3 задание: «Разгадай кроссворд»
По вертикали: 1. вещество, которое пропускает электрический ток. 2. Русский ученый, построивший первый электродвигатель.
По горизонтали: 3. Физическая величина измеряемая в вольтах. 4. Русский ученый, участвовавший в первых опытах по исследованию атмосферного электричества.
Ответы: 1. Проводник. 2. Якоби. 3. Напряжение. 4. Ломоносов
По вертикали: 1. Физическая величина, измеряемая ваттметром. 2. Электромагнитное устройство, применяемое для автоматического включения и выключения электрической цепи.
По горизонтали: 3. Единица измерения силы тока. 4. Прибор для снятия перегрузки проводов электрическим током.
Ответы: 1. Мощность. 2. Реле. 3. Ампер. 4. Предохранитель.
По вертикали: 1. Упорядоченное движение заряженных частиц. 2. Частица, входящая в состав атома.
По горизонтали: 3. Древнегреческое название янтаря. 4. Небольшое морское судно.
Ответы: 1. Ток. 2. Нейтрон. 3. Электрон. 4. Катер.
4 задание: «Удивительные открытия» Правильный ответ – 5 баллов.
Вопрос 1. В 1770 году французский военный инженер Николя Жозеф Кюньо создал первый автомобиль. Что служило ему топливом? Сколько колес у него было? Какова была скорость этого «чуда»? (паровая машина без топки, три колеса, 4 км/ч)
Вопрос 2. Когда и кем был создан первый автомобиль с бензиновым двигателем?
(Карл Бенц. 1885г., 16 км/ч)
Вопрос 3. В 1879 году на промышленной выставке в Берлине впервые появилась невиданная машина, что-то вроде сундука с колесами. На сундуке верхом сидел водитель, а сзади были прицеплены три тележки для пассажиров. И все это катилось по рельсам, Люди приняли новую машину за аттракцион. Его изобрел немецкий инженер Вернер Сименс и назвал «уличная железная дорога». Как называется это транспортное средство? На каком «топливе» оно работает?
Вопрос 4. Этот аппарат был создан русским ученым в 1895 году, но итальянский инженер Маркони в 1909 г. получил Нобелевскую премию за развитие этого аппарата, как средства связи.
Что это за аппарат и как фамилия русского ученого? (Радио. А.С.Попов)
Вопрос 5. Их изготовил итальянский физик Сальвино дель Армати. Они состояли из двух выпуклых линз, увеличивающих предметы. Что это такое и когда они появились? (очки, 1280г.)
Вопрос 6. Первый светофор появился в Лондоне. Когда? (1868г.) Он работал не на электричестве, а на газе. Электрический светофор впервые установили в Нью-Йорке в 1914 г., у него было три цвета: красный, желтый и зеленый. Но для того чтобы переключать эти сигналы. Приходилось нанимать специального дорожного служителя. Когда появился автоматический светофор? (1926г.)
5 задание: «Физика в художественной литературе». Вы получаете отрывок из литературного произведения и должны ответить на вопрос с точки зрения физика. Верное истолкование – 5 баллов.
1 отрывок: Н.С. Гайдук. « С любовью и нежностью»
Герой повести разбивается на мотоцикле, не вписавшись в поворот. «Стрелку разбитого спидометра зашкалило на цифре 150… Кто-то мрачно усмехнулся: «непонятно! На таком повороте держать сто пятьдесят! Он что, чокнутый? Или взлететь захотел?»
Вопрос: «Почему на повороте опасно двигаться с большой скоростью?»
2 отрывок: К.Г. Паустовский. «Далекие годы»
«Дорога поднималась все выше. Вдруг в лицо нам потянуло свежестью.
- Самый перевал! – сказал перевозчик, остановил лошадей, слез и положил под колеса железные тормоза».
Вопрос: «Для чего извозчик положил под колеса «Железные тормоза»?
3 отрывок: «На железной дороге»
18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.
Вопрос: «Зачем?»
Подведем итоги, выставим оценки.
Ну и в заключение нашей игры я хочу вам прочесть еще небольшой стих
Дорога к знанию?
Ну что ж, ее легко понять.
Ответить можно сразу:
Вы ошибаетесь,
И ошибаетесь,
И ошибаетесь опять,
Но меньше,
Меньше,
Меньше
С каждым разом!
Удачи! Всем спасибо! До свидания!
Список литературы
Горлова Л.А., «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике», 2012
Кабардин С.И. «Измерения физических величин», Москва, 2010г
Кальотти Дж. «От восприятия к мысли», Москва: «Мир», 1998
Ланина И.Я., «Не уроком единым», М.: Просвещение, 1991 г.
Разумовский В.Г. «Урок физики в современной школе», Москва «Просвещение» 2003г
Тихомирова С.А., «Дидактический материал по физике», М.: Просвещение, 2010 г.