СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия урока-викторины по теме: «Физика и техника»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в виде викторины "Физика и техника" Можно использовать как внеклассное мероприятие  во время проведения предметной недели..

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия урока-викторины по теме: «Физика и техника»»


ГБУ ДО ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

«МОЛОДЕЖНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ФРУМ КИТЕЖ ПЛЮС»








Конспект занятия урока-викторины по теме: «Физика и техника»















Педагог ДО: Солтус Евгения Анатольевна


2018г.


Конспект занятия урока-викторины по теме: «Физика и техника»

Цель урока:

  • усвоение обучающимися минимума знаний и умений по темам раздела.

  • Формирование над предметного умения ставить и решать проблему, оперировать понятиями, делать выводы.

  • Формирование способностей к абстрагированию, выдвижению гипотез, формулированию проблем.

  • Развивать умение обучающихся творчески работать в коллективе, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушивать мнение другого человека. Продолжать развивать такие качества психических свойств обучающихся, как память, внимание, коммуникативность, ясность речи.

  • Помочь понять обучающимся практическую значимость приобретаемых знаний и умений.

  • Повысить познавательный интерес к урокам физики.

  • Формировать умение работать с дополнительной и специальной литературой.

Ход урока:

Вступление:


О, Вы которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет из стран чужих,

О, Ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рожать.


Здравствуйте, сегодня у нас урок-игра под названием «Физика и техника».

Вот сегодня на уроке мы и узнаем насколько вы дружны и с физикой, и с техникой.

Для проведения игры мы разделимся на команды. Каждый ряд- команда. Каждая команда получает задание, выполняет его, зарабатывает очки.

И так приступим!


1 задание «Хронологическое»:

Есть 7 вещей: компас, замок, микроскоп, ножницы, ртутный термометр, шариковая ручка, телефонный аппарат.

Составьте «лестницу технической эволюции», то есть разместите в хронологическом порядке эти вещи по векам их изобретения.

Век

Предмет

IV в до н.э.

замок

I в до н. э.

ножницы

XII в

компас

XVII в

микроскоп

XVIII в

Ртутный термометр

XIX в

телефон

XX в

Шариковая ручка

Оценка: один правильный ответ – один балл.

2 задание: «Из истории открытия»

Каждая команда получает по три карточки, отвечаем по очереди. Правильный ответ – 5 баллов. Если команда не может ответить на поставленный в карточке вопрос, то другие команды, ответив правильно, могут заработать эти 5 баллов для себя.


1 команда:

Вопрос 1. Для демонстрации этого открытия понадобилось 8 пар лошадей и 2 полушария. На демонстрации опыта присутствовал император Фердинант III.

Что это за открытие и кто его сделал?

(Отто фон Герике. Опыт с магдебургскими полушариями. Атмосферное давление)

Вопрос 2. Чтобы подтвердить этот закон, ученому понадобилось подняться на знаменитую башню в г. Пиза. Как заметил американский физик Ю.Вигнер, эта удивительная закономерность «наблюдается безотносительно к тому, идет ли дождь или нет, проводится ли эксперимент в закрытой комнате или на Пизанской падающей башне и кто его проводит: мужчина или женщина».

Что это за закон и кто его открыл? (Свободное падение всех тел. Галилео Галилей)

Вопрос 3. О нем наш великий поэт Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом».

О ком эти слова? (о М.В. Ломоносове)


2 команда:

Вопрос 1. В книге, в которой излагался открытый этим ученым закон, он писал, что «рекомендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезьяньей любовью к детям, но довольствующего указанием на открытый взгляд, скоторым его дитя смтрит на злой мир». Мир действительно оказался злым и его книга подверглась уничтожающей критике. В дальнейшем ученый писал : « Рождение «Электрических цепей» (книга называлась «Теоретичекие исследования электрических цепей») принесло мне невыразимые страдания и я готов проклясть час их зарождения.» Сейчас этот закон знает каждый школьник.

Что это за закон и кто его открыл? (Закон Ома. Георг Симон Ом)

Вопрос 2. Говорят, что этот закон ученый открыл во сне. Это- один из фундаментальных законов природы. А в 1887 г. этот ученый поднялся на воздушном шаре, чтобы наблюдать солнечное затмение, за что получил диплом от Французской Академии метеорологического воздухоплавания «за проявленное мужество».

Что это за закон и кто его открыл? (периодический закон химических элементов. Д.И.Менделеев)

Вопрос 3. На его статуе помещена надпись : «Разумом он превосходил род человеческий», а на его памятнике можно прочесть слова : «Пусть смертные радуются. Что существовало такое украшение рода человеческого». Говорят, он открыл этот закон, когда на его голову упало яблоко.

Что это за закон и кто его открыл? (об Исааке Ньютоне. Закон всемирного тяготения)


3 команда:

Вопрос 1. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел это.

Что изобрел ученый и как его имя? (Электрическая лампочка. Томас Эдисон)

Вопрос 2. О каком ученом говорят, что «он первым стал работать на войну и пал жертвой войны»? Этот закон он открыл, моясь в ванной. (Архимед)

Вопрос 3. Этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а в 18 знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику, ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие «электрический ток». Его именем названа единица измерения одной из характеристик электрического тока.

Назовите имя этого ученого. (Анре Мари Ампер)





3 задание: «Разгадай кроссворд»

3

 

1

 

2

 

 

 

 

 



 


 







4

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 








 


 








 










 










 










 








По вертикали: 1. вещество, которое пропускает электрический ток. 2. Русский ученый, построивший первый электродвигатель.

По горизонтали: 3. Физическая величина измеряемая в вольтах. 4. Русский ученый, участвовавший в первых опытах по исследованию атмосферного электричества.

Ответы: 1. Проводник. 2. Якоби. 3. Напряжение. 4. Ломоносов














3

1

 

 

2











 



 











 



 



4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









 














 














 














 






По вертикали: 1. Физическая величина, измеряемая ваттметром. 2. Электромагнитное устройство, применяемое для автоматического включения и выключения электрической цепи.

По горизонтали: 3. Единица измерения силы тока. 4. Прибор для снятия перегрузки проводов электрическим током.

Ответы: 1. Мощность. 2. Реле. 3. Ампер. 4. Предохранитель.





3

 

 

 

1

 

 

2







 



 







 



 








4

 

 

 

 








 










 










 



По вертикали: 1. Упорядоченное движение заряженных частиц. 2. Частица, входящая в состав атома.

По горизонтали: 3. Древнегреческое название янтаря. 4. Небольшое морское судно.

Ответы: 1. Ток. 2. Нейтрон. 3. Электрон. 4. Катер.




4 задание: «Удивительные открытия» Правильный ответ – 5 баллов.

Вопрос 1. В 1770 году французский военный инженер Николя Жозеф Кюньо создал первый автомобиль. Что служило ему топливом? Сколько колес у него было? Какова была скорость этого «чуда»? (паровая машина без топки, три колеса, 4 км/ч)

Вопрос 2. Когда и кем был создан первый автомобиль с бензиновым двигателем?

(Карл Бенц. 1885г., 16 км/ч)

Вопрос 3. В 1879 году на промышленной выставке в Берлине впервые появилась невиданная машина, что-то вроде сундука с колесами. На сундуке верхом сидел водитель, а сзади были прицеплены три тележки для пассажиров. И все это катилось по рельсам, Люди приняли новую машину за аттракцион. Его изобрел немецкий инженер Вернер Сименс и назвал «уличная железная дорога». Как называется это транспортное средство? На каком «топливе» оно работает?

Вопрос 4. Этот аппарат был создан русским ученым в 1895 году, но итальянский инженер Маркони в 1909 г. получил Нобелевскую премию за развитие этого аппарата, как средства связи.

Что это за аппарат и как фамилия русского ученого? (Радио. А.С.Попов)

Вопрос 5. Их изготовил итальянский физик Сальвино дель Армати. Они состояли из двух выпуклых линз, увеличивающих предметы. Что это такое и когда они появились? (очки, 1280г.)

Вопрос 6. Первый светофор появился в Лондоне. Когда? (1868г.) Он работал не на электричестве, а на газе. Электрический светофор впервые установили в Нью-Йорке в 1914 г., у него было три цвета: красный, желтый и зеленый. Но для того чтобы переключать эти сигналы. Приходилось нанимать специального дорожного служителя. Когда появился автоматический светофор? (1926г.)

5 задание: «Физика в художественной литературе». Вы получаете отрывок из литературного произведения и должны ответить на вопрос с точки зрения физика. Верное истолкование – 5 баллов.

1 отрывок: Н.С. Гайдук. « С любовью и нежностью»

Герой повести разбивается на мотоцикле, не вписавшись в поворот. «Стрелку разбитого спидометра зашкалило на цифре 150… Кто-то мрачно усмехнулся: «непонятно! На таком повороте держать сто пятьдесят! Он что, чокнутый? Или взлететь захотел?»

Вопрос: «Почему на повороте опасно двигаться с большой скоростью?»

2 отрывок: К.Г. Паустовский. «Далекие годы»

«Дорога поднималась все выше. Вдруг в лицо нам потянуло свежестью.

- Самый перевал! – сказал перевозчик, остановил лошадей, слез и положил под колеса железные тормоза».

Вопрос: «Для чего извозчик положил под колеса «Железные тормоза»?

3 отрывок: «На железной дороге»

18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по железной дороге. Императорский поезд был готов к отправлению в 4 утра. Начальник строительства дороги, генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, приказал первую версту железнодорожного полотна покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающем трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы.

Вопрос: «Зачем?»

Подведем итоги, выставим оценки.

Ну и в заключение нашей игры я хочу вам прочесть еще небольшой стих

Дорога к знанию?

Ну что ж, ее легко понять.

Ответить можно сразу:

Вы ошибаетесь,

И ошибаетесь,

И ошибаетесь опять,

Но меньше,

Меньше,

Меньше

С каждым разом!

Удачи! Всем спасибо! До свидания!







Список литературы


  1. Горлова Л.А., «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике», 2012

  2. Кабардин С.И. «Измерения физических величин», Москва, 2010г

  3. Кальотти Дж. «От восприятия к мысли», Москва: «Мир», 1998

  4. Ланина И.Я., «Не уроком единым», М.: Просвещение, 1991 г.

  5. Разумовский В.Г. «Урок физики в современной школе», Москва «Просвещение» 2003г

  6. Тихомирова С.А., «Дидактический материал по физике», М.: Просвещение, 2010 г.