СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в кружке «Росинки» «Именины Домового – Кудесы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном занятии дети знакомятся с народными традициями – праздником День рождении Домового

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в кружке «Росинки» «Именины Домового – Кудесы»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка № 7 Дзержинского района Волгограда»








Конспект

занятия в кружке «Росинки»

«Именины Домового – Кудесы»








Подготовили

воспитатели высшей категории

Земкова Наталья Геннадьевна

Дрожжина Ирина Тагировна








г. Волгоград

2017



Тема:  «Именины домового»

Возраст детей: старшая группа

Вид занятия: интегрированное (образовательные области:

«Познавательно развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)

Задачи:

  • Познакомить детей с народными традициями – праздником День рождении Домового

  • Закрепить русскую народную игру «Метелица»

  • Продолжать формировать умение отгадывать загадки

  • Активизировать словарь новыми словами: Кудесы, сараюшник, банник, подпольник, кухонный, конюшник.

  • Развивать творческие способности детей при выполнении поделки – ниточной куклы-оберега.

  • Вызывать эмоциональный отклик при общении со сказочным персонажем домовенком Кузей в игровой деятельности.

. Предварительная работа: разучивание игр к занятию.


 Оборудование: ноутбук,  мультимедийный проектор,  презентации «Кудесы- именины домового», «Зимние загадки»  инвентарь к конкурсам,  русская народная одежда, посуда, сундучок.   

                                      Ход   занятия:

  1. Организационное начало.   Введение в тему занятия.

Под музыку в зал заходит ведущая в русском народном костюме.

Хозяйка: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости!  Мы с вами сегодня вновь пришли в нашу русскую избу, а значит, снова узнаем что-то новое, интересное из жизни русского народа в далеком прошлом. Обратимся сейчас к Народному календарю и узнаем, какой сегодня день и каким событием он отмечен. Слушайте загадку:


Тихо стало, ночь приходит
И уснули все давно,
Но по дому кто-то бродит,
Хотя дома и темно.
Шевелит в углу поленьем
Половицами скрипит
Что-же это за явленье
Кто-же ночью там не спит
И куда исчезли ножик, ложки,
кочерга с метлой,
Это всё конечно сделал
Хитрый добрый…(домовой).

Кудёсы будем справлять,
Домового угощать!

  1. Основная часть

Рассказ воспитателя с презентацией

  1 слайд: Домовой живёт под печкой,

В ночь выходит на крылечко,

Днём он мелкий, как букашка,

А вообще – очаровашка!

2 слайд Итак, на календаре 11 февраля. Во всем мире в этот день все Домовые празднуют свой День рождения. Обычно праздник проводится в ночь с 10-го на 11 февраля, но любая ночь этого месяца считается магической, и может считаться днем рождения Домового. Еще в народе этот день назывался Кудесы — день угощения домового. Как назывался этот день? (дети повторяют – Кудесы)

3 слайд. Домовой – дух добрый. Обычно он - ответственный хозяин, помогающий дружной семье. У Домовых есь четкое разделение обязанностей Домовой отвечает за небольшой дом. Если же обязанностей по хозяйству много, в доме поселяются: несколько домовых. Как вы думаете, где жил кухонный? (в кухне)А - сараюшник? (в сарае). А – банник (в бане) . А – подпольник, а – конюшник?

4 слайд.  Домовой - любитель кудесничать. Считалось, что он может превращаться в кошку, собаку, может показаться в облике маленького длиннобородого и длинноволосого старичка или в виде покрытого шерстью человечка

5 слайд.  В Кудесы Домового задабривали гостинцами, подарочками. Хозяйки, например, ставили на стол сладкую кашу, приговаривая: «Хозяин-батюшка, кушай кашу, да храни избу нашу», поминали перед сном добрыми словами. По поверью, ровно в полночь домовой выходит из-под печи и ужинает – с той поры он целый год бывает услужлив и смирен.

Я тоже сегодня приготовила угощение для Домового. А вдруг он придет к нам в гости.

6 слайд. (фон для продолжения занятия)

Хозяйка: В русскую избу можно попасть только в русских народных костюмах.

Сцена оформлена в виде крестьянской избы. В углу – макет русской печки, лавка, возле нее деревянная лопата и ухват. Рядом стоит деревянный стол. На нем самовар, деревянные и глиняные кружки.

Проговорить с детьми элементы русской избы

(Вдруг за печкой раздаётся шум, падает железная кружка.)
  «Встреча домового»

Музыкальная заставка.

Из-за печки выскакивает домовенок Кузя:

Эй, привет, ребята.
Чай, узнали вы меня.
Этак лет уже с десяток
С этой печкой дружен я.
Кто я ? Кузя -домовенок
Ну а вы -моя семья!

Вы наверное ждали моего дедушку Домового? Но он очень устал и решил немного отдохнуть. Поэтому послал к вам меня. А чего это вы сидите? Вы играть не хотите?

Проводится игра «Метелица».


Дети поют: Метелица, метелица

Снег по полю стелется

Что кружится,

что вертится

То и заметелится.


Речетативом: Раз, два, три, беги!

(пока играет музыка, дети ищут себе пару, как только музыка заканчивается – должны встать парами, руки сделать «свечкой»).


Кузя: Ой, устал! Ой, уморился!

Хозяйка: Кузенька, а ты загадки отгадывать умеешь? А вы, ребята?

Презентация «Зимние загадки»

Домовенок:  А я   научился в домах, в квартирах мебель передвигать ночью, чтобы хозяев попугать. Ну, что ребята, поиграете со мной?

Игра «Придвинь предмет»

(На полу лежат два обруча, в каждом стоит играющий, к поясу играющих привязана веревка, другой конец веревки привязан к стульчику. По сигналу игроки начинают вращаться вокруг себя. Стул приближается к обручу, выигрывает тот, кто быстрее подтянет к себе стул и сядет на него).

(пока играли – Кузя исчез)

Ведущий. Ребята, а куда же делся наш Кузя? Кажется, я поняла. Домовые появляются и исчезают незаметно. А что это за сундучок стоит у печки?

(открываем)

Да это же Домовушки. Наверное, нам их Кузя оставил.
Домовушки или обереги – это предметы для украшения быта и дома, предназначенные для того, чтобы оберегать жилище и людей от болезней, стихийных бедствий и разных напастей.  

 Ребята, я предлагаю вам сделать фигурку нашего гостя – домовенка Кузи и оставить их в его сундучке.














Список литературы:


    1. Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», С-Пб.; Детство-Пресс, 2010г

    2. Зимнте праздники, игры, забавы для детей. Петров В.М.,Гришина Г.Н.-М.: ТЦ Сфера, 1999.

    3. Князева О. Л., Маханева М.Д, « Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие», СПб: «Детство-Пресс»,2006

    4. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры: Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Сост. Е.С.Евдокимова. – Волгоград, Перенмена ,1999.



  1. Интернет-ресурсы.

  • Материалы Международного образовательного портала МААМ.ru





Фотографии из личного архива авторов.

Для публикации информации о детях получено письменное разрешение родителей (законных представителей).