СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОБЖ Тема занятия: «Путешествие Капельки».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОБЖ Тема занятия: «Путешествие Капельки».»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОБЖ

Тема занятия: «Путешествие Капельки».

Программное содержание: учить устанавливать простейшие взаи­мосвязи и взаимодействия в природе; познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды; развивать понимание того, что на жизнь и здоровье человека, животных, растений влияет чистота водо­емов; дать представление о том, какие действия человека вредят приро­де, а какие способствуют ее восстановлению; учить бережному и эко­номному отношению к чистой воде; воспитывать активную позицию; вырабатывать правильную линию поведения в природе.

Словарь: загрязнение водоемов, пресная вода, кислотные дожди.

Подготовка занятия: «Круговорот воды в природе», «Кто где жи­вет», «Кто главный на земле»; чтение рассказов о природе В. Бианки, Е. Чарушина, Д. Паустовского, заучивание стихов, пословиц, загадок. Проведение игры «Ручейки и озера», «Тучка и дождик», дидактические игры: «В лес пойдем», «Найди речных жителей», экскурсия на реку Томь, в парк. Опыты: «Какой бывает вода», «Почему нельзя пить воду из реки».

Материал и оборудование: капелька (из картона, с одной стороны веселая, с другой - грустная), схема «Круговорот воды в природе» с капелькой на ниточке (из книги И.А. Рыжовой «Волшебница вода», с. 26), грамзапись «грозы», река (полоса из бумаги или клеенки с одной стороны - серого цвета, с другой - голубого с рисунками обитателей реки); картина «Под землей» (разрез почвы); запоминающие знаки: 1. «Нельзя засорять реку мусором», 2. «Нельзя сбрасывать химические отходы в реку», 3. «Нельзя мыть машины у водоема», напоминающий знак «Бережливым будь с водой» (Молодова Л.П. Игровые эколо­гические занятия с детьми. С. 106); картинки для цепочки (модели),

схема «Для чего человеку нужна вода»; тучка грязная (под ней заво­дские трубы, из которых идет дым), тучка голубая, ребус, три стакана (один с грязной водой, второй с чистой, третий пустой), фильтры: сал­фетки, вата, магнитофон, по два прозрачных стаканчика для каждого ребенка. (Вместо ребуса можно составить слово. Провести игру по типу «Включи телевизор» -Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения...)

Ход занятий. Воспитатель входит к детям с плоскостной игрушкой - Капелькой.

  • Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Капелька воды. Вот она непоседа. Она приглашает нас в путешествие. Кто хочет рассказать о том, как путешествует Капелька воды в природе?

Дети показывают по схеме и рассказывают о круговороте воды в природе. Воспитатель включает магнитофон с записью «Сцены грозы» К. Караева.

  • Что это?

  • Да, это гроза. Что нужно делать во время грозы? Чего надо боять­ся: грома или молнии?

  • Почему? Где можно укрыться от грозы?

  • Давайте поиграем.

Проводит игру «Прогулка»: летний день, дети гуляют (этюд «Хорошее на­строение»), Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Начи­нается гроза (этюд «Гроза»). Гроза прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу (этюд «После дождя»), В игре используется венгерская народ­ная мелодия, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христо­ва «Золотые капельки», К. Караева «Сцена грозы».

  • Дождь закончился. А где же наша Капелька? Посмотрим? (Подхо­дят к изображению разреза почвы.)

  • Что вы видите под землей?

  • Да, ребята, реки, озера и даже моря есть не только на земле, но и под землей. В них чистая, пресная вода, которую мы пьем. А как эта вода попадает в подземные реки?

  • Да, капельки дождя проходят сквозь землю и попадают в подзем­ные реки. А кто может сказать, как эта вода попадает к нам в дома?

  • Правильно, люди строят водопроводы и вода по трубам течет в наши квартиры. Как вы думаете, что может случиться с подземными реками, если мы будем забывать закрывать кран?

  • Да, чтобы подземные реки не высохли, надо беречь чистую воду. Как вы будете беречь питьевую воду?

  • Молодцы! Запомните: «Капля - речку бережет». Повторите.

  • А для чего людям необходима вода?

Предлагает составить схему: в центре капелька воды, от нее стрелки пока­зывают на квадраты. Дети па них накладывают картинки с изображением того, как человек использует воду.

  • Если людям нужна вода, то давайте придумаем знак, напоминаю­щий о бережном отношении к воде в доме.

Дети придумываю! знаки. Воспитатель показывает знак «Бережливым будь с водой и. как только воду взял, хорошенько кран закрой».

  • Капелька вышла из земли и зовет нас дальше в путь. А куда мы пойдем, вы узнаете, если разгадаете ребус (или «прочитаете слово»).

Дети разгадывают ребус: «Река» (или составляют слово).

Подходят к реке (на полу полоса бумаги, клеенка, окрашенная в серый цвет).

По реке плывут грустные «капельки»-слезы.

  • Это родной дом нашей Капельки. Но что это - река такая серая, больная и сестрички нашей Капельки такие грустные? Это речные сле­зы. Давайте посмотрим, что хочет рассказать нам река.

Дети вылавливают «капельки-слезы», переворачивают и рассматривают по картинкам, на что жалуется река:

  1. Люди бросают мусор в реку.

  2. В реку течет грязная вода по трубе от завода.

  3. В реке стирают белье с порошком.

  4. Моют машины па берегу.

  • Вы видите в этой реке рыбок? А растения? А птицы плавают по воде9 Почему?

  • А вы попьете воду из этой реки?

  • А купаться в этой реке будете? Ребята, что же произойдет, если погибнет река?

Воспитатель предлагает составить на наборном плакате цепочку: «Что бу­дет. если погибнет река?» из карточек-моделей: грязная река - погибают расте­ния. рыбы, гибнут другие животные, люди. Дети рассказывают.

  • Чтобы этого не произошло, давайте спасать реку. Как можно это сделать?

Дети предлагают очистить реку. Идут с воспитателем в лабораторию, про­водят очистку грязной воды: воспитатель наливает в стаканчики детям грязную воду, они ее очищают при помощи фильтров. рассматривают фильтры, сравни­вают грязную (оставленную в банке) и чистую воду, в стаканчиках. Идут к реке, воспитатель переворачивает полосу-реку, она голубая, на ней нарисованы водо­росли. рыбки, утки и др.

  • Обратите внимание, как изменилась река. Что вы можете посове­товать людям, загрязняющим водоемы?

Дети рассказывают, воспитатель предлагает запрещающие знаки к их пред­ложениям:

  1. Не бросайте в водоемы мусор.

  2. Не мойтр машины у водоема.

  3. Не сливайте в водоемы химические вещества.

  4. Не сливайте в реку отходы с заводов.

- Какая стала речка? (чистая, голубая).

Физминутка.

- Что-то Капельки я не вижу, куда она делась? (испарилась, улетела на тучку).

Подходят к тучке грязной, на ней грустная Капелька.

- Вот она, на тучке. Но что это с ней? (она заболела, отравилась).

- Капелька грустная, на грязной тучке. Чем она могла отравиться? (дымом).

- Как вы думаете, из отравленной тучки прольется полезный дождик или вредный?

- Эти дожди называются кислотными, в них много вредных ве­ществ, от которых гибнут и болеют растения.

- Давайте очистим тучку (переворачивает тучку и Капельку, тучка голубая. Капелька улыбается. Вместо труб и дыма красивые деревья, птицы, бабочки и др. Воспитатель предлагает детям прочитать сти­хотворение).

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб-дождевик.

Вышел гриб-боровик, Их сестричка гриб-лисичка. Их подружка гриб-волнушка. Вышла тонкая травинка. Вышла тонкая рябинка...

А. Строило. Эта капелька дождя...

- Всем на земле нужна вода, каждая капелька.

- Человек на земле самый умный. О чем он всегда должен помнить? (как охранять, беречь природу, воду, окружающую среду...)

Если в речке чистая вода,

Там будут плавать рыбки без горя и труда, И будут тихо уточки по воде скользить. У чистой синей речки приятно людям жить. Поэтому должны с водою мы дружить, Моря, озера, реки беречь и любить.

- Давайте оставим эту Капельку у нас в группе, она будет нам напо­минать, что надо беречь чистую воду. (Помещают Капельку в уголок безопасности и идут на прогулку.)