Конспект занятия в подготовительной к школе группе по ОБЖ
Тема занятия: «Путешествие Капельки».
Программное содержание: учить устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимодействия в природе; познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды; развивать понимание того, что на жизнь и здоровье человека, животных, растений влияет чистота водоемов; дать представление о том, какие действия человека вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению; учить бережному и экономному отношению к чистой воде; воспитывать активную позицию; вырабатывать правильную линию поведения в природе.
Словарь: загрязнение водоемов, пресная вода, кислотные дожди.
Подготовка занятия: «Круговорот воды в природе», «Кто где живет», «Кто главный на земле»; чтение рассказов о природе В. Бианки, Е. Чарушина, Д. Паустовского, заучивание стихов, пословиц, загадок. Проведение игры «Ручейки и озера», «Тучка и дождик», дидактические игры: «В лес пойдем», «Найди речных жителей», экскурсия на реку Томь, в парк. Опыты: «Какой бывает вода», «Почему нельзя пить воду из реки».
Материал и оборудование: капелька (из картона, с одной стороны веселая, с другой - грустная), схема «Круговорот воды в природе» с капелькой на ниточке (из книги И.А. Рыжовой «Волшебница вода», с. 26), грамзапись «грозы», река (полоса из бумаги или клеенки с одной стороны - серого цвета, с другой - голубого с рисунками обитателей реки); картина «Под землей» (разрез почвы); запоминающие знаки: 1. «Нельзя засорять реку мусором», 2. «Нельзя сбрасывать химические отходы в реку», 3. «Нельзя мыть машины у водоема», напоминающий знак «Бережливым будь с водой» (Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. С. 106); картинки для цепочки (модели),
схема «Для чего человеку нужна вода»; тучка грязная (под ней заводские трубы, из которых идет дым), тучка голубая, ребус, три стакана (один с грязной водой, второй с чистой, третий пустой), фильтры: салфетки, вата, магнитофон, по два прозрачных стаканчика для каждого ребенка. (Вместо ребуса можно составить слово. Провести игру по типу «Включи телевизор» -Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения...)
Ход занятий. Воспитатель входит к детям с плоскостной игрушкой - Капелькой.
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Капелька воды. Вот она непоседа. Она приглашает нас в путешествие. Кто хочет рассказать о том, как путешествует Капелька воды в природе?
Дети показывают по схеме и рассказывают о круговороте воды в природе. Воспитатель включает магнитофон с записью «Сцены грозы» К. Караева.
Что это?
Да, это гроза. Что нужно делать во время грозы? Чего надо бояться: грома или молнии?
Почему? Где можно укрыться от грозы?
Давайте поиграем.
Проводит игру «Прогулка»: летний день, дети гуляют (этюд «Хорошее настроение»), Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Начинается гроза (этюд «Гроза»). Гроза прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу (этюд «После дождя»), В игре используется венгерская народная мелодия, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караева «Сцена грозы».
Дождь закончился. А где же наша Капелька? Посмотрим? (Подходят к изображению разреза почвы.)
Что вы видите под землей?
Да, ребята, реки, озера и даже моря есть не только на земле, но и под землей. В них чистая, пресная вода, которую мы пьем. А как эта вода попадает в подземные реки?
Да, капельки дождя проходят сквозь землю и попадают в подземные реки. А кто может сказать, как эта вода попадает к нам в дома?
Правильно, люди строят водопроводы и вода по трубам течет в наши квартиры. Как вы думаете, что может случиться с подземными реками, если мы будем забывать закрывать кран?
Да, чтобы подземные реки не высохли, надо беречь чистую воду. Как вы будете беречь питьевую воду?
Молодцы! Запомните: «Капля - речку бережет». Повторите.
А для чего людям необходима вода?
Предлагает составить схему: в центре капелька воды, от нее стрелки показывают на квадраты. Дети па них накладывают картинки с изображением того, как человек использует воду.
Если людям нужна вода, то давайте придумаем знак, напоминающий о бережном отношении к воде в доме.
Дети придумываю! знаки. Воспитатель показывает знак «Бережливым будь с водой и. как только воду взял, хорошенько кран закрой».
Капелька вышла из земли и зовет нас дальше в путь. А куда мы пойдем, вы узнаете, если разгадаете ребус (или «прочитаете слово»).
Дети разгадывают ребус: «Река» (или составляют слово).
Подходят к реке (на полу полоса бумаги, клеенка, окрашенная в серый цвет).
По реке плывут грустные «капельки»-слезы.
Это родной дом нашей Капельки. Но что это - река такая серая, больная и сестрички нашей Капельки такие грустные? Это речные слезы. Давайте посмотрим, что хочет рассказать нам река.
Дети вылавливают «капельки-слезы», переворачивают и рассматривают по картинкам, на что жалуется река:
Люди бросают мусор в реку.
В реку течет грязная вода по трубе от завода.
В реке стирают белье с порошком.
Моют машины па берегу.
Вы видите в этой реке рыбок? А растения? А птицы плавают по воде9 Почему?
А вы попьете воду из этой реки?
А купаться в этой реке будете? Ребята, что же произойдет, если погибнет река?
Воспитатель предлагает составить на наборном плакате цепочку: «Что будет. если погибнет река?» из карточек-моделей: грязная река - погибают растения. рыбы, гибнут другие животные, люди. Дети рассказывают.
Чтобы этого не произошло, давайте спасать реку. Как можно это сделать?
Дети предлагают очистить реку. Идут с воспитателем в лабораторию, проводят очистку грязной воды: воспитатель наливает в стаканчики детям грязную воду, они ее очищают при помощи фильтров. рассматривают фильтры, сравнивают грязную (оставленную в банке) и чистую воду, в стаканчиках. Идут к реке, воспитатель переворачивает полосу-реку, она голубая, на ней нарисованы водоросли. рыбки, утки и др.
Обратите внимание, как изменилась река. Что вы можете посоветовать людям, загрязняющим водоемы?
Дети рассказывают, воспитатель предлагает запрещающие знаки к их предложениям:
Не бросайте в водоемы мусор.
Не мойтр машины у водоема.
Не сливайте в водоемы химические вещества.
Не сливайте в реку отходы с заводов.
- Какая стала речка? (чистая, голубая).
Физминутка.
- Что-то Капельки я не вижу, куда она делась? (испарилась, улетела на тучку).
Подходят к тучке грязной, на ней грустная Капелька.
- Вот она, на тучке. Но что это с ней? (она заболела, отравилась).
- Капелька грустная, на грязной тучке. Чем она могла отравиться? (дымом).
- Как вы думаете, из отравленной тучки прольется полезный дождик или вредный?
- Эти дожди называются кислотными, в них много вредных веществ, от которых гибнут и болеют растения.
- Давайте очистим тучку (переворачивает тучку и Капельку, тучка голубая. Капелька улыбается. Вместо труб и дыма красивые деревья, птицы, бабочки и др. Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворение).
Эта капелька дождя
В землю теплую упала.
Не пропала, не пропала
Эта капелька дождя:
Вышел гриб-дождевик.
Вышел гриб-боровик, Их сестричка гриб-лисичка. Их подружка гриб-волнушка. Вышла тонкая травинка. Вышла тонкая рябинка...
А. Строило. Эта капелька дождя...
- Всем на земле нужна вода, каждая капелька.
- Человек на земле самый умный. О чем он всегда должен помнить? (как охранять, беречь природу, воду, окружающую среду...)
Если в речке чистая вода,
Там будут плавать рыбки без горя и труда, И будут тихо уточки по воде скользить. У чистой синей речки приятно людям жить. Поэтому должны с водою мы дружить, Моря, озера, реки беречь и любить.
- Давайте оставим эту Капельку у нас в группе, она будет нам напоминать, что надо беречь чистую воду. (Помещают Капельку в уголок безопасности и идут на прогулку.)