Конспект занятия в средней группе с использованием инновационных технологий
на тему: «Ёжик»
Подготовила: воспитатель Белова Н.В.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, представление о зависимости существования конкретного животного от условий окружающей среды.
- Пополнять и активизировать словарь дошкольников, используя художественную литер --
-Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 словатуру.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Создавать необходимые условия для полной реализации детских возможностей.
- Воспитывать умение слушать друг друга
Образовательная область: Развитие речи.
Материал: игрушка ежа, раскраски,загадка,
Воспитатель: Ребята, когда к нам приходят гости мы что делаем? Здороваемся.
Собрались все дети в круг | Делаем круг |
Ты, мой друг и я твой друг | Показываем |
Вместе за руки возьмемся | Взяться за руки |
И друг другу улыбнемся! | Улыбаемся |
Подарим друг другу хорошее настроение и пожелаем доброго дня.
А теперь ребята не зевайте, в полукруг скорей вставайте.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об очень интересном животном, но о ком пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете, кто находится в этой коробке.
Послушайте загадку, дослушайте до конца.
Этот маленький зверёк
Не лисица, не хорёк,
Любит кушать он мышат,
Червяков и лягушат.
Каждый год в своей норе
Спать ложится в ноябре.
Победить змею он может!
Он в колючках… Это – (ёжик)!
Молодцы, дослушали загадку, отгадали правильно.
Использование ТРИЗ - технологий:
(Дети по очереди задают вопросы)
- это дикое животное или домашнее?
- где живет?
- он большой или маленький?
- каким он цветом?
- что он любит кушать?
- он опасен? и т. д.
- это ежик?
Воспитатель: да, это ежик.
- Давайте вспомним, как выглядит еж? На столе перед вами карточки - модели, они вам помогут составить предложение о еже (дети подходят к столу, берут в руки карточки и по очереди составляют предложения про ежа).
Воспитатель, выслушав предложения, размещает карточки на фланелеграфе, дополняя ответы детей своим рассказом.
Примерный рассказ:
Это ежик. Он живет в лесу, значит ежик дикое животное. Все тело его покрыто иголками. У ежа четыре лапы, два глаза, маленькая с вытянутым носом мордочка, вся покрыта короткими серыми волосиками. Питается еж грибами, яблоками, дождевыми червями, лягушками. В лесу его подстерегает много опасности, поэтому постоянно надо быть. Зимой ежик спит, а с приходом весны просыпается и выращивает свое потомство.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, что же у нас получилось?
Дети: - рассказ.
Воспитатель:
Совершенно верно, понравился вам рассказ о еже? (ответы детей)
Присаживайтесь на стулья, и скажите, пожалуйста: для чего нужны иголки ежу?
Дети:
- чтобы его не съел волк или лиса.
Воспитатель:
- Верно, это средство защиты от врагов. Свернется еж в колючий клубок, выпустит свои острые иголки – попробуй - ка, съешь его!
- А как он еще использует свои иголки?
Дети:
- носит на них грибы, ягоды.
Воспитатель:
- Верно, иголки помогают ему переносить что – либо на спине. Ведь лапки у него короткие, с помощью их он только передвигается. У ежа острые зубы, но во рту много не унесешь, поэтому иголки его выручают.
А еще с помощью иголок еж и жилище свое обустраивает на зиму.
Чтобы не спать голодным долгую зиму, он старается летом наесться впрок, накопить подкожный жир.
Воспитатель: Молодцы, очень много вы знаете про ежей. Ребята, а хотите поиграть?
Пальчиковая гимнастика
Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. | сложить пальцы замком |
На спине иголки очень-очень колкие. | поднимать и опускать пальцы |
Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, | повертеть ежика вправо и влево |
А колючки тоже на ежа похожи. | поднимать и опускать пальчики |
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим, | сделать блюдечко ладошками |
Но не тронем колкие на спине иголки мы. | погрозить пальчиком |
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, чем любит лакомиться еж? (грибами, яблоками)
Хорошо, сейчас я вам предлагаю пройти на кухню, здесь полное лукошко разных вкусностей, ваша задача будет - разложить по тарелкам, что любит кушать еж и что ему не нравится.
Воспитатель подводит итог: вы правы, еще еж ловит разных жучков, червей, ящериц, лягушек и ядовитых змей. Еж очень полезен: он избавляет лес от многих вредителей.
Присаживайтесь на стулья.
- Скажите, а как зовут его детенышей? (ежата). Конечно же, ежата.
(обращает внимание детей на экран телевизора, где с помощью слайдов воспитатель рассказывает о маленьких ежатах).
Сейчас я предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру:
Игра: «Передай звуки, которые издают ежи».
Дети, выходя в центр группы, садятся на ковер. Представим, что вы мои маленькие ежата, покажите, как ежик ищет еду, морщит нос, фыркает (ф -ф - ф); как ежик сердится? (хмурит брови, произносит звук пых-пых-пых); как ежик сдувает и надувает щеки (пу-у-у, ежик устает (выдох горлышком с призвуками: ха –а –а, сворачивается в клубок от опасности (дети показывают).
Молодцы, ребята, присаживайтесь на стулья.
Чистоговорка
Жа-жа-жа-жа | Есть иголки у ежа | Жи-жи-жи-жи | Но не шьют, увы, ежи | Же-же-же-же | Это сказка о еже | Жа-жа-жа, | Убежали два ежа | Жу-жу-жу | Ежу кофточку вяжу | Жа-жа-жа | Есть ежата у ежа. | Жу-жу-жу | Как-то уж пришел к ежу | Жи-жи-жи | Мне ежаток покажи | Жу-жу-жу | Я с ужами не дружу. | Жа-жа-жа | Уж уходит от ежа. | Фуфты-фуфты-фуфты-фу | Самый сильный еж в лесу. | |
Итог:
Воспитатель:
Ребята, мне очень интересно было с вами играть и в завершении, я хотела бы подарить вам раскраски про ежика, но чтобы ее получить, вам надо ответить на вопросы:
Ежик живет….(в лесу, он (дикое) животное. Питается (грибами, яблоками, дождевыми червями, лягушками). Ежик готовится к зиме….(утепляя свое жилище, ежик зимой (спит, еж просыпается (весной, как называются детеныши ежа? (ежата).
Рефлексия
Молодцы, вы сегодня очень хорошо поработали.
А что вам больше всего понравилось?
А чем мы с вами сегодня занимались?
(мы играли, отгадывали загадку, четко и внятно повторяли чистоговорки, забавно играли с ежиком, ).