Конспект занятия в старшей логопедической группе
« Свердловск- шахтерский город. Труд шахтеров»
Воспитатель: Петренко Ю.Н.
Цель: воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут; личностное развитие дошкольников средствами художественной литературы.
Задачи:
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- пополнять и активизировать словарь детей;
- формировать уважение к труду взрослых, ценить значимость и нужность професси;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова,
- воспитывать патриотические чувства, любовь к краю, к природе;
- чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социальнокоммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная; использование игровой ситуации на протяжении всей совместной деятельности.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Место проведения групповая комната.
Предварительная работа:
- беседы: «Наша Родина.Донбасс», «Символика Луганской Народной Республики», «Свердловск»;
- чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л.М. Савельева «Наш край родной», стихи о Донбассе, шахтерах, Л. Жариков «Сказ об угле», «Добрый Шубин», И.С.Костыря «Думы о Донбассе»;
- рассматривание иллюстраций, карт;
- разучивание пословиц и поговорок, стихотворений о родном крае, труде шахтеров, дидактические игры;
- создание в группе макета «Шахта»
- прослушивание музыкальных произведений.
Ход.
Воспитатель.
Дети сидят на стульчиках
Все расселись по местам, Никому не тесно.
По секрету скажу вам -«Будет интересно!»
- Как называется ваша молодая республика? (Луганская Народная Республика)
- Назовите главный город вашей республики. ( Луганск)
- Какие вы знаете символы государства, города? (Флаг, Герб, Гимн)
- Какие цвета на флаге ЛНР и что они обозначают? (голубой, синий, красный)
- Назовите город, в котором вы живёте? (Свердловск)
- Что изображено на гербе города Свердловска и что они символизируют? (Желтый цвет – цвет нивы – указывает на развитое сельское хозяйство района.
Белый цвет указывает на возможности и перспективы развития промышленности и сельского хозяйства. Черный цвет – цвет угля.
Нижняя часть зеленого цвета – символизирует землю, природную среду.)
Показать слайды
Ребенок читает стихотворение.
Для республики наш город - частица,
А для нас он - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться,
Малой Родиной, где мы живем!
Воспитатель:
- Ребята, вы хотите поскорее вырасти и стать взрослыми?
- А куда каждый день ходят ваши мамы и папы?
- Для чего люди ходят на работу?
Сегодня мы с вами поговорим о профессиях нашего города.
- А что означает слово « профессия»?
Профессия означает: дело, работа, занятие. Люди работают тем, кем им нравится работать, занимаются тем, что у них лучше получается.
На свете есть много профессий. Назовите, которые вы знаете?
Дети: воспитатель, шофер, рабочий, продавец, врач, строитель.
В нашем городе тоже трудятся люди разных профессий и сейчас я хочу проверить, как внимательно вы умеете слушать. Мы с вами сыграем в игру «Кому принадлежит фраза?». Я зачитываю фразу, а вы по очереди отвечаете, человек какой профессии мог сказать данную фразу.
- Как вас постричь? А челку покороче? (Парикмахер).
-Дети, здравствуйте, откройте учебники на странице . (Учитель).
- Сегодня я буду работать над портретом. (Художник).
- Вам нужно сделать прививку. (Врач).
- Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец).
- Опавшие листья я сгребаю и складываю в тележку (Дворник).
Ребенок
Профессий много разных есть,
И все их нам не перечесть.
Не так уж важно, кем нам быть,
Достаточно свой труд любить.
- Чтобы лечить, строить, готовить, учить людям для работы надо иметь что? Ответы детей: инструменты. Люди разных профессий используют разные инструменты для своей работы. Сейчас мы определим, что нужно человеку той или иной профессии. (дети проходят за столы)
Игра «Кому, что нужно для работы?»
Физкультминутка
Поезд водит ... (машинист).
Пашет поле ... (тракторист).
Самолетом правит ... (летчик).
Клеит книги ... (переплетчик).
В школе учит нас ... (учитель).
Строит здания ... (строитель).
Красит стены нам ... (маляр).
Мебель делает ... (столяр).
Песни нам поет ... (певец).
Торговлей занят ... (продавец).
На станке ткет ткани ... (ткач).
От болезней лечит ... (врач).
Лекарства выдает ... (аптекарь).
Хлеб печет в пекарне ... (пекарь).
Пишет красками ... (художник).
Сапоги сошьет ... (сапожник).
Часы починит ... (часовщик).
Погрузит краном ... (крановщик).
Рыбу ловит нам ... (рыбак).
Служит на море ... (моряк).
В машине возит груз ... (шофер).
Хлеб убирает ... (комбайнер).
За свинками следит ... (свинарка).
Доит коров всегда ... (доярка).
Главный в поле ... (агроном).
Звезды знает ... (астроном).
Ходит в горы ... (альпинист).
Вглубь плывет ... (аквалангист).
В доме свет провел ... (монтер).
В шахте трудится ... (шахтер).
В жаркой кузнице ... (кузнец).
Кто всех знает — ... (молодец).
А сейчас поговорим о профессии, которую можно назвать главной в нашем городе. Ребята, вам нужно отгадать загадку.
Горит, да не солнце, Черен , да не ночь.
Твердый, да не камень, На весь мир славен. ( Уголь)
- Чем славен ваш город? (шахты, терриконы, шахтёрский труд, уголь)
- Он отбойным молотком
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землей,
Отвечайте, кто такой? (шахтер)
- Что делает шахтер? (добывает уголь)
- Какие у шахтера помощники? (отбойный молоток, лампа - коногонка, комбаин)
- Какая у шахтера одежда и защита? (специальная одежда, сапоги, респиратор, самоспасатель)
- Что такое терриконы? (шахтерские горы из породы, отходы угля)
- Благодаря какой профессии наш город называют городом горняков? (горняк, шахтер)
Физкультминутка.
Работа на земле идет (шагают на месте)
И под землей идет (приседают)
Богатства есть у нас в стране (рисуют руками в воздухе шар)
Невидимые взору (прикрывают глаза)
Внизу в подземной глубине (присели и постучали кулачками об пол)
Работают шахтеры. (имитация работы отбойных молотков)
Воспитатель.
И сейчас мы с вами узнаем, как же работает шахта. Так шахта выглядит снаружи «показать мекет», что же внутри?
Видео просмотр ролика «Устройство шахты»
Воспитатель.
- Дети, труд шахтера тяжелый и опасный. Как вы думаете, в чем заключается опасность? (может произойти обвал породы, взрыв газа, затопить выработку)
В каждом городе, где есть или были шахты, установлен «Памятник погибшим шахтерам». В нашем городе есть храм-часовня, где молятся о здравии шахтеров и проходят панихиды о погибших в недрах земли.
- Для чего нужен уголь? (отапливать дома, для производства электроэнергии и бензина)
- Дети, о труде шахтера есть пословицы и поговорки, написано много рассказов, стихотворений, сняты фильмы. Давайте я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.
- Будь в лаве, как в бою – (прославишь Родину свою)
- Шахтерский забой – (фронт передовой)
- Шахтеру слава, когда (много угля дает лава)
- На шахте тому почет,( у кого уголь на гора течет)
- Чтобы шахтером называться - (мало углем замараться)
Воспитатель.
- Вспомните, пожалуйста, стихотворения о трудной и почетной профессии шахтера.
Дети читают стихотворения.
- Да здравствуют наши шахтеры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики черного золота
Проходчики горных пород.
- На трудовую вахту
Шахтер поедет в шахту
И домам и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтерскую добычу –
Отборный уголек!
Воспитатель.
-Ребята, а какое задание вам больше всего понравилось или запомнилось? О чем вы расскажите дома? (ответы детей)
- Что вам было сложно делать? (ответы детей)
- И сейчас я предлагаю вам раскрасить картинки с шахтерами и шахтой
Под музыку «Только тот ценит солнце» выполняют задание.
Вы сегодня все старались, спасибо за работу!