СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Виды орнаментов. Выполнение закладки к книге»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия «Виды орнаментов. Выполнение закладки к книге»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Виды орнаментов. Выполнение закладки к книге»»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Хайруллова Анна Сергеевна,

педагог дополнительного образования


Конспект занятия «Виды орнаментов. Выполнение закладки к книге»


Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: создать закладку для книги с изображением орнамента

Образовательные:

- Развитие у детей понятия «Стилизация».

- Развитие у детей понимания особенностей декоративного искусства, умения связывать цветовое решение с основнойзадачей.

- Формирование у ребят представления о том, что такоеорнамент.

Воспитательные:

- Формировать эстетический вкус;

- Воспитывать интерес к традиционному народному искусству и к истории своей страны;

- Обогатить духовно-нравственный мир детей.

Развивающие:

- Развивать умение использовать орнамент в композиции;

- Способствовать развитию фантазии;

- Способствовать овладению основных видов орнамента.

Методы и приемы: беседа, игра, демонстрирование наглядного материала, объяснение, практическая работа, анализ практической работы, повтор пройденного материала.

Материалы и оборудование:

Для выполнения работы понадобятся следующие материалы:
  1. Тонкий картон или чертежная бумага 3х20 см;
  2. Карандаш НВ;
  3. Ластик;
  4. Гуашевые краски;
  5. Круглые синтетические кисти №1,3;
  6. Дырокол;
  7. Атласная лента 0,5 х 10 см.

Структура занятия

I. Подготовительная часть1 урока. - 5 мин.
1.1 . Организационный момент. Приветствие. - 2 мин.
1. 2. Сообщение темы, цели и задач занятия. - 3 мин.

II. Основная часть урока. - 40 мин.
2.1. Историческая справка. - 5 мин.

2.2. Знакомство с основными видами орнамента, материалами и последовательностью выполнения работы. -10 мин.

2.3. игра - 5 мин.

2.4. Самостоятельная работа детей. Выбор вида орнамента, выполнение рисунка карандашом. Индивидуальная помощь. -20 мин.

Перемена между уроками. - 20 минут.

(Проветривание помещения. Физкультминутка. Ребята подготавливают рабочее место и необходимые материалы для следующего урока).

III. Заключительная часть занятия. - 40 мин.
3.1. Самостоятельная работа детей. Работа в цвете. Индивидуальная помощь. - 20 мин.

3.2. Просмотр и анализ работ. - 10 мин.

3.3. Подведение итогов занятия. Уборка рабочего места. - 5мин.

Ход работы:

Различают орнамент геометрический по характеру составляющих его элементов, которые могут включать квадраты, ромбы, круги, прямые и ломаные линии, точки, звезды; растительный орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов (ветки, листья, цветы, плоды); зооморфный орнамент, в котором использованы стилизованные фигуры фантастических и реальных зверей и птиц или отдельные части их фигур; гротескный орнамент, построенный на сочетании фантастических элементов с растительными формами; геральдический орнамент, использующий гербы, отличительные знаки, эмблемы, атрибуты искусства.

Орнамент не только украшает изделие, но и подчеркивает его форму, конструктивные линии, придает ему выразительность. Все мотивы, используемые для украшения изделий, в той или иной степени подвержены стилизации. Цель стилизации — сделать используемый мотив более понятным, выделить характерные черты декорируемого образа. В зависимости от месторасположения на предмете орнамент делят на три вида: 1) вписанный в круг — розетты; 2) ленточный (который, как бы лентой украшает край предмета); 3) сетчатый (заполняет, как правило, всю поверхность предмета).

Наиболее распространенным считается геометрический орнамент. Ребятам следует объяснить, что одна точка — это не орнамент, но при ритмическом повторении она может создавать декоративный эффект и звучать как орнамент. Орнаменты, как правило, характеризуются теми признаками, которыми наделила их каждая историческая эпоха. По орнаменту можно узнать время и страну, где родилось то или иное произведение искусства. Например, в Древней Греции одним из основных элементов геометрического орнамента был меандр — ломаные под прямым углом линии. Можно обратить внимание ребят на то, что этот древнегреческий орнамент оказал влияние на орнаменты других народов. Для древнеегипетского орнамента обязательны цветы лотоса, папирус.

В декоративных целях в орнаментах использовали анималистические мотивы. Изображение льва как символ власти и силы встречается и в искусстве Древнего Египта и в искусстве европейских стран. Стилизованные изображения быка характерны для искусства Древнего Востока; слона — для искусства Индии. Ребятам будет интересно узнать, что мотивы морской фауны находили отражение в прикладном искусстве Древней Греции и Древнего Рима, а в эпоху Возрождения — в искусстве Италии и Франции. Изображения насекомых были всегда популярны в орнаментах Древнего Египта. Часто орнаменты Древнего Египта содержат стилизованное изображение скарабея. В искусстве многих стран широко использовались изображения птиц.Это прежде всего связано с их символическим значением: сокол — символ власти в Египте, орел — в Риме и Византии. С искусством этих стран старшие школьники познакомились на уроках истории.

При объяснении материала необходимо обращать внимание учеников на то, что любое изображение животных или птиц, взятое для украшения произведения декоративного искусства, всегда подвергалось стилизации. На предметы декоративно-прикладного характера художник никогда не помещал изображения животного мира без соответствующей переработки. Человек во многих произведениях также изображался стилизованно, иногда в виде простой схемы. Например, в древнерусском орнаменте искусно переплетаются фигурки людей, силуэты животных и птиц.

  1. Выбор вида орнамента.

Каждый ученик самостоятельно выбирает вид орнамента, и выполняет эскиз на листе бумагитакого же размера как будущая закладка (3 х 20 см), компонует в заданном формате.

  1. Стилизация природных форм.

Если ребенок выбрал растительный или зооморфный орнамент, нужно упростить изображение, «уйти» от реалистического изображения. Выявить и усилить наиболее характерные черты изображения, обобщить второстепенные детали. Утвердив эскиз с преподавателем, ученик переносит рисунок на будущую закладку, используя карандаш HB.

  1. Работа в цвете.

Когда рисунок перенесен на закладку, начинаем работать в цвете. Для этого нам понадобятся гуашевые краски, тонкие синтетические кисти №1 и №3, стаканчик для воды и палитра для смешения цветов.

  1. Завершение работы.

Когда закладка сделана в цвете, нам понадобится дырокол. Дыроколом делаем дырку с одной из коротких сторон закладки (3 см), и вдеваем туда ленточку, подходящую по цвету.

Прежде чем начать работу, давайте послушаем стих про орнамент.

***

Оглядись, посмотри, как красиво –

Из орнаментов разных узор

На обоях, ковре. Белый с синим

На клеёнке штришками «забор»,


Разрисован и бабушкин фартук,

На платочках - квадратиков ряд,

И на мамином сереньком платье

На кайме ярко стразы горят.


Кружева на салфетках, накидках

Составляют цветочный набор,

А на стёкла зимою налипнет

Из снежинок и льдинок узор.


































ПРИЛОЖЕНИЯ















Приложение 1

Геометрический орнамент




Приложение 2

Растительный орнамент




Приложение 3

Зооморфный орнамент








Приложение 4

Гротескный орнамент

Приложение 5

Геральдический орнамент



Приложение 6

Стилизация