СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся 4 класса «Исследование воздуха и его свойств. Откуда берётся воздух в самолёте?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся 4 класса «Исследование воздуха и его свойств. Откуда берётся воздух в самолёте?»»









Конспект занятия внеурочной деятельности по формированию

функциональной грамотности обучающихся 4 класса


«Исследование воздуха и его свойств. Откуда берётся воздух в самолёте?»









Автор-составитель:

Запольская Елизавета Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №42 г. Пензы




2023

Цели: совершенствовать умение решать составные задачи и изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.

Задачи:

  • Отрабатывать вычислительные навыки. Закреплять навыки работы с таблицей, диаграммой. Сформировать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни;

  • Развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру;

  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, учить учащихся правильному поведению в природе, воспитывать взаимоуважение, аккуратность. Воспитывать коммуникативные умения, продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.



Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап

Эмоционально-установочный

- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии по внеурочной деятельности. У нас с вами сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки.

- Ребята, сегодняшнее наше занятие предлагаю начать с дыхательная гимнастики.

- Встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

- Глубокий вдох — и ваши лёгкие наполняет живительная сила…

 - Ребята, как вы думаете, о чем идёт речь? Что поступает в наш организм при вдохе?

- Да, а попадая в кровь через легкие, как вы думаете, что происходит?


- Совершенно, верно.

- Можно ли представить себе жизнь без воздуха? Разумеется, нет, ведь дышим мы всю жизнь, с момента рождения и до самой смерти.

Для нас, людей, дыхание — это рефлекс, мы не задумываемся над тем, чтобы дышать, мы просто делаем это.

- Находясь сейчас в классе, мы тоже дышим и не задумываемся сколько воздуха в помещении, откуда он поступает, какой он сухой или влажный и достаточно ли его.

- Когда кровь достаточно насыщается кислородом, человек не испытывает головной боли, одышки, тошноты и сильной усталости. 


Следовательно, для комфорта (а в целом для поддержания жизнедеятельности) необходим приток свежего воздуха.


- Ребята, почему я решила поговорить с вами на эту тему. На днях ваш одноклассник Ярослав рассказал, что его папа купил ему билеты на самолет в Санкт-Петербург и на каникулах его ждём его первый полет на самолете.

- Только Ярослав задумался над одним интересным вопросом.

(Выходит Ярослав)






- Ребята, кто-то из вас может сразу ответить на этот вопрос?

- Поэтому предлагаю вам, сегодня вместе разобраться в этом вопросе и исследовать интересные факты о воздухе.

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

- Тема занятия «Воздух и интересные факты о нем»

- Какие задачи поставим перед собой?

















-Кислород

- Попадая в кровь через лёгкие он улучшает работу мозга.



- нет















Свежего воздуха.



- Как же я буду дышать в самолете. Ведь средняя высота полета пассажирского самолета составляет 9-12 тысяч метров. Воздух в этой части атмосферы уже значительно разрежен, а его температура ниже минус 45 0С. 


- Нет







(предположения детей)

- Узнать почему воздух необходим для жизни.

- Какой состав воздуха.

II этап

Пропедевтический

(подготовительный)

Чтобы Ярослав не волновался, я решила ему помочь разобраться в данном вопросе. Мы уже начали искать научное объяснение этого вопроса. А анализируя различные источники информации, нашли столько интересных фактов о воздухе. (Презентация. Приложение 1)

С давних времен люди изучали воздух и его свойства.

История изучения воздуха. (слайд)

Значение воздуха. (слайд)

А где же в жизни используются свойства свойств воздуха (слайд)

Ярослав собрал все сведения в один единый текст.

- Мы предлагаем вам ребята, сегодня поработать с этим тестом и выполнить в группах небольшие задания. А выполнив все здания, вы получите ключ отгадку в вопросу, который так волновал Ярослава.

Приступим к работе. Переверните листочки, которые лежат у вас на столах. Сейчас в группах вам предстоит познакомится с текстом. Один человек читает, остальные внимательно слушают. После прочтения, вы получите кейс с заданиями для работы. Многие ответы вы сможете найти в тексте. Если не знаете, как ответить еще раз перечитайте текст.

После выполнения – 2 человека от группы должны будут выйди к доске и приставить результат, выполненной работы. Если вы справились с работой – то получите конверт с ключом – отгадкой к нашему основному вопросу.


III этап

Деятельностный

- Итак, ребята начинаем. (на выполнение работы 7 минут)

- Ребята закончили.

ФИЗМИНУТКА

- Прежде, чем вы представите свои результаты – предлагаю, вам немного отдохнуть и выполнить физминутку. (видео)

- Можете представить свои результаты.

Кейсы с заданиями в приложении 2.

Выполняют задания







Дети выступают и называют ответы.

IV этап

Эмоционально-рефлексивный (оценочный)

- Ребята, вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы и справились с заданиями. Общими усилиями у нас на доске получилось слово СИСТЕМЫ – это ключ к отгадке на вопрос нашего занятия.

- Давайте посмотрим ролик. Внимание на экран.


- Ребята, теперь мы поняли, что все современные самолеты снабжены системами, которые одновременно обеспечивает салон кислородом.

- Какие же это три системы? Выберите карточки в своих конвертах и расположите в верном порядке.

- А что за аппараты способствуют работе этих процессов?

Выберите карточки и расположите в верном порядке.


- Молодцы ребята!

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

- Какие факты о воздухе для вас оказались самыми интересными?

- А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем занятии.

- У меня на доске взлетная полоса, выберете, то что соответствует вашей работе на нашем занятии и разместите свой самолетик если:

- на самую нижнюю полосу если – были трудности – тему не понял.

-на среднюю если – затруднялся, но тему понял.

- на верхнюю если – было не сложно, всё понял.

- Благодарю за работу! Спасибо за занятие!



- Система.



(Просматривают видеоролик)





- Надув кабины

- Вентиляция

-Кондиционирование

- Компрессор

- Пак

-Фильтр



«Исследование воздуха и его свойств. Откуда берётся воздух в самолёте».ppt

Откуда берется воздух в самолете_.mp4

Чударики - Самолет ( детская зарядка, физминутка ) - Детские песни..mp4































зАДАНИЕ 1

Прочитайте текст
Интересные факты о воздухе.

  1. Около четверти всего поглощаемого нами воздуха идёт на питание головного мозга.

  2. В среднем взрослый человек ежедневно потребляет около двадцати килограммов воздуха.

  1. Суперкар Bugatti Veyron на пике скорости за минуту потребляет столько же воздуха, сколько человек- за неделю.

  2. Азота в воздухе в несколько раз больше, чем кислорода. На азот приходится 4/5 части вдыхаемого воздуха.

  3. Чем выше, тем меньше в воздухе содержится кислорода. На вершинах высоких гор кислорода ощутимо не хватает. К примеру, содержание кислорода в воздухе на высоте вершины Эвереста на семьдесят процентов ниже нормального.

  4. Ежедневно человек делает в среднем двадцать две тысячи вдохов и выдохов.

  5. Воздух в помещении в среднем в тридцать раз грязнее, чем на улице, даже если речь идёт о не самом экологически чистом городе.

  6. Страна с самым чистым воздухом — Швейцария, а с самым грязным — Китай.

  7. Тайгу называют «зелёными лёгкими планеты», так как именно эти лесные массивы вырабатывают львиную долю кислорода.

  8. В лесу частота пульса человека уменьшается на пятнадцать-двадцать ударов в минуту, а дыхание становится ровнее и спокойнее.






КЕЙС 1 (задания для группы №1)

Задание 1

Рис.1 Материки


На уроке окружающего мира Маша и Костя дали ответы на вопрос, где расположены страны с самым чистым и самым грязным воздухом. Маша утверждала, что эти страны находятся на одном континенте, Костя был уверен, что на разных. При этом оба правильно называли Европу и Азию. О каких странах идёт речь? Кто из ребят прав? Объясни свой выбор.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2

Во всём мире уделяется огромное внимание созданию парковых зон, сохранению лесов, высадке деревьев.

Найди в тексте доказательства правильности этих мер и выпиши их.

А)______________________________________________________________________________________________________________________________________Б)______________________________________________________________________________________________________________________________________



КЕЙС 2 (задания для группы №2)


Задание 1. Во сколько раз воздух внутри помещений грязнее, чем на улице?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Используя таблицу 1, узнайте сколько сквозных проветриваний путем открывания окон и дверей в перерывах между уроками, до начала занятий нужно будет сделать дежурным вашего класса, чтобы избавиться от углекислого газа в помещении.

(Сколько раз и общее длительность в минутах)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Используя данные текста, восстановите круговую диаграмму «Состав воздуха», подпишите, смесь каких газов содержится в воздух

 

 

Рис.2 Состав воздуха

 














КЕЙС 3 (задания для группы №3)

Задание 1. Сколько в среднем вдохов и выдохов делает человек ежедневно? Выбери ответ.

1.202000 2.22000 3.220000

Задание 2. При каждом вдохе здоровый взрослый закачивает в легкие примерно ½ л воздуха.

В среднем в минуту совершается 16 вдохов, следовательно, всего лишь за минуту через органы проходят ? л, за час – около ? л.

Найди недостающие данные и запиши ответ в строчку, через запятую.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Сколько кг всего вдыхаемого нами воздуха идёт на питание внутреннего органа, который представлен на рисунке 1?


Рис.1

________________________________________________________________________________________________________________________________________









Ссылки на использованные ресурсы:


http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20/69-2011-01-05-09-19-00/595-taiga-rossii.html

http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/10-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d1%84%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%be%d0%b2-%d0%be-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%b5/

https://www.meteovesti.ru/news/63623986945-vozduha-my-vdyhaem