Конспект занятия внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности обучающихся 4 класса
«Исследование воздуха и его свойств. Откуда берётся воздух в самолёте?»
Автор-составитель:
Запольская Елизавета Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №42 г. Пензы
2023
Цели: совершенствовать умение решать составные задачи и изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
Задачи:
Отрабатывать вычислительные навыки. Закреплять навыки работы с таблицей, диаграммой. Сформировать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни;
Развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, учить учащихся правильному поведению в природе, воспитывать взаимоуважение, аккуратность. Воспитывать коммуникативные умения, продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап Эмоционально-установочный | - Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии по внеурочной деятельности. У нас с вами сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои улыбки. - Ребята, сегодняшнее наше занятие предлагаю начать с дыхательная гимнастики. - Встаньте, пожалуйста, и повторяйте движения за мной. 1. Глубокий вдох, выдох порциями. 2. Глубокий вдох, выдох с шипением. 3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз. - Глубокий вдох — и ваши лёгкие наполняет живительная сила… - Ребята, как вы думаете, о чем идёт речь? Что поступает в наш организм при вдохе? - Да, а попадая в кровь через легкие, как вы думаете, что происходит? - Совершенно, верно. - Можно ли представить себе жизнь без воздуха? Разумеется, нет, ведь дышим мы всю жизнь, с момента рождения и до самой смерти. Для нас, людей, дыхание — это рефлекс, мы не задумываемся над тем, чтобы дышать, мы просто делаем это. - Находясь сейчас в классе, мы тоже дышим и не задумываемся сколько воздуха в помещении, откуда он поступает, какой он сухой или влажный и достаточно ли его. - Когда кровь достаточно насыщается кислородом, человек не испытывает головной боли, одышки, тошноты и сильной усталости. Следовательно, для комфорта (а в целом для поддержания жизнедеятельности) необходим приток свежего воздуха. - Ребята, почему я решила поговорить с вами на эту тему. На днях ваш одноклассник Ярослав рассказал, что его папа купил ему билеты на самолет в Санкт-Петербург и на каникулах его ждём его первый полет на самолете. - Только Ярослав задумался над одним интересным вопросом. (Выходит Ярослав) - Ребята, кто-то из вас может сразу ответить на этот вопрос? - Поэтому предлагаю вам, сегодня вместе разобраться в этом вопросе и исследовать интересные факты о воздухе. - Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего занятия? - Тема занятия «Воздух и интересные факты о нем» - Какие задачи поставим перед собой? | -Кислород - Попадая в кровь через лёгкие он улучшает работу мозга. - нет Свежего воздуха. - Как же я буду дышать в самолете. Ведь средняя высота полета пассажирского самолета составляет 9-12 тысяч метров. Воздух в этой части атмосферы уже значительно разрежен, а его температура ниже минус 45 0С. - Нет (предположения детей) - Узнать почему воздух необходим для жизни. - Какой состав воздуха. |
II этап Пропедевтический (подготовительный) | Чтобы Ярослав не волновался, я решила ему помочь разобраться в данном вопросе. Мы уже начали искать научное объяснение этого вопроса. А анализируя различные источники информации, нашли столько интересных фактов о воздухе. (Презентация. Приложение 1) С давних времен люди изучали воздух и его свойства. История изучения воздуха. (слайд) Значение воздуха. (слайд) А где же в жизни используются свойства свойств воздуха (слайд) Ярослав собрал все сведения в один единый текст. - Мы предлагаем вам ребята, сегодня поработать с этим тестом и выполнить в группах небольшие задания. А выполнив все здания, вы получите ключ отгадку в вопросу, который так волновал Ярослава. Приступим к работе. Переверните листочки, которые лежат у вас на столах. Сейчас в группах вам предстоит познакомится с текстом. Один человек читает, остальные внимательно слушают. После прочтения, вы получите кейс с заданиями для работы. Многие ответы вы сможете найти в тексте. Если не знаете, как ответить еще раз перечитайте текст. После выполнения – 2 человека от группы должны будут выйди к доске и приставить результат, выполненной работы. Если вы справились с работой – то получите конверт с ключом – отгадкой к нашему основному вопросу. | |
III этап Деятельностный | - Итак, ребята начинаем. (на выполнение работы 7 минут) - Ребята закончили. ФИЗМИНУТКА - Прежде, чем вы представите свои результаты – предлагаю, вам немного отдохнуть и выполнить физминутку. (видео) - Можете представить свои результаты. Кейсы с заданиями в приложении 2. | Выполняют задания Дети выступают и называют ответы. |
IV этап Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | - Ребята, вы молодцы! Правильно ответили на все вопросы и справились с заданиями. Общими усилиями у нас на доске получилось слово СИСТЕМЫ – это ключ к отгадке на вопрос нашего занятия. - Давайте посмотрим ролик. Внимание на экран. - Ребята, теперь мы поняли, что все современные самолеты снабжены системами, которые одновременно обеспечивает салон кислородом. - Какие же это три системы? Выберите карточки в своих конвертах и расположите в верном порядке. - А что за аппараты способствуют работе этих процессов? Выберите карточки и расположите в верном порядке. - Молодцы ребята! - Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? - Какие факты о воздухе для вас оказались самыми интересными? - А теперь оцените свою деятельность на сегодняшнем занятии. - У меня на доске взлетная полоса, выберете, то что соответствует вашей работе на нашем занятии и разместите свой самолетик если: - на самую нижнюю полосу если – были трудности – тему не понял. -на среднюю если – затруднялся, но тему понял. - на верхнюю если – было не сложно, всё понял. - Благодарю за работу! Спасибо за занятие! | - Система. (Просматривают видеоролик) - Надув кабины - Вентиляция -Кондиционирование - Компрессор - Пак -Фильтр |
«Исследование воздуха и его свойств. Откуда берётся воздух в самолёте».ppt
Откуда берется воздух в самолете_.mp4
Чударики - Самолет ( детская зарядка, физминутка ) - Детские песни..mp4
зАДАНИЕ 1
Прочитайте текст
Интересные факты о воздухе.
Около четверти всего поглощаемого нами воздуха идёт на питание головного мозга.
В среднем взрослый человек ежедневно потребляет около двадцати килограммов воздуха.
Суперкар Bugatti Veyron на пике скорости за минуту потребляет столько же воздуха, сколько человек- за неделю.
Азота в воздухе в несколько раз больше, чем кислорода. На азот приходится 4/5 части вдыхаемого воздуха.
Чем выше, тем меньше в воздухе содержится кислорода. На вершинах высоких гор кислорода ощутимо не хватает. К примеру, содержание кислорода в воздухе на высоте вершины Эвереста на семьдесят процентов ниже нормального.
Ежедневно человек делает в среднем двадцать две тысячи вдохов и выдохов.
Воздух в помещении в среднем в тридцать раз грязнее, чем на улице, даже если речь идёт о не самом экологически чистом городе.
Страна с самым чистым воздухом — Швейцария, а с самым грязным — Китай.
Тайгу называют «зелёными лёгкими планеты», так как именно эти лесные массивы вырабатывают львиную долю кислорода.
В лесу частота пульса человека уменьшается на пятнадцать-двадцать ударов в минуту, а дыхание становится ровнее и спокойнее.
КЕЙС 1 (задания для группы №1)
Задание 1
Рис.1 Материки
На уроке окружающего мира Маша и Костя дали ответы на вопрос, где расположены страны с самым чистым и самым грязным воздухом. Маша утверждала, что эти страны находятся на одном континенте, Костя был уверен, что на разных. При этом оба правильно называли Европу и Азию. О каких странах идёт речь? Кто из ребят прав? Объясни свой выбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Во всём мире уделяется огромное внимание созданию парковых зон, сохранению лесов, высадке деревьев.
Найди в тексте доказательства правильности этих мер и выпиши их.
А)______________________________________________________________________________________________________________________________________Б)______________________________________________________________________________________________________________________________________
КЕЙС 2 (задания для группы №2)
Задание 1. Во сколько раз воздух внутри помещений грязнее, чем на улице?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя таблицу 1, узнайте сколько сквозных проветриваний путем открывания окон и дверей в перерывах между уроками, до начала занятий нужно будет сделать дежурным вашего класса, чтобы избавиться от углекислого газа в помещении.
(Сколько раз и общее длительность в минутах)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Используя данные текста, восстановите круговую диаграмму «Состав воздуха», подпишите, смесь каких газов содержится в воздух

Рис.2 Состав воздуха
КЕЙС 3 (задания для группы №3)
Задание 1. Сколько в среднем вдохов и выдохов делает человек ежедневно? Выбери ответ.
1.202000 2.22000 3.220000
Задание 2. При каждом вдохе здоровый взрослый закачивает в легкие примерно ½ л воздуха.
В среднем в минуту совершается 16 вдохов, следовательно, всего лишь за минуту через органы проходят ? л, за час – около ? л.
Найди недостающие данные и запиши ответ в строчку, через запятую.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Сколько кг всего вдыхаемого нами воздуха идёт на питание внутреннего органа, который представлен на рисунке 1?
Рис.1
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ссылки на использованные ресурсы:
http://www.geo-site.ru/index.php/2011-01-09-16-50-20/69-2011-01-05-09-19-00/595-taiga-rossii.html
http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/10-%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%81%d0%bd%d1%8b%d1%85-%d1%84%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%be%d0%b2-%d0%be-%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d1%83%d1%85%d0%b5/
https://www.meteovesti.ru/news/63623986945-vozduha-my-vdyhaem