КОНСПЕКТ
подгруппового логопедического занятия
с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма,
обусловленные
нерезко – выраженным общим недоразвитием речи
учащиеся из 2 «А» и 2 «В» классов
МОУ «СОШ №8»
Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».
Занятие подготовила: учитель-логопед
Китаева Е.М.
Тема занятия: «Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».
Цели: формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
развивать устную и письменную речь.
Задачи:
- научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
- формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
- развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
- формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
- развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
- развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
- воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
- обогащать словарный запас учеников;
- формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
- совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.
Ход занятия
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.
Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:
Кон – конь хор - хорь
Угол – уголь мел - мель
Ест – есть брат - брать
Ел – ель
А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Что вы можете сказать об этом мягком знаке? ( Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)
Ребята, какие времена года вы знаете?
Сколько месяцев в каждом времени года?
А в году?
Как называется время года, о котором говорится:
Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
Какие месяцы относятся к этому времени года?
(декабрь, январь, февраль)
Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)
Проверка. (слайд)
Ребята, а вам нравится зимушка-зима?
Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)
2. Объяснение нового материала.
Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7
Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв. А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.
Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;
Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный
А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).
Что он разделяет? Где его место в слове.
На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.
Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)
(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)
Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)
Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)
Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)
А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й , на губах улыбка.
Давайте проверим внимательные глазки.
(Чтение таблиц, таблицы на доске)
Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться)
Ви-вьи мя-мья рё-рьё
Ря-рья тё-тьё де-дье
Ня-нья сё-сьё пи-пьи
Тю-тью би-бьи тя-тья
Ме- мье ти-тьи ся-сья
Фи-фьи ди-дьи зя-зья
Чи-чьи рю-рью ля-лья
Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.
Ребята я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?
Где его место в слове?
Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд)
Прочитайте в полголоса.
Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья разделил их ловко я.
3. ФИЗМИНУТКА. (бросаю мяч ученику называя слоги…)
«Добавь разделительный мягкий знак» :
Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью
«Убери разделительный мягкий знак» :
Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би
4.Закрепление.
А) Игра «Один – много» (слайд)
Задание для детей записано в тетради.
Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.
Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-
Б) Измените по образцу (слайд) устно
Юра – Юрьевич, Юрьевна
Илья – Ильич, Ильинична
Валера – Валерьевич, Валерьевна
Василий – Васильевич, Васильевна
А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)
Соня-Софья
Даша-
Таня-
Илюша-
Уля-
Луша-
Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.
Какое было затруднение ( имя Луша).
Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька - душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.
В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд)УСТНО
Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я
Что вы скажете?
Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный
Г)Запишите слова, разделив их на две группы (слайд)
Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки
Кто уверен, что правильно написал слова - поставьте знак уверенности (!).
А кто сомневается, знак сомнения (?).
5. Итог занятия.
Возьмите перфокарты.
Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».
А Б В
1) + + + гостья, вьюга, льёт
2) + - - счастье, гость, снег
3) + + + оладьи, платье, семья
4) - - + медведь, голубь, вьюга
5) + + + веселье, житьё, гроздья
Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».
6. Рефлексия. (слайд)
Выберите для себя одно из утверждений:
- Сегодня на занятии я понял (а) …
- Сегодня на занятии я узнал (а) …
- На занятии мне было интересно …
- На занятии я научился (ась) …
Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.