Ход занятия:
Наша донская земля подходит для выращивания винограда. Ветер и птицы принесли на Донскую землю семена разных растений. Среди них и виноград. Но виноград дикий, с мелкими, черными и кислыми ягодами. Птицы и звери охотно лакомились диким виноградом. Но вот появились люди. Постепенно они научились многому: строить дома, выращивать растения. И тогда они обратили внимание на дикий виноград. Стали выбирать покрупнее и послаще. Со временем из винограда дикого вывели виноград культурный. До сих пор ученые выводят новые сорта винограда: есть виноград без косточек, с круглыми, с овальными ягодами и много-много других сортов.
А теперь подумайте и скажите, кто такой виноградарь? Это человек, который занимается выращиванием винограда. А участок земли, на котором растет виноград, называется «виноградник».
Существует множество разных сортов винограда. У нас сегодня есть три сорта: «Тайфун», «Дамский пальчик» и «Киш - миш». И сейчас вы сможете их попробовать. Когда пробуют, для того чтобы определить вкус или запах, это называется дегустация. Вот сейчас у нас будет дегустация разных сортов винограда. Вытрите руки влажными салфетками и приступайте к дегустации.
Дегустация винограда
Вы заметили, что ягоды винограда бывают окрашены в разные цвета. Какого цвета ягоды винограда, который вы сегодня пробовали – дегустировали? Розовый, желто-зеленый, почти черный. Ягоды, выросшие вместе, рядышком, называют виноградной кистью или гроздью.
А откуда взялись виноградные кисти разных расцветок рассказывается в старинной легенде. Легенда = это сказочный рассказ о чем-то, существующем на самом деле.
Легенда о винограде
«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона».
Сейчас виноград созревает насколько месяцев: первый созревает в середине лета, а урожай последнего, позднего винограда собирают в середине осени. Но земля и солнце и сейчас – родители винограда. Без солнышка ни зернышку не созреть, ни ягодке. Земля дает питание корням виноградного куста. А вот стебель и ветви виноградного куста называют «лоза». Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Лоза гибкая, длинная и тонкая. Чтобы она не ломалась от тяжести виноградных кистей, виноградари подвязывают лозу к столбику.
Птицы, насекомые, звери не меньше человека любят виноград. Пчелы, осы, муравьи любят полакомиться виноградом. Хомяки виноградные ягоды за щеку прячут в свою подземную кладовочку несут. А воробьи, грачи, вороны клюют сладкие ягоды виноградинки прямо с лозы.
Ведь виноград одаривает не только вкусными ягодами. Из винограда делают сок и вино. А еще вкусное лакомство. Вот оно. (Показ изюма). Знаете, что это такое? Это изюм – сушеные ягоды винограда. Для изюма выбирают виноград без косточек. Давайте проведем дегустацию изюма и виноградного сока.
Дегустация изюма и сока Оказывается, виноград еще умеет лечить некоторые болезни. И еще он очищает организм человека, дает ему силу и здоровье. Вопросы:
1. Чем отличается виноград культурный от винограда дикого?
2. Кто такие виноградари?
3. Как называют ствол виноградного куста?
4. Какого цвета бывают виноградные ягоды?
5. Что делают из винограда?
6. Что называют изюмом?
7. Кто, кроме человека любит виноград?
Знакомство с метеостанцией и приборами.
Цель: познакомить с метеостанцией , с приборами, с помощью которых составляют прогнозы погоды, а также с природными барометрами.
Ход :
В: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам
отгадать загадки.
1.Туман
Молоко над речкой плыло -
Ничего не видно было,
Растворилось молоко -
Стало видно далеко.
2.Сквозняк
Невидимка-озорник
В нашу комнату проник.
Заплясали занавески,
Календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу с треском
Дверь захлопнулась у нас.
3.Ветер
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
4.Дождь
Не пешеход, а идет,
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку
-Очень трудная загадка.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
5.Гроза
Вот по небу мчится конь
-Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
6.Радуга
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко -
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти.
В: Как можно, одним словом назвать все эти отгадки?
Д: Природные явления.
В: Какие природные явления, вы наблюдали сегодня по дороге в детский сад?(ответы детей)
Появляется герой: «Карлсон»
К: Здравствуйте ребятки! Ой, ну и прохладно же на улице, а чем это вы тут занимаетесь?
Дети рассказывают
К: Почему же я так замерз?
Д: Потому что одет не по погоде.
К: Ой а какая сегодня погода?
Д: ветренно, облачно….
К: А как же мне узнать, что одеть на прогулку?
Д: Посмотреть прогноз погоды?
К: А что это такое? Прогноз?
В: Ребята, а вы, собираясь в детский сад, спрашиваете у родителей. Какая сегодня будет погода? Слушают ли ваши родители по радио и телевидению прогноз погоды?
В: Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей) знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды (ответы детей).
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
о том, какая температура воздуха ожидается днём и ночью
В: Как ещё можно узнать о погоде?
Д: Прогноз погоды можно прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне.
В: Метеорологи могут предсказывать погоду и на территории огромной страны и в нашем городе.
Послушайте, какое стихотворение написано о людях этой профессии:
Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд
Обо всём метеоролог точно знает наперёд.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя иль града.
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара!»
В: Как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?
Д: Чтобы не простудится, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.
В: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, строители и водители, геологи и хлеборобы – все эти профессии (специалисты) нуждаются в точном прогнозе погоды.
В: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность.
На территории нашего детского сада тоже находится метеостанция.
Флюгер – показывает направление ветра,
Осадкомер – показывает количество выпавших осадков,
Термометр – измеряет температуру воздуха. И т.д.
В: результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят в дневник. Это дневник наблюдений.
Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем.
Проводится игра «Туча и дети».
(С помощью считалки выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку – маску. «Туча»
ходит вдоль условной границы: групповая комната условно делится на 2 части- в одной стоят стулья, в другой – дети.)
Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.
Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.
Дети (хором): Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!
(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья)
Природные барометры.
Мы с вами узнаем о погоде из прогнозов, составленных метеорологами, а в давние времена, когда профессии метеоролог не существовало, погоду предсказывали по растениям, а также по поведению птиц, животных и насекомых. Такие растения и животные называются природные барометры.
Подведение итога
В: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чём заключается работа метеоролога?
С какими приборами познакомились?
Для чего людям нужно знать состояние погоды?
Прогулка : экскурсия на метеостанцию проговорить название приборов и их назначение.
Задачи:
1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всего занятия.
2. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что- то новое.
3. Воспитывать гуманное, бережное отношение к растительному миру.
4. Приобщать детей к труду.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на осеннюю прогулку. Прежде, чем мы начнем свой путь отгадайте загадки:
Пришла без красок и без кисти.
И перекрасила все листья.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Я (осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (осень)
Воспитатель: Правильно, в загадках говорится об осени.
Воспитатель: А какие виды осени вы знаете? (ответы детей)
Давайте я вам подскажу. Послушайте стихотворение и скажите, о какой осени говорится?
Миновало лето
Осень наступила
На полях и рощах
Пусто и уныло.
(ранняя осень)
Листья солнцем наливались.
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
И по ветру полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит,
Золотым дождем шумит!
(золотая осень)
Туча небо кроет
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
(поздняя осень)
Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, какая бывает осень.
А какие приметы осени вы знаете?
(ответы детей: стало холодно, люди одели теплую одежду, в полях убрали урожай, листья на деревьях желтеют и опадают, часто идут дожди, птицы улетают на юг, начинаются заморозки и др.)
Воспитатель: Молодцы, все вы знаете. А сейчас давайте немного пройдемся и понаблюдаем за деревьями, которые растут у нас в детском саду.
(На большом экране: деревья с разными цветами листьев)
Воспитатель: Посмотрите на убранство деревьев. Какие они красивые, разноцветные! Какого цвета листочки? (пускаем слайды с листьями разного цвета)
Зрительная гимнастика «Цвета листьев»
(На экране: дуб с зелеными листьями)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за дерево? Какого цвета листья на этом дереве? Какие плоды? На что они похожи? Что можно из них сделать…. (ответы детей)
(На экране: грецкий орех с зелено-коричневыми листьями)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за дерево? Какого цвета листья на этом дереве? Какие плоды? На что они похожи, …. (ответы детей)
Воспитатель: А это какое дерево? Какого цвета у него листья? (ответы детей)
(На экране: рябина с желто-оранжево-красными листьями)
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что это за дерево? Какого цвета листья на этом дереве? Есть ли у него плоды? Какие? На что они похожи? Какую пользу они приносят? …. (ответы детей)
Рябина доставляет нам истинное удовольствие, она не уронила своих ярко-красных плодов и дает возможность еще долго любоваться ее красотой.
Сравнение деревьев…
Воспитатель: Ребята, а чем наши деревья друг от друга отличаются? (ответы детей)
Дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Ход игры:
Воспитатель: У каждого из вас в руках листок. Назовите с какого дерева он упал.
Например: У меня кленовый лист, он упал с клена.
Воспитатель: Ребята, давайте побродим и прислушаемся к звукам природы.
(слышатся звуки ветра) Воспитатель: Что вы слышите? (ответы детей)
(слышатся звуки дождя)
(Слышится шорох листьев)
Воспитатель: А теперь посмотрите наверх: вдруг какой-нибудь листочек оторвался и, кружась в воздухе, м медленно летит на землю.
Воспитатель: Нет! Наверно, слабенький ветерок у нас здесь. А если подует ветер посильнее, что тогда произойдет?
Дети: Много листьев полетит на землю.
Воспитатель: Как называется такое явление?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно! Само слово говорит за себя, листья падают. Давайте с вами поиграем в игру «Ли стопад».
Проводится игра «Листопад»
Ход игры:
Дети выбирают себе любой листочек по величине и по цвету
(дети бегают, взмахивают руками).
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!
Кружатся красивые жёлтые листочки.
(действия выполняют дети с жёлтыми листочками)
Кружатся красивые красные листочки.
(действия выполняют дети с красными листочками)
Покружились и уселись все на землю. Сели! Уселись и замерли.
Прилетел лёгкий ветерок, подул. (дуют)
Поднялись листья и разлетелись в разные стороны (дети разбежались в разные стороны)
Закружились, закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят.
А теперь все листочки летите ко мне.
Проводится игра на дыхание «Сдуй листик»
Воспитатель: Листья легкие, вот поэтому они и летят на землю медленно, летят и кружатся в воздухе. Давайте проверим так ли это? Положим листочек на ладошку и по моей команде подуем на него. Сначала, посмотрите, как сделаю это я. Листочек должен находиться на уровне губ.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас давайте соберем все опавшие листочки в кучу.
Трудовая деятельность: собирание опавших листьев
Воспитатель: На территории нашего детского сада растут не только деревья, но и кустарники. Назовите их?
Дети: Смородина, акация, сирень.
(Слайды)
Воспитатель: В чем отличие куста от дерева?
Дети: У дерева один ствол, а у куста – много;
дерево выше, а куст ниже;
дерево растет дольше, а куст - меньше;
корень у дерева мощнее и сильнее, чем у куста;
кустарники используют как изгородь, источник плодов или лекарственное растение,
а дерево используют еще и как строительный материал.
Воспитатель: А сейчас давайте станем в круг и поиграем в игру, которая называется «Деревья и кусты».
(Проводится игра малой подвижности «Деревья и кусты»)
Ход игры:
Участники становятся в круг. Ведущий называет поочередно деревья и кусты. На название дерева – дети поднимают руки вверх, а, услышав название куста - опускают вниз. Ведущий может назвать дерево, а сам опустить руки, или наоборот назвать куст - поднять руки.
Воспитатель: Ну вот, немного размялись! А скажите мне, ребята, какую пользу приносят нам деревья?
Дети: Дают кислород, очищают воздух, украшают наш город, дают тепло, в лесу растут ягоды и грибы, на деревьях строят гнезда птицы.
Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу. Теперь вы знаете какая бывает осень? (ответы детей) Приметы осени? (ответы детей) Что такое листопад? (ответы детей) Какие деревья и кустарники растут на участках нашего детского сада? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все сегодня хорошо отвечали, работали. А сейчас строимся парами и возвращаемся в группу. Ой, смотрите! (в стороне стоит корзина с грецкими орехами, желудями, веткой рябины). Что это в корзинке? (ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно! Давайте из них сделаем красивую поделку, чтобы вспоминать нашу прогулку.