Конспект занятия «Зимние праздники»
Цели:
-расширять представления о зиме и зимних праздниках, коммуникативные умения, формировать умение ориентироваться в пространстве относительно других предметов;
-развивать познавательные интересы, любознательность, способность к перевоплощению в игровую роль;
-воспитывать моральные качества личности посредством приобщения к традиционным духовным ценностям, понимания значимости нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- создать у детей радостное праздничное настроение.
Материал:
презентация «Зимние загадки», проектор, новогодняя елка, игрушки, картины празднования Нового года, Рождества, колядок, вертеп, звезды по количеству детей, костюмы ряженых, угощение для ряженых.
План :
Орг.момент. Приметы зимы. Зимние загадки
Рассказ по картинке «Празднование Нового года». Ориентирование на елке.
Песенка про елку.
Рождество. Легенда о рождественской елочке (вертеп)
Святки. Рождественские колядки, игры. Подведение итогов.
Ход занятия:
Организационный момент «Подари улыбку».
Воспитатель:
Рады, рады все на свете,
Рады взрослые и дети!
В гости снова к ним пришла
Кто? - Красавица...
Дети: зима.
Ведущая: А чем зима отличается от других пор года? (дети называют приметы зимы)
А вы любите зиму? За что?
Ведущая: А сейчас я вам загадаю зимние загадки:
(презентация «Зимние загадки»)
2. Воспитатель:
- Мы все любим зиму не только за ее красоту. Зимой мы отмечаем много праздников. А вы знаете какие? Вспомните, как мы отмечали Новый год? (дети отвечают с опорой на картинку)
Посмотрите на нашу елочку-красавицу.
Кто стоит возле елочки? (Снеговик)
Кто справа от него? Слева?
А кто спрятался за елочкой?
А кто сидит перед елочкой?
Какая игрушка выше всех?
Какая под ней?
3. Воспитатель: Новый год веселый праздник. Давайте порадуем нашу елочку песенкой.
(дети поют и танцуют под песню «Топ-топ сапожок»)
4. После Нового года мы отмечали еще один праздник – Рождество. Кто знает, что такое Рождество? (ответы детей). У всех вас есть день, когда вы появились на свет. Как называется этот день? Правильно, день рождения. Это радостный, весёлый праздник для вас и ваших родителей, бабушек, дедушек. К этому празднику готовятся, приглашают гостей, дарят подарки. История возникновения этого праздника произошла очень, очень давно, много – много лет назад (опора на картинку).
А как вы думаете, почему именно елочку наряжают на Новый год и Рождество? (варианты детей)
Я хочу рассказать вам одну историю (дети подходят к вертепу)
Слушайте внимательно.
Когда родился Иисус Христос, не только люди, но и деревья, росшие возле пещеры, радовались этому событию. Счастливее других были три деревца. Они росли ближе всех и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная ель. «Пойдем, поклонимся Младенцу, поднесем ему наши дары» - сказала пальма маслине». Возьмите и меня с собой»,- попросила елка. «А какие дары сможешь принести ты – колючие иглы да мелкую смолу?» - спросили ее пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел и ему захотелось помочь скромной елке. Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны. «Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день», - сказала пальма. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем. А елка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «За твою скромность я разукрашу тебя лучше твоих сестер». Ангел сделал знак, и одна за другой на зеленые ветки ели стали скатываться с неба звезды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, ни благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Елка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг – пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться». (воспитатель крепит маленькие звёздочки на иллюстрацию с ёлкой с помощью липучек)
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.
Я предлагаю вам украсить нашу елочку звездочками, чтобы она стала еще краше.
5. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник. (Воспитатель показывает картинку)
Во время святок молодежь и дети одевались в необычные костюмы, обходили дома, пели песни и просили сладостей. Их называли ряжеными, святочные песенки — колядками, а сам обряд — колядованием. В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение и с удовольствием выслушивали колядки. Считалось, что не дать ряженым конфет — значит навлечь беду на дом.
Вы слышите? Кто-то к нам идет? (дети встречают ряженых)
Ряженые поют колядную песню:
Игра с детьми «Снег»:
Как на горке: снег, снег.
И под горкой: снег, снег.
И на елке: снег, снег.
И под елкой: снег, снег.
А под снегом спит медведь…
Тише, тише, не шуметь.
Один из детей – в кругу, остальные идут по кругу. На последней строке останавливаются и один из детей произносит последние слова. Ребенок, сидящий с кругу, должен узнать по голосу, кто их сказал.
После ухода ряженых воспитатель благодарит детей за внимание и поздравляет с прошедшими праздниками.