СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "ЗКР, Подготовка к обучению грамоте"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "ЗКР, Подготовка к обучению грамоте"»

Конспект занятия

Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».


Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

-Обучать навыкам четкого произношения звуков «у, ц, р», делить звуки на гласные и согласные, правильно объяснять, чем они отличаются;

-Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове;

-Закреплять умение детей делить слова на слоги, придумывать слова по определенному количеству слогов

- Учить детей составлять слова с чередующимися гласными или согласными

-Обогащать словарный запас детей

Развивающие:

-Развивать фонематический слух;

-Развивать познавательный интерес и речь;

-Развивать внимание и усидчивость;

Воспитательные:

-Вызвать эмоциональный отклик детей.

-Воспитывать умение слушать.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, пройдет совсем немного времени, и вы пойдете в школу. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно владеть правильной и красивой речью. А сегодня я предлагаю вам поступить в школу. Но это необычная школа – «Школа ораторов». Кто такие ораторы вы знаете?

Дети: люди, которые владеют правильной речью, умеют долго и красиво говорить

Воспитатель: верно! Для того, чтобы вступить в эту школу, надо сдать экзамены. Вы согласны показать свои знания?

Дети: согласны!

Воспитатель: тогда начнем! Первое задание – это загадки!

Он и заснуть не даст подчас,

и невзначай разбудит нас.  (Шум)

На́ пол выронив утюг,

мы услышим звучный...   (Стук)

Что разбившийся бокал,

то и колокол издал.  (Звон)

 Теплоходу теплоход

издалёка подаёт. (Гудок)

 Когда в комок сминается газета,

тогда как раз услышать можно это.   (Шуршание)

 Ступи в листвы осенней ворох –

и ты услышишь лёгкий…   (Шорох)

 Две ладони наших рук

образуют этот звук,

вместе стукаясь при ловле

то ли мухи, то моли.  (Хлопок)

 На концерте все, кто были в зале,

этот шум ладонями создали.  (Аплодисменты)

Призывая на урок,

заливается... (Звонок)

 Воспитатель: молодцы! Правильно отгадали! Первое задание выполнено! как назвать одним словом все ваши отгадки?

Дети: это звуки

Воспитатель: да, мы вокруг слышим звуки. Посмотрите, на картинку (на доске картинка с изображением букв), что вы на ней видите?

Дети: мы видим буквы

Воспитатель: А вот и второе задание, чем отличаются звуки и буквы?

Дети: звуки мы произносим, а буквы пишем и видим

Воспитатель: Молодцы! Правильно! Ребята, какие звуки вы знаете?

Дети: гласные и согласные

Воспитатель: Как мы определяем гласный это звук или согласный?

Дети: произнося гласные звуки нам ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Гласный звук  мы можем громко крикнуть, сказать  тихо, шепотом, можно потянуть, спеть. А когда мы  произносим согласные звуки, нам мешает язык, зубы, губы – эти звуки мы произносим отрывисто.

 Воспитатель: Чем отличаются звуки от букв?

Дети: Звуки слышим и произносим. А буквы видим, читаем и пишем

Воспитатель: назовите гласные, которые вы помните

Дети: о, у, а, и…

Воспитатель: давайте произнесем их.

Дети произносят.

Воспитатель: эти звуки выходят из ротика свободно?

Дети: да

Воспитатель: а теперь назовите согласные звуки

Дети: т, д, н, м, р…

Воспитатель: теперь произнесем согласные звуки

Дети произносят

Воспитатель: что мешает нам произносить эти звуки?

Дети: губы, зубы

Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками (лук, река, лицо) а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно). Второе задание выполнено!


Воспитатель: третье задание! сейчас мы поиграем в игру  «Веселый поезд» (работа в парах)

Воспитатель: сейчас я каждой паре детей назову слово (дети, которые сидят за одним столом), а вы определите количество звуков в слове, которое вам достанется, и положите карточку в нужный вагон (сколько окошечек, столько звуков). Задание выполнено!


Воспитатель: четвертое задание! ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: он состоит из нескольких звуков.

Воспитатель: правильно, вот, например: слово «цапля» начинается на «ца». Сколько звуков вы слышите?

Дети: два.

Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей).

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ца».

Дети: царица, царапина, царевич, цапля, цунами, царь

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: рама, ракушка, ракетка, радио, рак, ранец, радость.

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много.


Воспитатель приглашает детей встать в круг. Игра «Закончи слово». Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец.

Воспитатель: Пти-ца, пуго-вица, луко-вица, еди-ница, рука-вица, мель-ница, пута-ница, пше-ница, пят-ница, умни-ца, яич-ница, яще-рица, сахар-ница, мыль-ница, песоч-ница, учени-ца, озор-ница,

Воспитатель: ребята, что вы заметили общего в этих словах?

Дети: они все заканчиваются на слог «ца»

Воспитатель: молодцы, вы очень внимательно слушали и выполнили четвертое задание!


Воспитатель: пятое задание это игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

- И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал).


Шестое задание - игра «Придумай слово».

Воспитатель: а сейчас ребята придумайте слово, чтобы оно начиналось на звук «У».

Дети: утюг, ура, урок, укус, уксус, укол

Воспитатель: молодцы! Вы много слов придумали на звук «у». давайте повторим, где стоит звук «у» в этих словах?

Дети: звук «у» стоит в начале слова

Воспитатель: а теперь придумайте слова, чтобы звук «ц» был в середине слова

Дети: кольцо, яйцо, певица, птица, пуговица, умница, темница, модница

Воспитатель: теперь придумайте слова, чтобы звук «р» был в конце слова

Дети: Трактор, рупор, топор, помидор, коридор, боксер, монитор, тренер, зефир, шофер, узор, мухомор, костер, забор, ковер,


Воспитатель: сейчас ребята я буду отстукивать определенное количество слогов. Например: я стукнула по столу два раза, значит в слове два слога. Вам нужно придумать слово с двумя слогами (игра «Придумай слово»)


Воспитатель: и сейчас мы с вами выполним последнее задание – это игра «Необычные слова»

Я называю вам слово, а вы должны заменить в нем гласную или согласную, чтобы получилось другое слово.

Воспитатель: чтобы вам было понятно, мы немного потренируемся. Давайте заменим гласную в слове «лук» на гласную «а», какое слово получится? (Лак).

дом – сом

сын – сон

стол-стул

кот – кит

раки-руки

точка - тучка

Воспитатель: а теперь будем менять согласные звуки!

лук  - сук  

колос-голос

ранец-танец

банк-танк

куча-туча

майка-зайка

 ранка-банка                                          

Воспитатель: ребята, я увидела, что вы много знаете! Вы приняты в «Школу ораторов»!

Мы хорошо позанимались, пора и отдыхать! Молодцы, ребята!